Таинственная Монголия: народные ремесла монголов
Монголия расположена в центре азиатского материка. На этой территории с глубокой древности жили различные племена и народы, сменяя друг друга, ассимилируясь между собой, иногда исчезая с лица земли.
Но декоративно-прикладное искусство и ремесло их передавалось из поколения в поколение, оставляя отпечаток на всех сторонах быта, жизни, эстетического и философского мышления.
Ученые монголоведы считают вторую половину 2-го тысячелетия до новой эры периодом высокого развития металлоплавления и появления знаменитого карасукского стиля в искусстве Монголии.
Для карасукского стиля характерны изображения скульптурных голов диких животных с длинными ушами, большими глазами, огромными рогами на бронзовых ножках. С Монголии эти изделия попадали в Иньский Китай и в Южную Сибирь. Ранней формой религии у всех палеоазиатских племен было шаманство, поклонение духам природы, обожествление и одушевление её. Древние люди имели своих племенных тотемов, почитали и молились им.
Из дерева они вырезали разнообразные предметы шаманского культа, представляющие собой зверей, птиц, животных, которые можно отнести к подлинным произведениям художественной резьбы. На декоративно-прикладное искусство и ремесло Монголии значительное влияние оказал буддизм, появились элементы индийского, тибетского, непальского искусства.
Иконостасы /гунгэрва/, сосуды для подношений божествам, курильницы и другие изделия, музыкальные духовые и ударные инструменты, употреблявшиеся при богослужениях, являлись творением умельцев народного ремесла. Основным жилищем кочевников является юрта, убранство её и декор требуют знаний целого ряда ремесел и видов декоративно-прикладного искусства. В легендах и сказаниях часто встречаются песнопения, восхваляющие юрты и дворцы.
Юрта, её форма, конструкция, роспись и утварь, проверенные временем и образом жизни, дошли без изменений до наших дней. Г.Е. Грум-Гржимайло, путешествовавший в начале века по западной Монголии и Урянхайскому краю, в своих записях отмечал особое значение кузнечного дела среди других народных ремесел Монголии. Когда в кузницу заходил чиновник, то кузнец мог не отрываться от работы и не приветствовать его, ибо по обычаю считалось, что кузнечное дело родилось намного раньше чиновника.
Монголы с давних времен всегда сами изготавливали из дерева домашнюю утварь: юрты, телеги, сундуки, шкафы, ведра, посуду, музыкальные инструменты и т.д. Резчики вырезали шахматы, хоролы /национальные игрушки/, фигурки домашних животных, клише для печатания книг и бурханов, предметы тонкой художественной работы. Изготовление монгольских национальных музыкальных инструментов издавна относится к особому народному художественному ремеслу. В истории Юаньской династии сказано, что во дворце императора Тогон Тэмура был симфонический оркестр в составе 312-ти человек.
Г. Бадрах в своем очерке писал, что монгольские музыкальные инструменты в большинстве своем струнные—щипковые и смычковые. Во всемирно известном монгольском героическом эпосе «Жангар» о супруге Жангара Агат говорился: «Когда в руки брала она высокую серебряную ятгу с 91 струной, раздавались крики лебедихи, снесшей в камышах яйцо, утки, снесшей яйца в зеркалах озера»… С глубокой древности и до нашего времени монгольское искусство, воплощая в себе большой опыт человеческого разума, продолжало и продолжает развиваться, обогащаясь и дополняясь, стремясь к прекрасному.
Фото: tsahimgal.mn, medee.mn
Источник: По материалам книги «Декоративно-прикладное искусство Монголии»