Тувинцы-христиане на Шагаа крестились, а церковный хор пел на тувинском
В новогоднюю ночь "Шагаа", в Воскресенском соборе тувинской столицы, после крещения новых членов христианской общины, совершено ночное богослужение с псалмами и молитвами на тувинском языке.
В эту ночь, в главном православном храме Тувы крестились 12 тувинцев и впервые состоялась не только ночная литургия, посвященная Шагаа, но и чтение псалмов на тувинском языке.
Как сообщает пресс-служба кызылской епархии: “К молитвам богослужения были присоединены прошения из последования молебна на гражданское новолетие, в которых возносились благодарения Богу за его благодеяния в минувшем году и испрашивалось благословение на предстоящий год. Некторые прошения, псалмы, молитвы, отрывки из Священного Писания священнослужители, хор и прихожане впервые произносили на тувинском языке. Большинство присутствовавших в храме приступили к Таинствам Покаяния и Причащения. В этот же день накануне ночной службы 12 человек приняли Таинство Святого Крещения.
Владыка Феофан завершил богослужение поздравительным словом, в котором пожелал прихожанам в связи с отданием праздника Сретения Господня иметь как можно больше встреч с Господом, подобно тем, которые происходили в этот день у верующих, приступивших к церковным таинствам.
Богослужение было завершено совместной трапезой архипастыря и мирян в трапезной воскресной школы при кафедральном соборе.
“Отличие церковного оформления новости от светского - в отсутствии фразы "служба в честь Шагаа". Все таки в любой день наша служба - в честь Христа” – комментирует событие известный православный реформатор Андрей Кураев на своей странице в FB. “Очень рад. Важен не повод к молитве, а сама молитва. Можно молиться по поводу начала войны и наступления мира. Можно молиться в связи с эпидемией или с засухой. А почему бы не помолиться, когда соседу хорошо и радостно? Так, может все таки пора и к нашим собственным детям проявить толику того толерантного радушия, что мы оказываем буддистам? И все же служить молебны святому Валентину 14 февраля и Всем Святым в известную осеннюю ночь?”- задается вопросом богослов.
Главный батюшка христиан Тувы в миру Алексей Ким Епископ Феофан — родом из Южно-Сахалинска. В 1997 году пострижен в монашество. С 1997 года священник Воскресенского собора в родном Южно-Сахалинске. С 2000 года работал в Корее и мэрией Сеула ему было присвоено звание “Почётного гражданина Сеула”. В октябре 2011 года решением Патриарха и Синода Русской православной церкви избран “Епископом Тувинским и Кызыльским”.
Христианская миссия в Туве отсчитывает уже второе столетие своего присутствия. В 1868 году с началом золотодобычи в Туве и прибытием русских купцов, один из них – Николай Путилов был рукоположен и стал первым православным священником. Первый православный храм появился 1911 году. В 1929 году при советской власти русская миссия отстроила Свято-Троицкую церковь стоящую и по сегодняшний день, наряду с новым Воскресенским кафедральным собором, освященным четыре года назад.
Кроме ортодоксальных христиан в Туве с 30-х годов сохранилась действующая старообрядческая община Белокриницкого согласия, в местечке “Верховье Енисея” имеется несколько поселений, полностью заселенных старообрядцами, чьи предки бежали после церковных реформ Никона за Урал. Староверы до сих пор не признают православную церковь. В республике есть организации и молельные дома евангелистов, баптистов, католиков.
В перечень всех приходов православной епархии входит 13 организаций по всей республике: храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ак-Довурака. Приход храма святых царственных страстотерпцев пос. Хову-Аксы. Приход храма преподобных Сергия и Германа Валаамских в с. Тоора-Хем Тоджинского кожууна. Православный Приход храма равноапостольного князя Владимира с. Балгазын Тандинского кожууна. Православный Приход храма блаженной Ксении Петербургской г. Кызыла. Приход храма в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района. Приход храма Иоанна Предтечи с. Суш Пий-Хемского кожууна. Приход храма в честь преподобного Сергия Радонежского г. Шагонара. Приход храма святителя Иннокентия Иркутского в. г. Туране. Приход Свято-Троицкого храма г. Кызыла. Приход храма Святителя Николая Чудотворца с. Бурен-Бай-Хаак Каа-Хемского района.
Тувинцев, принявших христианство, насчитывается по некоторым данным более 10%. Активная деятельность современных, образованных миссионеров делает привлекательной для коренного населения веру, традиционно считавшуюся “русской”. Для тувинцев-христиан дважды переиздавалась Библия на тувинском языке, над переводом которой работали сотрудники Тувинского института гуманитарных исследований. "В мире существует чуть меньше семи тысяч языков, из этих языков только на 470 языках есть полный перевод Библии, и одним из этих языков является тувинский язык. Вы представляете? Если такая великая книга переведена на отдельный национальный язык, есть надежда, что этот язык не исчезнет с лица земли", - уверена ученый секретарь Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва Людмила Мижит.
Кандидат культурологии Дмитрий Андреев, в работе на соискание кандидатской степени, освещая тему “Влияние религий Тувы на региональную культуру”, выходя за рамки академического труда не очень корректно как с научной, так и с общечеловеческой точек зрения противопоставляет два основных религиозных течения, широко представленных в республике: буддизм и христианство.
По мнению соискателя: “Давая знания, буддизм ничего не говорит о любви. Он говорит о сострадании всему живому на земле, но тема любви отсутствует в его учении /.../ главная религиозная догма христианства - это любовь к ближнему. Именно чувство любви и заботы об индивиде не могла дать ни одна из ранее существующих религий" . Хотя коренная доктрина буддизма как раз о любви и призывает рассматривать все живые существа как свою мать с соответствущим отношением, автор утверждает в заключение своего труда, без колебаний и сомнений: “Шаманизм занимает в настоящее время ту часть культуры, которая связана с болезнями и исцелением. Буддизм присутствует в другой ее части, то есть той, которая связана с праздничными обрядами (рождение, свадьба, новый год). Социальная же роль христианства еще полностью не определена и пока находится в стадии поиска, но, скорее всего, оно займет важное место в культуре Тувы уже в ближайшее время”.
Литургия, проведенная после крещения новых 12 “братьев и сестер во Христе”, в праздничную для тувинцев и буддистов Тувы ночь на Шагаа – безусловно подтверждает прогноз культуролога Андреева и пожелания богослова Куваева об активном продвижении вглубь православия в Туве среди коренного населения.
«В европейском сознании вера и национальная принадлежность – разные понятия. А у тувинцев это не делится, как и у всех древних. Мы должны не обрусить их, а принести им в культуру Христа, только тогда они потихоньку отойдут от идолов – свидетельствует миссионер, настоятель Абаканского собора – есть и такие тувинцы, для которых истина стоит выше национального вопроса”.
«Мои родители были язычниками: гадали на камнях, на лопатках животных, привязывали тряпочки на деревья; я всегда думала, зачем они это делают? Однажды я услышала о Евангелии. Говорили о какой-то Благой Вести, но я не понимала. Потом я стала интересоваться, узнала об Иисусе Христе и познакомилась с верующими. «В Библии сказано, - говорила я отцу, - что Бог сотворил все на небе и на земле. Почему ты поклоняешься дереву? Это же - создание Бога! Оно не слышит, а Бог слышит». Он не стал со мной спорить. Потом я думала о Будде. Разве Будда умер на кресте? Разве Он проливал кровь за грехи людей? Разве Будда воскрес из мертвых? Нет! А потом мне открылись слова: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». Так я размышляла и нашла Иисуса».
Это рассказ сестры-тувинки. Буддизм в Тыве насчитывает всего 120 лет. Это совсем не много. Но люди ходят туда, ищут помощи в своей жизни. Находят ли? Вот вопрос! Сестра в Господе рассказывает: «Последний раз, когда я пошла в буддийский хурэ, мне сказали, что для меня открыта дорога в могилу. Мне стало очень страшно. Не знала что делать. Думала, наверное, умру. Больше я туда не ходила». Наряду с буддистами процветает шаманизм - древняя религия тувинцев. Шаманы имеют даже больший авторитет, чем буддийские священники (ламы). Их приглашают на освящение домов, административных зданий и т.п. Природные источники воды зачастую превращаются в места паломничества язычников: один прицепил ленточку к дереву, за ним и другие. Шаманы освящают это место, и через некоторое время деревья превращаются в лохматые чудовища. В центральном парке Кызыла, столицы Тывы, установлено такое языческое святилище. Раньше там проводились постоянные жертвоприношения. Там же стоял так называемый «дом шамана». Это место постоянно было забрызгано кровью жертвенных животных. Все верующие молились, чтобы Господь избавил парк от такого соседства, и «дом шамана» снесли. В такой среде живут христианские общины разных деноминаций. Давайте будем молиться за этот народ, тувинцев, которых Господь очень любит” – делится на сайте организации баптистов еще один христианский миссионер налюдениями о религиозной жизни в республике.
Безусловно, в этом контексте, где перемешаны небылицы и мифы, правда и домыслы о религозной ситуации в Туве – межконфессиональное согласие может стать значимой проблемой. И хочется надеятся, что только открытостью, искренностью и чистыми намерениями, исключением возникающих элементов соперничества будут продиктованы действия всех, кто считает себя верующим человеком, несущим мир и добро.