Тува возобновила авиасвязь с миром
Самолеты в Туве давно вытеснены более дешевым, наземным транспортом. Но республиканская власть снова нашла возможность поддержки авиации и авиапассажиров. Из Кызыла теперь можно улететь в Иркутск и Новосибирск.
В 1994 году президент Борис Ельцин подарил республике, обещанный во время своего визита Як-42, успешно осуществлявший перелеты в Москву до 2005 года. Для окупаемости содержания, на правах аренды самолет отдавали в эксплуацию различным компаниям. Но с осени 2005 года прямой рейс в Москву был отменен в силу финансовых проблем по ремонту и содержанию единственного самолета “дальнобойщика”.
История тувинской авиации началась с появления первого самолета над Тувой в 1936 году. К 15-летию Тувинской народной республики СССР подарила 15 легковых автомашин и два самолета «ПО-2». По воспоминаниям тувинской писательницы Екатерины Тановой, появление «летающих лодок» («ужар-хеме»), как называли тогда тувинские араты самолеты, было удивительным явлением для того времени. В день празднования в Кызыле прошли демонстрационные полёты. С этой целью из Иркутска в Кызыл вылетели три самолёта П-5. На них в течение нескольких дней «прокатились 88 аратов, а также дети», - писала газета «Вперед».
“Первый тувинский летчик Чооду Кидиспей в тот год учился на последнем курсе Оренбургской авиационной школы. Успешно закончил ее в 1937 году, вернулся в родную Туву и сразу же взялся за создание авиазвена революционной армии страны (Тыва Арат Республики), организацию курсов по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников, одновременно заботясь и о строительстве взлетно-посадочной площадки, ангара и других сооружений будущего аэродрома.
Отбор был очень строгим. Из десятков претендентов Кидиспей отобрал лишь нескольких юношей. Первым из них стал Чимит, молодой водитель-механик из Туваавтотранса. Он отслужил в ревармии пограничником, отлично чинил технику, хорошо знал русский язык. Вместе с ним стали курсантами Хунан-оол, Ензак, Хопуя, Очур-оол, Дандар-оол, Анан-оол — его вчерашние сослуживцы. Обучал их сам Кидиспей и приглашенный из Советского Союза авиаинженер Николай Прохоров. С большим рвением учились курсанты. И вскоре они один за другим начали подниматься в небо. Какую несказанную радость испытывали молодые летчики! Вместе с ними радовался и гордился ими их командир Чооду Кидиспей” – вспоминает Екатерина Танова.
Когда началась Великая Отечественная война, Кидиспей решил обучить тувинских летчиков вождению боевых машин. В первые годы войны в Черногорске базировалась военная эвакуированная с Дальнего Востока Бирмская военная авиашкола. Там готовили пилотов истребителей и штурмовиков. Командир авиазвена добился того, чтобы в этой школе обучали и тувинских летчиков. Вскоре Чимит, Хунан-оол, Ензак, Хопуя отправились в Черногорск. Чили Чимит и Сергей Хунан-оол освоили истребитель. А Алекеей Ензак и Ховалыг Хопуя обучались вождению штурмовиков”.
Сергей Хунан-оол первым из тувинских летчиков оказался на фронте. А Ензак и Хопуя летали в тыл врага, вывозили раненных с мест военных действий, вернувшись домой из Японии только после подписания мирного договора и окончания второй мировой войны. Во главе с Чимитом они создали в 1946 году тувинский авиаотряд Красноярского территориального управления Гражданского Воздушного Флота, располагавший к 1972 году 12 вертолётами Ми-1, а также 22 самолётами Ан-2.
Из Кызыла выполнялись полеты в 23 аэропорта бывшего СССР. До 1990 года из Кызыла самолеты вылетали в Москву, Абакан, Красноярск, Шушенское, Саяногорск, Новокузнецк, Кемерово, Новосибирск, Томск, Барнаул, Бийск, Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Алма-Ату, Бишкек, Ташкент, Иркутск, Улан-Удэ, Благовещеск, Тынду и другие города. По местным воздушным линиям Тувы выполнялись полеты во все районные центры - 17 населенных пунктов.
Следует отметить усилия правительства республики по поддержке предприятия. По причинам финансового и экономческого характера в сентябре 1993 года вместо авиаотряда в республике появляется ОАО «Тувинские авиационные линии». Но с 2007 года большинство самолётов Як-40 перестали летать из-за выработки межремонтного ресурса. Оставшиеся простаивали из-за отсутствия топлива. Комиссия Красноярского управления запретила все полёты «Тываавиа» кроме аварийно-спасательных. Весь авиапарк: вертолеты и самолеты вместе с пилотами и технической службой перешли в аренду в АЭРОГЕО, а «Тываавиа» объявили банкротом.
Было введено внешнее управление, а пенсионный фонд за долги арестовал единственный Як-40, который еще имел небольшой эксплуатационный ресурс. Рейсы в другие регионы - Красноярск, Новосибирск стали выполнять частные авиакомпании. Но из-за недостаточной загрузки самолетов, большого расхода топлива и они терпели убытки, уходя с рынка. Только благодаря вмешательству республиканских властей удалось сохранить предприятие, а в 2009 году правительство выкупило имущество ФГУП «Тувинские авиационные линии», создав республиканский ГУП «Аэропорт Кызыл».