Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
18 марта 2015 38405

Тувинские частушки - "кожамык"

Автор: Галина Сыченко

Жанр кожамык (мн. ч. кожамыктар, ‘частушки, припевки’) занимает центральное место в песенной традиции тувинцев Эрзинского кожууна.  Эти припевки могут быть связаны с определенной ситуацией (например, свадьбой). Тексты кожамык  отражают практически все реалии народного быта. Характерна диалогическая форма исполнения, своего рода состязание в искусстве экспромта, продолжительность которого ограничена только мастерством певцов и ситуацией.

Реклама

Кожамык –  наиболее любимый и массовый жанр традиционного фольклора. До сих пор образцы кожамык можно записать во всех населенных пунктах, а также на чабанских стоянках. Практически каждый может исполнить хотя бы один-два кожамык, однако есть подлинные мастера этого жанра, которые могут импровизировать кожамыктар на любую тему. Многие исполнители считают сочиненные ими тексты «своими», а жанр в целом – местным по происхождению. Кожамыктар других кожуунов исполняются редко, в виде исключения. Напевы часто определяются исполнителями как родовые. Так, они могут атрибутировать исполненные мелодии как «напев соянов», «мелодия иргитов», «напевы кыргысов, чооду» (это основные аймаки – роды – эрзинцев) и т.п. В реальности родовой статус напевов не выявляется напрямую. Возможно, подобные представления отражают более ранние стадии существования традиции.  

Исполнителями жанра кожамык являются в основном люди среднего и старшего возраста, как мужчины, так и женщины, хотя запретов на исполнение детьми или молодыми людьми не существует. Кожамык поется соло, изредка – в сопровождении струнного смычкового музыкального инструмента (бызаанчы, морин-хуура, игила). Инструмент при этом дублирует мелодию. Существует также форма диалогического исполнения, когда участвуют двое и больше людей. В таких ситуациях происходит оттачивание мастерства импровизации и состязание в остроумии и владении поэтическим искусством.

 

В настоящее время в эрзинской традиции встречается пять типов исполнителей. Первый тип – это исполнители, которые нигде не выступают, поют только «для себя» и с трудом соглашаются спеть для записи. В этой категории преобладают мужчины. Второй тип – исполнители, которые часто поют в быту в основном, песни, усвоенные от других людей, и довольно охотно откликаются на просьбу спеть. Исполнителей данного типа больше всего среди эрзинцев – женщин и мужчин. Третий тип – исполнители с врожденным даром импровизации, которые и в повседневной жизни часто используют поэтическую речь.

 Исполнительница кожамык А.Б. Банчык с детьми и внуками

из с. Качык Эрзинского кожууна Республики Тыва. Фото Г.Б. Сыченко.

Таких исполнителей не приходится уговаривать петь, поскольку это естественное для них состояние. Их меньше, чем исполнителей второго типа, среди них есть как женщины, так и мужчины. Ярким примером такого рода исполнительницы является Сара Батыргыевна Сагды. Четвертый тип – исполнители, которые имеют природный талант, импровизаторские способности и являются активными участниками различных форм современной культурной жизни. Здесь также встречаются как мужчины, так и женщины. Наконец, к пятому типу можно отнести тех, кто обладает даром сочинять с выходом за рамки традиции. Таких исполнителей единицы.

 

Кожамыктар исполняются в самых различных ситуациях: во время досуга, праздничного застолья, встреч и общения молодежи, на свадьбе, за различными видами работы, в дороге. Любые ситуации, где собирается много людей, благоприятны для исполнения кожамык. Помимо публичной формы бытования распространено также пение «для себя», в отсутствие какой бы то ни было публики.

 

Ограничений на исполнение кожамык немного. Так, они не исполняются во время шаманских и буддийских ритуалов. Запрет на пение связан с периодом траура, а также с нахождением в сакральных зонах – в горах, тайге, вблизи источников, где не принято громко разговаривать и шуметь.

 

Тематика кожамыктар очень широка и довольно разнообразна. Образцы жанра не имеют закрепленных названий, тем не менее, исполнители используют различные термины, конкретизирующие содержание или характер исполнения конкретныхкожамык. Так, например, кожамык шуточного характера называют баштак / баштаң / хөглүг кожамыктар ‘шуточные / юмористические / веселые кожамык’, кыжырымак кожамык ‘насмешливые кожамык’. Напротив, грустные кожамык могут называться  мунгараанның кожамыы ‘кожамык грустящего человека’. К ним  примыкают өскүс кижиниң кожамыы ‘кожамыксироты’.

Фолк-группа “Тыва кызы”  единственная женская фольклорная группа, исполняющая горловое пение

В некоторых текстах отражаются народные представления об искусстве песенного импровизирования. Например, в кожамык, исполненном С.Б. Сагды, упоминается об основном художественном принципе кожамык – принципе парности (он заключен уже в самом термине кожамык):  

 

Кожамыкка эки-ле мен

Кожа ырлап кааптар мен

Кожар пөске хилиң-не мен

Кушкаштарны даарап каар мен

 

Смогу хорошо спеть кожамык,

Сочинять по парам легко.

Мастерица я в шитье,

Вышить птиц узорами могу.

 

Большинство кожамык исполнители считают «своими». Такое «авторство» в реальности является импровизированием в довольно жестких рамках традиционных поэтических и музыкальных клише. Если кожамык был сложен и исполнен раньше кем-то другим, как правило, близким родственником исполнителя, то такие образцы называют соответственно: авамнын кожамыы ‘кожамык матери’, ачамнын кожамыы ‘кожамык отца’, кырган-авамнын кожамыы ‘кожамык бабушки’, кырган-ачамнын кожамыы ‘кожамык деда’ и т.д.

 

В современную эпоху появляются такие определения как эп-найырал кожамыы ‘кожамык дружбы и мира’. Основная композиционная форма поэтического текста кожамык – строфа, состоящая из четырех строк. Строфы бывают парными, непарными и смешанными, когда в одном песенном образце сочетаются оба вида строф. Парность проявляется также внутри строф. Число слогов в каждой строке равно восьми, строки распадаются на два полустишия: 4 + 4. Возможны отклонения на один слог в каждой из полустрок (но не одновременно в обеих). Такой тип поэтической организации можно определить как симметричную силлабику.

 

 Саара Батыргыевна Сагды – мастер жанра кожамык из с. Булун-Бажы

Эрзинского кожууна Республики Тыва. Фото Г.Б. Сыченко. 

Напевы кожамык относятся к так называемым типовым напевам – мелодиям типизированной структуры, основанным на нескольких слогоритмических типах. В эрзинской традиции их пять. Слогоритмический тип охватывает строку, причем чаще всего все строки в строфе основаны на одном и том же слогоритмическом типе.  Поскольку все слогоритмические типы, независимо от их ритмического рисунка, основаны на строке, состоящей из восьми слогов, поэтический текст может быть реализован в любом слогоритмическом типе. Каждый из слогоритмических типов, в свою очередь, может соединяться с различными ладоинтонационными моделями. На пересечении слогоритмического типа и ладоинтонационной модели и возникают типовые напевы. Связь напева и поэтического текста очень свободна – один и тот же поэтический текст может быть исполнен практически на любой типовой напев.

 

Типовые напевы существуют в виде исполнительских вариантов, иногда довольно далеких друг от друга, но все же узнаваемых на слух. Большое  значение имеет система ладовых опор. В одном типовом напеве система ладовых опор сохраняется, хотя мелодически он может варьировать. Напевы кожамык основаны на пентатонике, которая у некоторых исполнителей сочетается с иной ладовой системой, по-видимому, предшествовавшей пентатонике. В этом можно увидеть проявление разностадиальности жанра. 

 

Интонационное развертывание напева охватывает либо две, либо четыре строки, то есть мелострофа может быть двух- или четырехстрочной. Напев начинается обычно в нижней зоне звукоряда, затем захватывает верхнюю зону и заканчивается, как правило, в средней либо нижней зоне. Распевы одного слога в напевах жанра кожамык минимальны, они редко превышают два-три звука. Темп исполнения – от быстрого до среднего.   

 

Исполнители кожамык Б.-Ш. Н. Тангыт и К.Й Тангыт

из с. Морен Эрзинского кожууна Республики Тыва. Фото Г.Б. Сыченко

Манера исполнения кожамык напрямую связана с типом исполнителей, выявленных в традиции. Исполнителям первого типа свойственна декламационная манера пения кожамык. Исполнителям второй категории присуще развитое интонирование с хорошим певческим дыханием.  Традиционное звукоизвлечение предполагает открытую манеру пения, в мелодике присутствует орнаментирование. Наиболее ярко традиционное народное звукоизвлечение проявляется у исполнителей третьего типа – народных певцов-импровизаторов, манеру которых отличает яркое звучание и обилие украшений. Другая особенность исполнителей данного типа заключается в том, что они могут складывать кожамык «с ходу», чередовать пение с поэтическими вставками. Для исполнителей четвертого типа характерен звонкий, открытый звук, четкая артикуляция, некоторая сглаженность локальных особенностей интонирования. На их манеру пения влияние оказало частое выступление на сцене. Исполнители пятого типа выходят за рамки традиции в области текста, мелодики и тембра.

 

Традиция исполнения кожамыктар до сих пор бытует на территории Эрзинского кожууна, однако с каждым годом исполнителей, владеющих искусством импровизации, становится все меньше. Появляются новые формы бытования, связанные с исполнением на сцене. В сценических версиях появляются новые характеристики, связанные с театрализацией, обработкой напевов и их аранжировкой для различных инструментальных составов, не свойственных традиции. При этом зачастую утрачивается импровизационный характер и теряется традиционная исполнительская манера.

 

С целью популяризации и сохранения традиции кожамык был выпущен компакт-диск с записями фольклора, готовится научно-методическое издание.

Фото: http://www.culture.ru/

Источник: http://www.culture.ru/

В сюжете: кожамыкТувафольклорЭрзинтувинские частушки

Похожие материалы

11 июня 3435

КрасАвиа открывает прямой рейс из Кызыла в Улан-Батор

Первый полет состоится 25 июня 2025 года, далее рейс будет выполняться еженедельно.

10 июня 2483

Театр «Байкал» принял участие в фестивале «Вселенная кочевника»

Главный дирижер Жаргал Токтонов и музыкант Мунко Дондоков представили Бурятию на межрегиональном фестивале в Тыве.

10 июня 3698

В IV Международном фестивале шаманизма «Дунгур» примут участие гости из Китая, Турции, Перу, Казахстана, Германии и Монголии

Гости фестиваля станут свидетелями впечатляющих шаманских обрядов, которые дадут возможность всем присутствующим прикоснуться к древней традиции и ощутить связь с миром духов.

4 июня 859

Учёные СО РАН поддержали проект международного транспортного коридора через Туву в Китай и Монголию

Новый маршрут позволит снизить нагрузку на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, нарастив внешнеторговый оборот с КНР и Монголией, а также укрепит социально-экономические и геостратегические ориентиры России.

Первая полоса

8 апреля 18614

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня 1

У-УАЗ поставил «Газпром авиа» три вертолета Ми-8АМТ для обслуживания труднодоступных объектов

Воздушные суда будут эксплуатироваться в Томском и Самарском филиалах компании.

Сегодня 185

В Агинском пройдет фестиваль стрижки овец «Белое золото Аги»

Фестиваль стрижки овец «Белое золото Аги», признанный лучшим событием промышленного туризма в 2024 году, пройдет в Агинском 29 июня.

Реклама
Сегодня 195

В Туве до конца июня Наадым отпразднуют в девяти кожуунах

В этом году традиционный праздник животноводов пройдет с 18 по 20 июля в местечке Тос-Булак Кызылского кожууна.

Сегодня 201

Дни якутской культуры прошли в Монголии

Дни якутской культуры в Монголии завершились яркой победой артистов Республики Саха( Якутия,РФ) на Международном Этнофестивале "АЗИЯ- 2025".

Реклама

Популярное

  • 11 июня 3448

    Ветераны СВО из Бурятии проходят лечение в центрах реабилитации Социального фонда России

  • 11 июня 3407

    Отделение Банка России в Бурятии возглавил Виталий Пономарев

  • 11 июня 3405

    КрасАвиа открывает прямой рейс из Кызыла в Улан-Батор

  • 11 июня 3359

    III Международный буддийский форум пройдёт в Калмыкии с 25 по 28 сентября

  • 11 июня 3305

    Буряад театр получил «Серебряную маску»

  • 11 июня 3294

    Ветеран СВО получил умного помощника для социальной адаптации

  • 11 июня 3099

    Губернатор Забайкалья отправил правительство края в отставку

  • 11 июня 2786

    Монголия отмечает День Будды

Сегодня 104

Железный шлем киданьского воина империи Ляо продемонстрируют на выставке в Чите

Этот железный шлем, случайно обнаруженный в Забайкалье в 1982 году, принадлежал элите киданьской армии – воинам, создавшим могущественную империю Ляо (Железная).

Сегодня 201

Изменение климата и рост скотоводства вызвали опустынивание 77% земель в Монголии

Потепление в стране в три раза превышает среднемировой показатель за последние 60 лет, заявил директор Института географии и геоэкологии Академии наук Монголии Авирмэдийн Дашцэрэн.

Сегодня 211

Монголия заняла 65-е место в Индексе глобальной конкурентоспособности

В этом году Монголия получила 40 баллов из 100 возможных, что на 5 баллов и 4 позиции ниже, чем в предыдущем году.

Сегодня 216

Новое правительство Монголии сосредоточится на развитии человеческого потенциала

Правительство сосредоточит свое внимание на развитии компетентных, продуктивных, здоровых и конкурентоспособных на мировом уровне граждан Монголии и активизирует комплексные реформы в области здравоохранения, образования и социального обеспечения.

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Вчера 494

“Задел на будущее”: БПЛА бурятского производства представили Минвостокразвития РФ

В рамках целевой поездки в Бурятию заместитель главы Минвостокразвития РФ Антон Басанский провёл рабочую встречу с главой Бурятии Алексеем Цыденовым и министром промышленности, торговли и инвестиций Денисом Гармаевым.

Вчера 473

В Туве благодаря грантовой поддержке откроется кризисный центр для женщин с детьми

Женщины смогут найти в центре временное жильё, получить помощь с вещами, продуктами, трудоустройством и социальной адаптацией.

Самое важное

10 октября 2024 26387

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 26571

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 26331

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 27373

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок