На освященной Его Святейшеством Далай-Ламой горе Хайыракан в Туве, открылся маршрут для обхождения - Кора
Во время своего единственного посещения Тувы 21 сентября 1992 года, Его Святейшество Далай-лама ХIV на вертолете приземлился у подножия священной для тувинцев горы Хайыракан (Медведь) и освятил его. Сейчас на этом месте установлена ступа – белоснежный сувурган (по-тувински), чортен (по-тибетски). Казалось бы, Хайыракан должен стать одним из символов буддизма Тувы. К сожалению, кроме сувургана-чортена ничто не напоминает о пребывании здесь Его Святейшества.
Тувинские буддисты-ламы и верующие совершают свои ритуалы постоянно где-то, но только не на единственном месте в Туве, где лауреат Нобелевской премии мира, желанный гость всех буддистов мира совершил бесценный обряд для возрождения буддизма в республике.
Хайыракан воплотил в себе две главные религии тувинцев: шаманизм и буддизм. Об этом свидетельствует такой факт. Финский ученый-антрополог, этнограф, шаманист Хеймо Лаппалайнен в 1991 году участвовал в симпозиуме по шаманизму в Туве. Он полюбил эту страну, ее народ. И в 1994 году, перед смертью завещал, чтобы часть его кремированного праха развеяли над прекрасным и священным Хайыраканом. Что и было сделано. Эти и другие факты можно услышать во время совершения Коры вокруг Хайыракана от гида.
13 июня этого года впервые на Кору- обхождение Хайыракана собрались 20 человек из Кызыла и из города Шагаан-Арыг. Самому старшему, народному писателю Тувы Черлиг-оолу Куулару — 75 лет, а самым младшим паломником оказался 9-летний второклассник Арбак Донгак.
Гид сообщил, что Кора не спортивный тренинг, а особая молитва энергетическому Хайыракану. Длина маршрута паломнического туризма 12, 2 км., время кругового обхода по часовой стрелке на протяжении 6-8 часов. Высота над уровнем моря колеблются от 700 м до 520 метров.
Первым пунктом привала (по-туристски) – кратковременного отдыха, была местность “Фотосессия”, где можно снять на фото-видеокамеру окружающую природу, группу, себя на фоне причудливых скал.
Через полтора часа ходьбы – “Аржаан”, минеральный источник в отверстии большого известняка. Чтобы набрать живительную воду аржаана здесь надо неукоснительно соблюсти национальный ритуал принятия минеральных источников. Во время принятия обряда, развешивания кадаков, молитвенных флажков звучала музыка из флейты, горловое пения в стиле “хоомей” от Народного писателя, “каргыраа” в исполнении девятиклассника шагаан-арыгской школы Донгак Чимиса.
С “Аржаана” начинается самая интересная и увлекательная часть Коры: после недолгого обеда пилигримы увидят и поклонятся “Дереву, удлиняющейся жизнь”. На южной стороне, на гребне Хайыракан увидят Уттуг-Хая – “Дырявую скалу”, сквозную пещеру.
В одной местности встречаются барханы песков, это своеобразный Кара-Кум, Сахара. Если снять обувь, то можно запросто обжечь ступни. Эта местность на карте-схеме отмечена, как “Сальто”. На песках когда-то, кем-то установлен турник, перекладина. Мужчины на нем подтягиваются, делают перевороты. Находятся даже женщины, которые по несколько раз могут подтянуться. Школьники Найыр и Чимис “крутили” акробатическое переднее сальто безупречно. Если неудачно выполнишь это экстремальное упражнение, то мягкий песок облегчит падение. Во время этого обхода паломники – пилигримы открыли на седле горы небольшую Уттуг-Хая – сквозную пещеру, около которой можно медитировать.
Перед четвертым перевалом есть местность, где можно проверить наличие своего духа. Для этого надо громко крикнуть в сторону вертикальных скал Бичии Хайыракан — Малого Хайыракана. Если услышишь эхо – значит твой дух при тебе. А при отсутствии оного надо обратиться к ламе, чтобы он прочел сутру, для возвращения его в твою плоть.
С последнего, четвертого перевала вид на восточную сторону потрясающей красоты: пойма великого Улуг-Хема, его рукава, причудливые горы за рекой, зеленый лес, равнина. – полотна Рериха наяву. Перед тобой в нескольких метрах высятся известняковые стены Малого Хайыракана – природный скалодром альпинистов.
Паломники привязав последние молитвенные флажки на перевале попадают на местность “Получение энергетики Хайыракана”. Около узкой тропы, где гора обрывается вниз, встречаются прямые вертикальные скалы. Паломники встают лицом к скалам, на некоторое время прикасаются их ладонями, щеками и медитируют.
Последний спуск очень крутой, потому, всех пилигримов заранее предупреждают, чтобы имели в руках палки. На бывшей лошадиной тропе, в данное время — месте стока дождевых вод можно увидеть вкрапления красноватых, синеватых камней в известняки. Это местность называется “Чараш-даш” – “Красивые камни”.
Любители камней могут собирать их коллекцию. Самое низкое место – 520 метров над уровнем моря, внизу, у протоки Улуг-Хема – Енисея, где расстилается луг. Уставшие, мечтающие о холодной воде паломники могут здесь утолить жажду, искупнуться. Но вода в протоке удивительно холодная. Как заметил один из паломников: “Холодная, как вода реки Лены в Якутии”.
Во время этой Коры паломники получили вдоволь энергию солнца. Температура воздуха была выше плюс 30 градусов; энергетику земли – Хайыракана и в самом конце — энергетику живительной холодной воды.
Самая интересная и энергетическая часть Коры, которая сильно действует и на человеческое мышление простирается с “Аржаана” до воды на расстоянии 5 км. Все участники Коры от 9-летнего малыша до 75-летнего писателя-аксакала за 7 часов успешно прошли паломнический маршрут.
Они получили своеобразный сертификат и признались, что получили мощнейшую энергетику в своем теле и духе, да, еще заверили, что пройдут Кору еще не раз. Гид им напомнил, что если кто совершит 13 раз Кору Хайыракана, то он имеет право взойти на вершинное плато, где много пещер со своими тайнами.
Справка:
Кора: обход вокруг горы Кайлас. Как Земля совершает круг вокруг светила, дающего ей жизнь, так тибетские паломники совершают обход вокруг священной горы Кайлас. Паломники верят, что прошедший 108 кругов вокруг Кайласа гарантированно возродится в Чистых Землях на небесах, ибо божественная сила этого места столь могущественна, что может очистить карму, то есть стереть все причины, которые могли бы привести к рождению в нижних мирах, а также среди животных и людей.
Кора – так называют тибетцы ритуальный обход святыни. Повсюду в Тибете Вы можете видеть, как паломники движутся по часовой стрелке вокруг монастырей, ступы, священной горы. Внутри храмов они также следуют выбранному направлению, методично преподнося дары (масло для светильников и деньги) каждому Будде и божеству. Специальный обряд почитания – нендра – призван особо глубоко очистить карму молящегося. В этот обряд входит начитывание мантр (один круг – 108 раз) и простирание – земной поклон, в конце которого человек во весь рост ложится на землю. Обходя таким образом святыню, верующий своим телом обмеряет путь поклонения. Некоторые ламы совершают простирание от самой Лхасы. По утверждению тибетцев такое паломничество длится 800 дней.
Тувинские альпинисты в 2013 году совершили Внешнюю Кору Кайласа (6714м) в южном Тибете — жемчужины планеты, самого высокогорного святилища в мире. По возвращению домой они совершили обход вокруг священной горы в центральной Туве – Хайыракан, около которой ежедневно снуют взад и вперед сотни, тысячи машин. Альпинисты – паломники Кайласа, совершив несколько обходов, составили карту-схему маршрута, измерили расстояния разных значимых точек и отметки от уровня моря с помощью GPS навигатора, с погрешностью всего лишь десятки метров.
Пирамидальная гора Хайыракан, действительно, издали похожа на Кайлас, только цвет другой – сизый. Тувинцы с давних времен поклоняются этой горе. О ней сложены много легенд. Одна из них гласит, что за солнцем, звездами в Черном Небе жил Хайыракан. Он был шаманом из Небесного Рода. Когда он спускался на Землю, то первым коснулся к верхушке пирамидальной горы. Люди увидев Его падали ниц и воскликнули: “Оршээ Хайыракан!” – “Помилуй, Хайыракан!”. И с тех пор эту гору стали называть Хайыракан (Медведь), в значении Бога. Потому, гора Хайыракан в первую очередь – шаманское святилище.
В 1914 году, один из сторонников образования Тувинской Народной Республики Иннокентий Сафьянов в городе Минусинске издал книгу “Длинная ночь”, в ней он напечатал одну из легенд о горе Хайыракан. Прекрасно владея тувинским языком Сафьянов написал немало легенд, мифов тувинцев начала 20 века. А в 1913 году известный местный лама Чамзырын пригласил из Монголии буддисткого священнослужителя, и они освятили Хайыракан в десяти местах. Это местность называется “Он кум” – “Десять песчинок.”
С 1930 года, когда правительство Тувинской Народной Республики прошагало по пути большевиков, то, за короткое время разрушили буддийские монастыри, разогнали и репрессировали высокообразованных лам, вытравили источник национального сознания – шаманизм, а священная гора Хайыракан стала для последующих поклонений всего лишь географическим объектом.
Фото: Маадыр-оол Ховалыг
Источник: http://maadyr.com/
В сюжете: ТуватувинцыбуддизмДалай-ламатуризмсвященное местоХайыракан