Оккупация святынь
Одновременно с проведением буддийского обряда Кора - пешего маршрута вокруг священной для тувинцев горы Хайыракан, на эту же гору 13 июня было совершено восхождение других активистов. Явление, называемое "Конкуренцией культур" наблюдаемое в таких регионах, как Республика Алтай, где есть даже судебные прецеденты, связанные с охраной сакральных мест и превращением их в туристический бизнес, сейчас наблюдается и в Туве. И яблоком раздора, похоже, становится именно гора Хайыракан.
Новость о том, что “участники археологического лагеря «Долина царей» сделали восхождение на священный Хайыракан” дублируется на многих новостных сайтах республики Тыва. Тональность сообщений напоминает по стилистике язык СМИ Северной Кореи, с бодрыми рапортами о достижениях и передачей пламенных приветов с самых разных точек и от различных групп населения.
Сообщается, что: “Альпинисты и археологи обратились к Главе Тувы: «Уважаемый Шолбан Валерьевич, Ваша энергичность, упорство, самоотверженная работа и Ваши трудовые успехи нас - улуг-хемцев, вдохновляют. Мы - общественники Улуг-Хемского кожууна будем не только всемерно поддерживать Ваши творческие идеи, но и будем их активными проводниками во имя процветания нашей Республики. Желаем Вам счастья, крепкого здоровья, семейного благополучия!»
В новости сказано о том, как председатель администрации Улуг-Хемского района “всесторонне поддерживал и развивает общественную инициативу” исходящую от Общественного Совета при администрации района и Клуба горного туризма района, под руководством “Снежного барса” Марианны Кыргыс.
Восхождение было организовано:
“В честь Дня России, как символа нерушимости и единения народов России и в целях экологического воспитания: привития бережного отношения к природе, почитания традиций и обычаев народа в отношении гор и священных мест, пропаганды ЗОЖ и привлечения молодежи к занятиям спортом, поднятия их морального духа и выработки волевых качеств, совершенствования спортивного мастерства. В рамках мероприятия состоялся экологический десант по очистке субургана на перевале «Он-Кум», прошел обряд поклонения горе, обряд очищения – окуривание можжевельником (артыш) участников восхождения. На вершине водрузили флаги РФ и РТ”
Всего в восхождении приняли участие 49 человек, в том числе участники Международного археологического лагеря «Долина царей», приехавшие в Туву на раскопки из Москвы, Смоленска, Саратова, Красноярска, Нижнего Новгорода, Московской и Оренбургской областей”.
В августе 2003 года гора упоминалась в связи с международным симпозиумом посвященным шаманизму, под заголовками “Гора религиозного раздора”. В программе симпозиума были ночные массовые камлания, захоронение праха исследователя шаманизма, финского антрополога.
Буддийская сангха сделала тогда заявление, что воспринимает своеобразную приватизацию горы и действия шаманов с политиками, как неуместное и не вполне корректное по отношению к чувствам верующих. Кандидаты на пост главы района стали пользоваться горой Хайыракан, как площадкой для агитации со спортивными мероприятиями так часто, что освящение стало проводиться по несколько раз в месяц всеми желающими победить в выборах.
Одна из самых известных тувинских шаманок, главный участник симпозиума Ай-Чурек Оюн (1963-2010) впоследствии рассказала в интервью о своем отношении к происходившему вокруг Хайыракана:
“... Очень хорошо, что в Туве есть буддизм. Без буддийских храмов я не считаю свою землю красивой. Важно то, что вера помогает людям, а не то, что это ламы, или шаманы, или кто-то ещё. Самое главное, чтобы люди были довольны, а вера - это очень важно, так как она нужна людям.
Я не могу быть против буддизма только потому, что я - шаман. Злого буддизма нету, это я знаю точно. Поэтому я хочу, чтобы были буддистские храмы и большие сильные учителя. Что касается симпозиума, там произошло некоторое недоразумение. Этот скандал начался ещё в 1992 году, когда в Туву приезжал Далай-лама. До этого никаких обрядов на Хайыракане не проводилось после 70 лет гонений, Далай-лама же освятил Хайыракан.
Эта гора имеет для Тувы большое значение. У неё высокий статус горы с "белым духом", и в ней заложен большой потенциал богатства и долголетия. В 1993 году на первый симпозиум в Туву приезжал финский учёный Хеймо Лаппалайнен. Когда он впоследствии умер, он завещал похоронить себя по шаманском обычаю - развеять его прах. В прошлом году программу симпозиума составляли сотрудники научного центра. Они не шаманы, не буддисты, они даже сами не знают, кто они. И они в программу внесли обряд вызывания.
Вызывания бывают разные - одно дело, вызывание Белой дороги, там же речь шла о вызывании духов умерших, шаманов и духа Хеймо Лаппалайнена. Вся Тува была против этого. Пришло очень много народа из Улуг-Хемского кожууна, на территории которого находится Хайыракан, все они стояли там и не пропускали шаманов.
Для меня это была очень трудная ситуация, мне было даже стыдно за шаманизм. Я увидела в нём плохую сторону. Шаманы слишком много себе позволили. Шаман - человек, управляющий своим духом, а в этом случае они пошли на поводу у других. Этого делать ни в коем случае нельзя было. Я и не собиралась туда ехать. Но составили приказ, пытаясь заставить меня ехать. В том случае, если я откажусь, пугали тем, что будут препятствовать и не будет зарубежных поездок. Потом я, после раздумий, решила всё-таки поехать. Пригласила туда телевидение, средства массовой информации.
Я решила, что если я не сделаю этот ритуал, то он не состоится. А другие не могли этого сделать. Вызывание духов умерших - очень трудный и сложный ритуал, который могут выполнить немногие. Было видно, что многие шаманы, приехавшие туда, боялись духов, обитающих в горе. Они думали, что будет какое-то обычное, рядовое вызывание. Я даже могла в какой-то момент их обмануть, ввести в заблуждение насчёт ритуала. Но так делать тоже нельзя.
Собралось очень много народу, приехало более 100 иностранных участников. В итоге, когда взошла Луна, по знакам Луны и звёздам, я поняла, что мне нужно сделать. Я обратилась ко всем собравшимся и сказала, что программа изменяется, что мы должны будем сделать ритуал, который соответствует духу горы. И мы провели ритуал вызывания Белой Дороги. И все трения и скандалы прекратились на следующий день сами собой. Ещё иностранные участники хотели установить там памятник Хеймо. Так я им сказала, что раз вы не можете его оживить, так и памятник отсюда убирайте. Никакого памятника здесь быть не должно. Как освятил Далай-лама, так всё и останется.
Некоторые хотели остаться там на второй день, но я сказала, что мы здесь оставаться не будем. Мы сделали на рассвете очищение и уехали оттуда. Когда мы приехали в Шагонар, пришёл Даа-лама, по моему приглашению. Он чтением мантр открыл следующий вечер по моей просьбе. Я сказала, что мы не собираемся делать тяжёлых ритуалов, я обязательно помогу людям, чтобы у них была белая дорога. Так всё и произошло. Потом всё это показывали по телевидению. Некоторые, конечно, возражали, преимущественно мужчины, но каждый шаман знает свою силу, знает, где остановится, и поэтому мои шаманы со мной не ссорятся.
Никаких ссор с буддистами тоже не было. У научных сотрудников между собой было много споров, и даже во время торжественного вечера в кинотеатре "Найырал" они продолжали ссориться. Мне даже пришлось вмешаться, чтобы это остановить. Я сказала им, что самое прекрасное на нашей земле - буддизм и никто не имеет права принижать буддизм. А если вы, как учёные, участвуете в симпозиуме, помогите нам, помогите этой земле, оставьте после себя какие-то позитивные результаты, а не сейте раздор между шаманами и буддистами. Эти люди много занимавшиеся наукой в своей жизни, как правило, либо не понимают ничего в духовности, либо они против буддизма или шаманизма. Вот эти учёные много ссорились между собой. Такой вот был ужасный симпозиум” – подвела итоги шаманка.
Согласно народным традициям тувинцев, лицам женского пола “поднимать подол” следует осторожно. Это означало ограничения, связанные с их физиологическим состоянием в известное время и пребыванием в определенных местах, при проведении отдельных ритуалов. Сакральные места тщательно оберегались от чужих глаз, присутствия посторонних лиц, даже в современное время тувинцы ревниво относятся к тому, что в угоду прибыли и “туристической привлекательности региона” раскрывается на потребу денежной публике – все.
Праздные туристы в шортах заглядывают на молебны в буддийский храм, чтобы сделать “прикольные селфи”, заплатив деньги, позируют с шаманами, прокладывают собственные маршруты по Туве, в качестве “знатоков” зазывая в места, являющиеся для коренного населения священными.
Столь же непростое отношение сохраняется у части населения и к работе археологов. Вне зависимости от того, к какому периоду истории и к каким этносам относятся захоронения и исследуемые памятники, уважительное отношение к чужому праху и стойкое неприятие к любому действию, связанному с “ковырянием тела Матери-земли” в тувинской среде сохраняется.
Поэтому, коллизия с двумя маршрутами в один и тот же день на гору Хайырыкан в Туве – напоминание администрации района, ведомству туризма и культуры, заинтересованным лицам об учете всех нюансов, синхронизации действий и соблюдении баланса интересов, когда сталкиваются бизнес, политика, “религиозные чувства” и неписанные, незыблемые традиции народа, проживающего на этой территории.
Источник: http://gov.tuva.ru/