Скульптуры Даши Намдакова приобрели в России за 11 миллионов
Красноярский художественный музей впервые за много лет получил деньги на закупку произведений искусства.
Теперь в коллекции сразу четыре скульптуры и два графических листа всемирно известного бурятского художника – Даши Намдакова.
Камерная выставка с работами Даши Намдакова — результат долгих переговоров в течение целого года. Теперь на карте с обозначением музеев-обладателей его работ (25 стран) появится Красноярск, а в главном здании художественного музея — особняке В.Н. Гадаловой, разделенном на небольшие комнаты, теперь оборудован зал для трех скульптур и двух графических листов.
Даши Намдаков родился в 1967 году, начал работать в мастерской бурятского скульптора Г. Г. Васильева в Улан-Удэ, закончил Красноярский художественный институт (где учился у художников и скульпторов Л. Н. Головницкого, Ю. П. Ишханова, А. Х. Боярлина, Э. И.Пахомова).
Первая персональная выставка состоялась в Иркутском художественном музее в 2000 году, с тех пор его выставки объехали всю планету, показывая образы и формы прежних эпох, древнее и забытое, произведения, в основе которых бурятское национальное наследие, буддийские мотивы и традиции Центральной Азии, а также элементы европейской культуры.
Кроме каких-то официальных сведений, про Намдакова, например, интересно знать, что он был художником фильма «Монгол» Сергея Бодрова, или что его работы находятся в коллекциях Путина, Абрамовича и Лужкова; или что в декорациях к многим фильмам (например, «Звезда» Анны Меликян) его скульптуры используются в качестве антуража достатка — ну и так далее.
После выставки в июне 2014 года, которая была в Красноярске в рамках АТФ, сотрудники музея захотели приобрести несколько работ. Заместитель директора по науке Анастасия Кистова рассказывает: «Даши сам горел желанием, чтобы в Красноярске было что-то из его работ, он приехал полный планов, мы всячески старались способствовать его встречам, контактам — была встреча с мэром, главным архитектором города, мы старались ему помогать.
И с одной стороны, в благодарность, с другой — стараясь реализовать свое желание, чтобы в Красноярске формировалась его коллекция, поскольку отсюда родом его учитель, здесь он формировался как профессиональный скульптор, он сказал, что готов продать скульптуры по не очень дорогой цене. И наш музей стал искать, кто бы мог помочь, потому что такие деньги музею не снились».
Во время выставки художник подарил музею два жикле (изображения, отпечатанные на фактурной ткани): «Всадник с секирой (из серии „Воины“)» и «Богатая невеста» (оба 2001 года).
Богатая невеста, 2001 год
Всадник с секирой (из серии “Воины”), 2001 год
Лама с барабаном, 2003 год
Скульптуры удивительно органично смотрятся вместе: устойчивый бронзовый «Старый воин», с раздутыми формами и множеством мелких деталей (от фрагментов одежды до мимики), находится в диалоге с такой же небольшой, но уже тоненькой девушкой, олицетворяющей «Юность».
Она умиротворенно сложила руки за спиной и, несмотря на кажущийся утяжеляющим головной убор, все-таки как будто привстает на пальчиках — именно это движение подъема, едва заметного, тонкого, повторяет скульптура «Полет». Там на спине у лошади с длинной, устремленной наверх шеей, обхватив ее, сидит девушка (или спокойный ребенок, или существо с небес), и две фигуры — и человека, и лошади, сливаются.
Вся вместе композиция, умело подобранная музеем Сурикова, закольцовывается в пространстве многогранника.
Юность, 2000 год
Старый воин, 2001 год
На вопрос, сколько стоят скульптуры, Анастасия отвечает с уточнением: не сколько они стоят, а за сколько их продали, художник сделал большую скидку. В итоге покупка трех скульптур обошлась примерно в 11 миллионов.
«Нас поддержало Правительство края, губернатор поставил свою резолюцию, мы подготовили письмо, объяснили цену — оформление документов заняло полгода». За последние два года фонды пополняются за счет подарков. Государственных денег, специальных ассигнований музей не получал очень давно.
В прошлом году музей получил небольшую сумму, но вся она пошла на расплату с долгами: «Часто художники готовы продать работы, и мы понимаем, что нужно их брать, потому что будут другие желающие купить — частные галереи, просто коллекционеры, и тогда это из музея уйдет. Мы просим оставить, и когда появляются деньги, выплачиваем художникам».
Крупных приобретений — на такую сумму — за всю историю музея не было.
Полет, 2007 год
Фото: www.newslab.ru
Источник: www.newslab.ru
В сюжете: Даши НамдаковКрасноярскКрасноярский художественный музей