55 - Ховалыгу Кайгал-оолу, Народному хоомейжи Тувы
Многодетный отец, известный музыкант и дедушка, солист группы "Хун-Хурту" отмечает сегодня юбилей. Он не только земляк Шойгу, уроженец того же города Чадаана, в котором родился министр обороны, добавивший, как и Кайгал-оол родному месту популярности. Носителя уникального имени "Кайгал-оол" - ловкий мальчик, молодец, удалец, хитрец - не перепутаешь ни с кем. Второго Кайгал-оола Ховалыга в мире нет, может быть и растут малыши, названные в его честь, но в World music - это имя остается в единственном числе.
Так сложилось, вернее пренебрежение в СССР к национальной культуре народов, было таким, что к 90-м годам возрождение фолк- музыки у тувинцев, основанное на традиционном горловом пении “хоомей” и аккомпанировании на аутентичных инструментах, а не балалайках, вызывало жгучий интерес где угодно, но только не в самой России. Поэтому, гастроли первых тувинских горловиков и их творчество оказалось востребованным именно на Западе.
Охотно поменяв электрические гитары на игилы, и репертуар ВИА с “Любовь, комсомол и весна!” на родные, тувинские народные песни, сохранившиеся в памяти лишь как напевы бабушек и дедушек, солисты эстрадного отдела филармонии стали фолк-музыкантами и начали гастролировать по миру, став самым эффективным брендом новой Республики Тыва.
Ховалыг Кайгал-оол один из 4-х музыкантов группы Хун-Хурту в ее составе с самого основания группы вместе с Саяном Бапа. В разное время в ней играли Альберт Кувезин, Андрей Монгуш, Анатолий Куулар (1963-2015), cейчас Huun-Huur-Tu (Хун-Хурту) кроме ветеранов – это еще Радик Тюлюш и Алексей Сарыглар.
Народный хоомейжи Тувы Андрей Монгуш – слева
Саян Бапа и Алексей Сарыглар
Пятнадцать лет назад корреспондент “Афиши” попытался рассказать о музыкальных новинках и представляя тувинскую музыку, расписал несусветную чушь, после чего депутат Госдумы на тот период Каадыр-оол Бичелдей, от имени республики даже подавал судебный иск за клевету. В легковесной манере столичный репортер изложил все, что смог собрать по подвалам форумов, начиная с того, что:
“Узкоглазые люди, скакавшие по бескрайним степям в оленьих шкурах, пытались имитировать ворчание медведя, ржание коней, шелест травы. Они жили на территории, объединяющей Туву, Монголию, Тибет, Алтай, и по-другому петь не умели”
и заканчивая тем, что сейчас покойный музыкант Аяс Данзырын, как типичный тувинец
“... может полгода не мыться, есть вонючую медвежатину, сидеть в юрте, тренькая на хомусе и хрипя горлом. В крови тувинцев не хватает ферментов, расщепляющих алкоголь. Пить им нельзя. Но после массового переселения русских крестьян в конце XIX века в Туве завелась водка. Тувинцы пьют, сходят с ума и ненавидят русских. Еще они постоянно курят марихуану. Для большинства из них трава является единственным источником дохода. «Ярим бербе?» — спрашиваешь кызыльца про марихуану. Он, видя то, что ты русский, недовольно качает головой: «Чок» — и лезет в карман за ножом.
Эти, не поддающиеся комментированию, в силу бредовости сведения, иллюстрируют скорее, сложившиеся представления об иных культурах в целом по России, и конечно же, ту степень отчуждения и непонимания, которая долгое время искусственно или нет, но служила идеологемой в многонациональной стране. Все что не относится к русскому (советскому, как преемнику) искусству, не имеет никакой ценности и значения. А его носители, автоматически не могут быть никем иным, как смешными маргиналами, интересными только сумасшедшим иностранцам.
В описываемый репортером “Афиши” период, “Хун-Хурту” Huun-Huur-Tu уже была знаменита. В 1992 году группа только собралась, а уже через год в США выходит их первый альбом «60 Horses in My Herd» (60 лошадей в моем табуне) и прослушивание в самых престижных концертных залах мира. В 1994г. группа “Кронос” и “Хуун-Хуур-Ту” дали совместный концерт в переполненном 4-хтысячном Мемориальном Зале Стэнфордского Университета.
Тувинские музыканты записывались в Голливуде для фильма Уолтера Хилла (Walter Hill) «Джеронимо – американская легенда» («Geronimo – An American Legend»), киностудии «Columbia Pictures» вместе с известным музыкантом Рай Кудер (Ry Cooder), Микки Хартом (Mickey Hart) – барабанщиком культовой группы «Грейтфул Дед» (Grateful Dead).
Хуун-Хуур-Ту выступили с выдающимися музыкантами: Stevie Wonder, Bob Weir (Greatful Dead), Trilok Gurtu, Fun-Da-Mental, Bulgarian Voices Angelite и другими.
В Японии с ансамблем "Кодо", исполняющем народную музыку только на ударных – самый большой из которых весит 320 килограммов.
В Бельгии тувинская народная музыка доводила рэйверов до экстатического транса. В Софии совместный проект с обладателем премии «Grammy» – Болгарским женским хором Les Mystere Des Voix Bulgares.
Название группы, переводимое, как “поток солнечных лучей”, проецировали на их исполнительскую манеру: “Творческая идея ансамбля — транслировать поток вечной музыки, которая не нуждается в композиторских изысках. Ансамбль может считать себя создателем новой традиции тувинской музыки. Та традиция, которая выставляется в виде засушенного гербария в музее, — не живая. А они ее развили, не модернизируя, не пытаясь применять рок-инструменты к примеру, и тем самым сделали ее интересной для всего мира! Это не просто горловое пение, не спекуляция трюковыми моментами, а очень глубокое осмысление тувинских народных традиций” – писали о ней музыковеды.
Лишь после этого, интерес начал пробуждаться и дома, в России. Газеты и журналы запестрели интервью, приглашениями в эфир. Музыканты рассказывали о себе и творческом пути. Например, у Кайгал-оола по отцовской линии Ховалыгов в роду оказался известнейший исполнитель горлового пения Комбу Сембилович Ондар, первым представивший тувинские песни и горловое пение на московской сцене. В 1934 г. фирма «Мелодия» выпустила пластинку с тувинскими песнями и хоомеем, в том числе и с его голосом, который теперь считается классическим образцом “Дзун-хемчикской школы” горлового пения. По материнской линии музыкант отмечает дядю Коммун Содунамовича Монгуш, автора популярных песен «Чыргакы-Хем», «Бора-Чыраам».
“Наши предки были удивительно талантливыми людьми” – говорит музыкант – мой дядя Дамба-Хаа имел прозвище “Хөөмейлээр”, “Горловик” а другие дяди так искусно пели, подражали звукам природы, диких и домашних животных, что сами прекрасно понимали их язык. Например, мой дедушка вот так ласкал и уговаривал телящуюся овечку: «Мк-ка-ка, мк-ка-ка, чаптанчыын, кортпа-кортпа. Ажырба-ас-ажырба-ас, кызырай бээр сен, хоржо-ок! Бооп чиптер, хоржок!». Не бойся, давай уж постарайся, а то съедят ведь, нельзя, тебе надо постараться выжить”. А во время дойки кобыл ему слышалось, как птицы ругают кобыл и их хозяев: «Чылбаанчы, кулун тырт! Чылбак куяк, бе саг!». “Придержи жеребца! Давай, начинай доить, глупая ты женщина – и эти звуки в виде свиста и щелканья птиц в его исполнении действительно неподражаемо походили на человеческий язык”.
О своей семье (у них с супругой Анной трое детей – сын Саян, дочери Сырга и Сылдыс) Кайгал-оол Ховалыг, папа и дедушка рассказывает очень тепло : “ … Дети – мое богатство и счастье. Так и в старину было у тувинцев: народ жил бедно, но, лакомые кусочки оставлялись младшим, для них старое перешивалось, ушивалось и дети рваными, голодными и обделенными любовью не ходили. И другие народы исконно трепетно относились к детям, любили и пестовали.
Это сейчас появились дети-беспризорники и те, которых сдают в детдома. Современная тувинская семья предпочитает ограничиваться одним или двумя детьми, мол, больше не потянем. Некоторые хотят только сыновей. А что, дочка не человек? Для меня и сын, и дочки дороги. Парень, который возьмет твою дочь в жены, тоже станет тебе сыном.
Работали с супругой, не покладая рук, и не заметили, как дети выросли. Младшая дочка родилась, когда мне был сорок один год. Из роддома младшую встречать не довелось, новорожденная дочка уже была дома, когда приехал с гастролей. Когда вернулся со следующих гастролей, она уже по дому бегала. Младшей много нежности и ласки достается. Со старшими было по-другому не оттого, что их меньше любили, а потому что мы вместе росли, становились на ноги. Но они нас не ревнуют и любят сестренку. Имя Сылдыс – звезда, которое они выбрали, соединили с именем, данным ламой, и получилось Долзатмаа-Сылдыс.
Когда нас видят с младшей, часто говорят: «Это ваша внучка? Как она на вас обоих похожа!» Долзатмаа-Сылдыс – счастливый ребенок, потому окружена любовью родителей и брата с сестрой, которые ей тоже, как папа и мама”.
Младшая дочь Сылдыс
Отчетный концерт детской творческой студии Оксаны Тюлюш, май 2011г.
народная песня “Оскустун ыры”, Плач сироты в исполнении Кайгао-оола Ховалыг, одна их самых красивых композиций одноименного альбома .
Плач сироты
Оскус ле бодум, чангыс-ла бодум опейлиимде олурум кай, опейлиимде олген болза оле шараш, хамаан эвес
Кара-ла чангыс кужур-ле бодум кавайлыымда калырым кай, кавайлыымда калган болза, ханы-ла шараа хамаан эвес
Уязындан чарылганда куштун толу кээргенчиг, иезинден чарылганда кижи-ле толу кээргенчиг
Ортемчейнин уулезин ортээр эвес, баглаар эвес олген авам туруп-ла келгеш оорушкуну шанаар эвес?
перевод:
Сирота я одинокий, лучше бы мне умереть в младенчестве, если умер младенцем – ничего не успеешь почувствовать, ты просто плоть
Один-одинешенек, лучше бы мне не жить с колыбельного возраста, если умер в колыбели, ну что там такого – плацента кровавая
Разлученный с гнездом жалок птенец маленький, разлученное с матерью несчастно дитя человеческое
Доли мирской не избежишь, ни отвязаться от нее никуда, да мертвая мать разве поднимется и придет к тебе?
Радостью тебя не сможет накрыть...
Гости юбилея – будущие ламы во главе с Камбы-ламой Тувы Тензин Цультим башкы (1947-2014)
Поздравление от близких на 50-летии, в августе 2010 г.
Гость юбилея в 2010 году, первый президент Тувы Шериг-оол Ооржак
Гости юбилея в 2010 году. Народный хоомейжи Тувы Конгар-оол Ондар (1961- 2013) коллега, земляк и друг.
Очередной юбилей. Подарок к 55-летию старшему брату, наставнику, мастеру от младшего поколения музыкантов, “Союза хоомейжи Тувы” – ключи от автомобиля, 14 августа 2015г.
Заслуженный артист РФ, Народный хоомейжи Тувы Кайгал-оол Ховалыг
Фото: Саяна Монгуш
В сюжете: Ховалыг Кайгал-оолТувагорловое пениеХун-Хуртухоомей