США vs Китай в Южно-Китайском море
"Последнее китайское предупреждение" № 5 по поводу островов Спратли и Парацельса в Южно-Китайском море. Теперь уже от министра обороны Китая Чан Ваньцюаня, который на конференции по безопасности в Куала-Лумпуре обратился к главе Пентагона Эштону Картеру с призывал "не совершать опасных шагов" в китайских территориальных водах.
Международные воды или территориальные воды Китая?
Как уже писал АРД, Китай начал возводить искусственные острова в спорных акваториях в июне 2014 года. На эти области в Южно-Китайском море претендуют Япония, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины, Бруней и Вьетнам. Наиболее напряженной является ситуация вокруг рифа Скарборо, а также архипелага Спратли, который, как считается, богат нефтью и газом. Кроме того, острова архипелага имеют стратегическое значение: возведение там взлетно-посадочных полос, которым активно занимается КНР, существенно усилит китайские позиции в регионе.
27 октября эсминец ВМС США «Лассен» (USS Lassen) типа «Арли Бёрк» совершил поход к спорным островам в Южно-Китайском море. Как утверждает Пекин, в ходе своей миссии корабль минимум один раз без разрешения зашел в территориальные воды КНР — а именно в пределы 12-мильной зоны вокруг одного из искусственных островов, насыпанных китайцами на спорном рифе. США признали этот факт, однако заявили, что не считают его нарушением международного морского законодательства, поскольку не признают права Китая на создание искусственных островов в спорной акватории, – сообщает агентство ”Рейтер”.
Как сообщили в Пентагоне, глава военного ведомства США Эштон Картер в ходе встречи с китайским коллегой подчеркнул, что США не занимают никакой позиции по территориальным спорам в Южно-Китайском море. Он призвал все стороны отказаться от возведения искусственных островов и милитаризации региона. При этом Картер объявил, что США будут «продолжать отстаивать принцип свободы судоходства в Южно-Китайском море в соответствии с международным правом».
Авианосцы неэффективны?
В связи с обострением ситуации в Южно-Китайском море американский военный эксперт Джерри Хендрикс предположил, что из-за того, что Китай обладает крылатыми ракетами, способными поражать американские авианосцы они вместе с авиацией близкого действия всего станут бесполезными, - сообщило Си-Эн-Эн.
Развитие противокорабельных ракет средней дальности потенциальными противниками, в частности Китаем, заставляет задаться вопросом об эффективности дорогостоящей оборонной стратегии США, подчеркивает Хендрикс. В том же направлении, указывает он, работают оборонщики России, Ирана и Северной Кореи. Если подобные системы покажут свою эффективность, возможности американских авианосцев в обширных регионах будут ограничены.
На грандиозном параде в Пекине в сентябре Китай продемонстрировал новую противокорабельную ракету "Дунфэн-21D", дальность поражения которой достигает 1,5 тыс. км. Китай объявил, что она является единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой, способной преодолевать системы обороны авианосных групп, поднимаясь на орбиту и маневрируя при снижении.
Эксперт из Center for New American Security Джерри Хендрикс в своем докладе указывает на главное слабое место авианесущей группировки - собственно самолеты, дальность которых ограничена. Развитие средств сдерживания, в частности ракет, способных поражать авианосцы, сведет к минимуму их возможности подойти на достаточное расстояние к берегу и эффективно применять авиацию, утверждает Хендрикс.
Он считает ошибочным принятое два десятка лет назад решение сделать упор на легкие, маневренные, универсальные, но не слишком "дальнобойные" палубные истребители. Решение было принято ввиду поражения Советского Союза в "холодной войне", что предполагало беспрепятственный доступ для американских военных кораблей в большинство акваторий. Такие самолеты стоят дешевле и быстрее готовы к вылету, чем самолеты дальнего радиуса действия, но теперь это ставит под угрозу всю стратегию, лежащую в основе авианесущих групп.
Фото: АРД
В сюжете: КитайСШАвойнаЮжно-Китайское мореСпратлиавианосцыкитайское предупреждение