Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Mng
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
7 мая 2018 8547

Алексей Тенчой: "Дети должны радоваться жизни и медитировать"

Лама Тенчой о детях, сказках, понятии блага и своей первой встрече с Учителем.

Реклама
- Многие в наше время увлекаются эзотерикой, изучают разные духовные и религиозные практики. И вроде бы все религии и духовные учения имеют единую конечную цель - некое по-разному называемое состояние совершенства - но «путь благодеяний», о котором также говорит бОльшая часть учений и которым, как правило, они рекомендуют руководствоваться, у всех людей очень разнится. С чем, по вашему мнению, связано такое разное понимание у всех нас «блага»?
 
- Главное в любой духовной практике это усмирение своего "Я" и работа с гордыней! Поэтому, если кто-то из современных учителей рассказывает о своих реализациях и сверхспособностях - это знак противоположных достижений. Тем более, если он перечисляет свои заслуги или благие дела, значит он нуждается в похвале, и цели у него были корыстные. Скромность украшает любого и даже царей... В любую практику, как и в жизнь, мы приходим с разными наработками и разным пониманием нравственных ценностей. У кого-то сформированы одни ценности, например, сопереживание и готовность откликнуться на призыв о помощи, но не сформированы другие - щедрость, равностность и т.п. Так любое понятие у человека, в том числе и понятие «блага», будет состоять именно из его понимания ключевых ценностей. А если они идут от ума и не пережиты, не заработаны жизненным опытом, то фактически они находятся в зародыше, их не видно, также и «благо» таких людей не может принести реальную пользу. Всегда нужно проверять свои действия на предмет того, чем они мотивированы. И если четкого ответа не находится, может быть в чувствах путаница, к примеру, лучше отложить действие до момента, когда вы сможете спокойно и уверенно принимать решения, если конечно, у вас не пожар, и нет необходимости действовать стремительно. Посмотрите, во всех учениях есть похожие моральные наставления: вторая заповедь Моисея гласит «не красть или не брать чужого». Это так же значит - даже не думать о чужом имуществе. У нас в стране принято считать, что если принадлежит церкви или общине значит - ничье и следовательно это можно брать. На самом деле так делать еще хуже, чем обворовать одного или двух людей, а хуже ровно в столько раз, сколько человек живет в этом обществе. На востоке говорят, если сможешь влить себе в глотку расплавленный свинец, то тем самым ты причинишь себе меньше вреда, чем объедать свой народ.
 
- Вот недаром же есть в народе поговорка «Благими намерениями выложена дорога в ад». То есть даже совершая благие дела, мы можем низко пасть, если «неправильно» оцениваем свои моральные качества и соответственно само понятие «блага». Как же тогда не запутаться? Где эта грань, после которой начинается «дорога в ад»? И есть ли она?
 
- Бытует мнение, что божества, видения, мистические звуки, свет, все феномены Вселенной, клеши, желания и страсти, боги, небеса, ады, нечистые вещи и т.д. не отличны от естественного состояния, и поэтому обладают исконной чистотой. Существует две крайних точки зрения – нигилизм и этернализм. Нигилизм – думать, что вообще ничего не существует и отвергать закон кармы, преувеличивать несуществование. Если нет ни того, ни этого, значит, закона причин и следствий нет – так думают нигилисты. Этернализм, наоборот – преувеличивать закон кармы. Этернализмом также называется любая идея, когда мы утверждаем что-то однозначно, когда мы верим в концепции или принимаем как самосущее некое божество или себя. К примеру, в низших тантрах или писаниях даются конкретные рекомендации: «Делай то, не делай этого. Эти обряды следует делать для того и т.д». Этернализм – опасная вещь в том смысле, что вы верите в нечто наивным способом. Тогда вы можете думать: «Бог-творец абсолютен и все ему подчинены», или наоборот. Поэтому в Индии на Кумбха-меле между аскетами, преданными Шиве, и - преданными Вишну, происходят потасовки за право первенствовать в процессе омовения. Разумеется, святые в них никогда не участвуют, это происходит между неофитами, принимающими такие этерналистские точки зрения. Когда мы слепо принимаем одно утверждение или одну некую данность, тогда наше сознание сужается, обусловленное этой идеей.
 
Принцип же таков, что мы не занимаем ни позицию этернализма, увековечивая нечто, ни позицию нигилизма, игнорируя вообще реальность, и думая, что ничего не существует. Мы понимаем, что изначально ничто не существует вне двойственности обычным способом. Тем не менее, все проявляется и имеет право на существование, и с ним надо считаться в относительном смысле; не существует закона кармы, тем не менее, следует его учитывать в относительном измерении, иначе пожнешь плоды. Не существует ни Учения, ни Гуру, ни ученика, тем не менее, в относительном измерении это самая важная вещь. Небеса и ады – иллюзия, тем не менее, следует накапливать заслуги и очищать клеши, чтобы не попасть в ады и достичь небесных обителей, если не удастся достичь Нирваны. А когда же мы занимаем такое срединное видение, это означает, что в воззрении мы не пойманы в ловушки этернализма или нигилизма.
 
- Расскажите, пожалуйста, о вашем знакомстве с буддизмом? В каком возрасте и как вы встретили своего Учителя?
 
- Не могу сказать, что я был глубоко религиозен, или что мне являлись святые образы и предрекали великое будущее спасителя Вселенной. Скорее, я ощущал в себе необъяснимый, подсознательный голод общения со своим духовным мастером.
 
Я долго искал пути самовыражения в ушу, йоге, аутотренинге и других новомодных системах самосовершенствования. Затем меня озарило, что за богатствами этого мира не надо далеко ходить: они рядом, внутри тебя, в твоей духовности. Эта мысль привлекала своей простотой и была близка к старинному восточному принципу: «Победив врага в себе — избавишься от всех недругов во всем мире». Когда я объявил родителям, что решил стать буддийским монахом, мне было 16 лет, и я уже был студентом мединститута. Для примерных кандидатов в члены компартии, которыми были мои родители, это сообщение было, как ушат холодной воды на голову.
 
 
 
И вот мы с моими родителями сели в нашу видавшую лучшие времена старенькую «Ниву» и направились в Агинский дацан. До этого я ни разу не был в дацане и не видел буддийского монаха воочию, и у меня появились опасения, что я могу и не узнать своего будущего учителя. Все, что я знал тогда — Агинский дацан находится недалеко от окружного центра и в нем находится недавно избранный глава буддистов СССР — Хамбо-Лама Жимба-Жамсо Эрдынеев. Он пользовался большим авторитетом среди лам за эрудицию и прекрасное знание буддийских обрядов и литературы. Хамбо-Лама Ж-Ж. Эрдынеев участвовал в международных форумах по укреплению дружбы и взаимопонимания, был членом советского Комитета Защиты Мира. По его инициативе буддисты СССР внесли значительные суммы в Советский фонд Мира и Общество Красного Креста. Он был награжден правительственными наградами за заслуги в укреплении мира и дружбы между народами. Это было тем немногим, что я жадно вычитывал из статей, которые смогли пробиться через цензуру. Мне ярко запомнился тот факт, что я ношу ту же фамилию, что и Хамбо-Лама. (имя ламы Тенчоя при рождении - Аюша Итигилович Эрдынеев - прим. редакции)
 
Как только мы поднялись на вершину перевала, выехав из местности Мухэр-Хунды, нас остановил молоденький милиционер и попросил постоять полчаса у обочины. Я был в ужасной досаде: как он не может понять, что мы не просто туристы, что мы выполняем важную миссию, от которой зависит вся моя жизнь? Причину вынужденной и незапланированной остановки мы узнали у столпившихся водителей. Это оказался визит в Агинский Дацан Кушок Бакула Ринпоче, известного буддийского наставника, в то время занимавшего пост посла Индии в Монголии.
 
 

Кушок Бакула Ринпоче — девятнадцатое воплощение Архата Бакулы, одного из первых учеников и последователей Будды. Он родился 19 мая 1917 года, в день рождения и просветления Будды, в семье царей Ладака.

В Ладаке он многие годы провел в созерцании самадхи, освоил многочисленные йогические практики и обрел сиддхи — йогические достижения. После этого, уже как Бодхисаттва, он начал преподавать глубинную сострадательную религию, которая, словно живительный нектар, привлекла массы ладакцев.

Драгоценный Бакула обладает не только огромным духовным авторитетом — он также на протяжении более пятидесяти лет был лидером своего народа. В 1947 году премьер-министр Индии Джавахарлал Неру убедил Драгоценного Бакулу возглавить политическое руководство Ладака и войти в индийский парламент. Будучи хорошо образованным буддийским монахом, Драгоценный воспринял это как обязанность служить на благо своим согражданам.

Под его управлением Ладак достиг заметных успехов. Впервые в истории буддийский монах представлял свой район в парламенте и провел четверть века в роли министра.

 
По приезде в дацан родители подвели и поставили меня в очередь ожидавших благословения бурят. Многие держали в руках цветы или же синие шарфы-хадаки для подношений. Взглянув на Бакулу Ринпоче, я застыл от удивления. Я ожидал увидеть чуть ли не ангела с сияющей аурой вокруг головы. Вместо него я разглядел простого на вид смуглого старца. Он был коротко стрижен. На нём была темно-бордовая накидка. Казалось, что это обычный человек, и только его глаза говорили о глубинной мудрости, и в то же время в них было очень много родной отеческой теплоты. Он посмотрел на меня, как сострадательный доктор, который пришел к хронически больному, чувствуя его мучения всем своим сердцем, и принес то единственное лекарство, которое полностью излечит от недуга. Я так и стоял, в растерянности не зная, что делать, словно проглотивший железный лом, пока чьи-то заботливые руки, тронув меня за затылок, не наклонили меня перед Ламой. Согнувшись вперед, я непроизвольно коснулся лбом стола, на котором лежали хадаки, подношения и цветы. Неожиданно я ощутил что-то необыкновенное внутри себя. Хотя мои глаза были обращены вниз, я как бы сверху отчетливо увидел все помещение и всех собравшихся, и то, как Лама благословил меня, коснувшись рукой моей головы. Затем, взяв красную нитку с завязанным на ней узлом, он повесил её мне на шею.
 
Еще недавно я был ярым материалистом. Я негативно относился к слухам об экстрасенсах и чудотворцах. Если бы за год до этой поездки кто-то сказал бы мне, что я буду преклоняться перед ламами, или что можно глядеть вокруг, не глядя глазами, а чувствуя затылком, я бы рассмеялся в ответ. Я ещё не знал, что в тот миг, когда я склонил голову перед знаниями, носителем которых был Бакула Ринпоче, я начал, уменьшая свое эго, путь к реализации своего высшего предназначения — помощи другим людям. Я ещё не знал, что на мою долю выпадет счастье стать учеником мастера, что пройдет совсем немного лет, и Бакула Ринпоче передаст мне много тайных устных наставлений.
 
Тогда я не был знаком с красотой буддийских храмов и еще не познал того целебного бальзама, которым становится вера для страждущих душ. Я и подумать не мог, что сначала стану послушником в Агинском дацане, а затем поеду продолжать свое обучение в Монголии, Тибете и Индии.
 
Пройдут годы, и я с благодарностью и трепетом получу от Бакулы Ринпоче благословения для паломничества по святым местам Тибета и Индии. Еще не раз я совершу перед ним ритуал почитания, прикладывая сложенные руки к макушке головы, затем к межбровью, затем к горлу и к сердцу. Преклоняясь и получая благословения от стоп моего Учителя, я закладываю причину для реализации ушниши (волосы, собранные на макушке специальным образом), тела, речи и ума Будды, понимая, что мои тело, речь и ум еще не совершенны.
 
- Вы пишите очень простые для понимания рассказы для взрослых, но для детей, по мнению некоторых родителей, ваши истории про слоненка Ланченкара чересчур «притчевы», недоступны детскому пониманию. Они действительно заставляют ум заработать - включить смекалку, начать обдумывать, задавать вопросы. Многие дети к этому не готовы, и тогда книжка просто остается на полке. Дело в возрасте? Нужно ли обсуждать с ребенком прочитанное, если он не задает вопросы, и вообще как-то специально «работать с книгой»? На какой возраст рассчитаны «Приключения слоненка Ланченкара и его друзей», «Занимательная арифметика» и т.п.?
 
- Мои сказки и притчи написаны как для детей, так и для взрослых. Все мои книги имеют несколько уровней восприятия. Я выделяю из них следующие:
  1. Дословный или прямой уровень – это детский, который близок к восприятию ребёнка.
  2. Второй уровень восприятия должен развивать в читателе хорошие качества: любовь, сострадание, желание помочь и сделать доброе.
  3. Третий уровень - философский, включающий в себя более глубинное восприятие мира, осознание смысла жизни.
  4. Четвертый уровень способен привести к осмыслению того, что всё в жизни бренно, но несмотря на это все живые существа стремятся к счастью.
 
 

«Слонёнок Ланченкар и его друзья» 6+,   «Слонёнок Ланченкар и забавная арифметика» 10+

 
Главный герой моих книг-сказок - Слонёнок Ланченкар. На обложке книги он нарисован держащим в хоботе драгоценность, которую он грациозно несёт и показывает окружающим. Это драгоценность символизирует знания. О том, как посредством самоконтроля и уменьшения наших страстей и желаний прийти к душевному спокойствию.
 
В 2007 г. книга "Сказки про слоненка Ланченкара" получила широкое общественное признание, и стала лучшей детской книгой России. Затем в 2010 г. была включена во Всероссийский стандарт среднего образования для внеклассного чтения учащихся 4-5 классов. Переведена на английский и французский языки. По этой книге были поставлены пьесы "Мудрый слоненок" в Государственном Бурятском Академическом Театре Драмы (2009) и в ряде народных театров Москвы и Читы. Переиздана (2017).
 
 
Отзыв профессора Колумбийского Университета в Нью-Йорке, Роберта Турмана на книгу Тенчоя «Сказки про Слонёнка Ланченкара»:
 
Книга детского писателя Aлексея Тенчоя «Сказки про слоненка Ланченкара» имеет прямую связь с буддизмом и буддийской философией. Главные герои идентичны с персонажами сказок самого Будды и все они носят тибетские имена. Белые слоны нередко в буддийской практики достигали состояния Бодхисаттвы, поэтому он хороший пример для подражания.
Сказка «Спасение попугая» имеет параллель с судьбой самого Тибета. Этот милый слоненок, словно Махатма Ганди ведет не только своих друзей, но и всех зверей джунглей к мирному решению проблем, он учит их, как найти счастье, что оно в отсутствии страдании, своих и чужих. Сюжеты очень интересны и поучительны.
В наше время очень важно передавать детям доброту, чистосердечие и человеколюбие, как это делает Тенчой. Если все дети будут поступать, как главный герой этой сказки - слоненок Ланченкар, то мир станет намного лучше и гармоничнее.
 
Имеет смысл сделать полнометражный анимационный фильм про приключения слоненка Ланченкара.
 
- Ваш краткий совет родителям по взаимодействию/наставлению современных детей, у которых есть порой даже слишком много вещей и возможностей.
 
 
 
- Дети должны радоваться жизни и медитировать! В 2007 году благодаря большой команде людей впервые вышла книга «Медитации для детей». Я был ее техническим редактором. Она начинается так: «Все люди хотят быть счастливыми, особенно дети. Медитация может помочь им в этом. Они могут научиться успокаивать и фокусировать свой ум, преобразуя возбуждающие их мысли и эмоции в состояние счастья и покоя». В этой книге собрано несколько классических буддийских медитаций, которые были специально адаптированы для использования как детьми-буддистами, так и не буддистами. А началось все с того, что в 1984 году идеи двух медитаций Лама Сопа Ринпоче дал Венди Финстер для работы с детьми в Аделаиде в Австралии. Позже идеи, предложенные Ринпоче, были расширены авторами издания до полных медитаций и названы «Как изменить свое тело, чтобы помогать другим» и «Пробуждение сердца».
 
Кроме самих медитаций, (которые разделены на 3 возрастных уровня от 5 до 15 лет) в книге есть упражнения для дыхания и расслабления, описание поз, подходящих для медитации, и тем, которые помогают ребенку или подростку настроиться на медитацию. Если вы или ваши дети когда-нибудь занимались йогой или хотя бы слышали о ней, то всё это будет им вдвойне интересно еще раз попробовать. Тем более, что медитации бывают не только сидячие, но и в движении. В книге, например, есть медитация под названием «Осознанная прогулка», где дети вместе со взрослыми пробуют разные темпы ходьбы, представляя, что во время движения они оставляют отпечатки на снегу или наступают на хрупкий цветок. Это увлекательная игра, которая приносит большие плоды, если становится частью жизни.
 
- И последний вопрос, наверное, больше риторический, но все же: как вы думаете, почему истины, которые вы так легко объясняете в своих историях, порой кажутся такими сложными людям? Что нам мешает?
 
- Притчи же учат людей ощутить настоящий миг, внутреннюю свободу, умению жить здесь и сейчас, соответствовать своим идеалам, воплотить свои детские мечты в жизнь! Сегодня для людей материальные ценности становятся более доступными. Если одних людей, стремящихся к материальным благам, может вполне удовлетворить и «осчастливить» поход в супермаркет или покупка нового автомобиля. То есть и другая категория людей, которая воспринимает это, как несущественную данность и обычный порядок вещей. Вторая категория людей, о которых я говорю, будет уже стремиться к постижению более высоких истин в жизни. Мое творчество настраивает читателя на путь внутреннего диалога с собой, на путь самопознания. Я как автор, через книги, через аллегории, пытаюсь указать дорогу читателю к постижению собственного сознания, чтобы каждый оценил и осознал свою миссию в этом мире, почувствовал себя полноценным человеком и жил в гармонии со своим внутренним «я».

Справка

Алексей Тенчой - продюсер, сценарист, писатель, драматург, художественный руководитель Московского экспериментального театра драматургии национальностей (ЭТДНа) родился в 1972 г. в селе Ага-Хангил Забайкальского края. В 1994 г. окончил буддийский университет Монголии. В 2006 г. стал Доктором Философии. Издал более 70 книг. В Московском ЭТДНа-театре поставлены по его пьесам спектакли: «Сиддхартха» (2015), «Миларепа» (2015), «Сон смешного» (2016), «Сказка про слоненка» (2017). По сценариям Тенчоя сняты шесть кинофильмов.

В сюжете: лама. Алексей Тенчойбуддизмучительфилософиярелигия. притчикниги.

Похожие материалы

6 мая 1943

Делегация Бурятии участвует в 20-м фестивале День Организации Объединенных Наций Весак, который проходит во Вьетнамской буддийской академии в Хошимине

День Организации Объединенных Наций Весак — культурное мероприятие Организации Объединенных Наций.

4 мая 791

Иволгинский дацан отметил свое 80-летие

3 мая 1945 года Совет Народных Комиссаров Бурят-Монгольской АССР удовлетворил ходатайства групп верующих и постановил открыть дацан в улусе Средняя Иволга.

29 апреля 2375

В Туве отметили вторую годовщину со дня открытия монастыря «Тубтен Шедруб Линг»

В первые месяцы после открытия в храме побывало более 100 тысяч человек. А в 2024 году республика стала лидером страны по приросту туристов, немалую долю которых составляют паломники.

29 апреля 741

Дамба Аюшеев заявил о возрождении большинства дацанов в стране

XXIV Хамбо-лама Дамба Аюшеев в интервью РИА Новости рассказал о возрождении большинства дацанов в России и своей главной цели — помощи людям.

Первая полоса

8 апреля 10400

"Аэрофлот" распространит на Улан-Удэ тарифы с единой ценой

Сегодня 8

Цэрэнгийн Чэмэдцэрэн: народы Монголии и России всегда будут помнить о взаимопомощи

Единственная в мире участница боев на реке Халхин-Гол рассказала, что сотрудничество и поддержка в трудные времена войн всегда будут храниться в исторической памяти двух стран.

Сегодня 28

Пропускная способность пограничного перехода "Гашуунсухайт" увеличилась в три раза

Премьер-министр Монголии Л.Оюун-Эрдэнэ ознакомился с деятельностью единого комплекса контрольных органов, включая Администрацию пограничного перехода "Гашуунсухайт", пограничную и таможенную службы, а также Иммиграционное агентство.

Реклама
Сегодня 40

Масштабная реконструкция Центрального стадиона Улан-Удэ выходит на финишную прямую

Обновление стадиона, рассчитанного на 10 тыс. зрителей, направлено на создание современных и комфортных условий для спортсменов и болельщиков.

Сегодня 43

В Бурятии планируется масштабная модернизация общественного транспорта

Минтранс Бурятии приступил к разработке программы развития общественного транспорта.

Реклама

Популярное

  • 8 мая 1646

    Москва и Пекин оценили перспективы экономического коридора с Монголией

  • 8 мая 1585

    Президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух возложил цветы к памятнику «По дорогам войны»

  • 8 мая 1563

    Авиарейс из Кызыла в Улан-Батор запустят 18 июня

  • 9 мая 1475

    В шествии по случаю Дня Победы в Туве впервые участвовали пограничники Монголии

  • 8 мая 1458

    Алексей Цыденов: «Мы помним, какой ценой нам далась эта Победа»

  • 9 мая 1425

    Более 220 делегатов направила Монголия для участия в Параде Победы в Бурятии

  • 9 мая 1418

    В Улан-Удэ прозвучал «Полуденный выстрел»

  • 9 мая 1391

    В столице Бурятии от площади Советов до площади Революции прошагал Бессмертный полк

Сегодня 47

"Вместе - за Великую Победу": в столице Монголии проходит фотовыставка, посвященная 80-летию Великой Победы. ФОТО

Это одно из мероприятий совместного празднования юбилея Великой Победы народами Бурятии и Монголии.

Сегодня 39

Бурятский хореографический колледж выиграл федеральную субсидию

59,988 млн рублей предназначены для реализации проекта по созданию Школы креативных индустрий.

Сегодня 47

Бурятия вошла в шорт-лист национальной премии «Умный город»

Лучшие цифровые решения регионов отмечены в рамках III национальной премии «Умный город». Награждение состоялось в национальном центре «Россия» в Москве, среди финалистов премии Республика Бурятия.

Сегодня 111

Монголия в «Артеке»: победительницы конкурса «Живая классика» отправились в страну детства

На юбилейную 5-ю смену отправились победительницы и лауреаты странового этапа международного конкурса юных чтецов «Живая классика».

Видео дня: Министр спорта Бурятии водрузил флаг Победы на вершине Мунку-Сардык

Несмотря на непогоду, крутые подъемы и ледяные склоны, Иван Козырев дошёл до цели.

Сегодня 108

Более 1 миллиона 200 тысяч деревьев будет высажено в Туве в рамках акции «Сад памяти»

Весной Республика Тыва традиционно участвует в международной эколого-патриотической акции «Сад памяти». В 2025 году она проводится в пятый раз и приурочена к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Сегодня 112

В дикой природе на границе с Монголией обнаружили исчезающий вид птиц дрофа-джек

Особи птиц дроф-джеков были впервые за пять лет зафиксированы сотрудниками тувинского заповедника "Убсунурская котловина" на границе с Монголией.

Самое важное

10 октября 2024 23453

«Служу трудовому народу!» Интервью с послом России в Монголии. ВИДЕО

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Монголии А.Н.Евсикова российско-монгольскому телеканалу "AIST Global".

8 октября 2024 23642

В Бурятии создадут каталог эвенкийского национального костюма

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Бурятия и государственный республиканский центр эвенкийской культуры «Арун» приступили к проекту «Каталог “Аяргумэ тэтыгэ”».

8 октября 2024 23425

Форум регионов России и Монголии станет ежегодным

В Улан-Баторе состоялось XVI заседание подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству и развитию туризма российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

4 октября 2024 24451

Россия и Монголия скорректируют планы сотрудничества

XVI заседание Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству пройдет 7октября в Улан-Баторе.

Наверх

2013 — 2025 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности и обработки персональных данных
Разработка и поддержка сайта
Realist
Мы используем cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы принимаете условия обработки персональных данных.
Ок