Цыбен Жамцарано: «Купил револьвер»
АРД начинает новый проект – живые дневники более чем столетней давности, великого бурятского ученого, одного из основателей бурятской государственности.
Те, кто имеет хоть какое-то представление о Цыбене Жамцарано, не побоюсь пафоса – великом буряте XX века, возможно, представляют его как сурового деда, с сединой, усами и бородой, в бурятском халате. Наверное, у каждого бурята был такой дед – курил трубку, громко и матерно выражался, попрекал словом, а то и крепким пинком под зад за леность и ослушание. Но мы хотим показать другого Жамцарано. Не застывшую где-то в веках глыбу. А живого человека, со своими мыслями и переживаниями. Для этого у нас есть уникальный материал, можно сказать – письменный сериал.
На время описываемых событий – это был молодой парень, едва переваливший за двадцать лет, улыбчивый симпатичный, наверняка нравился девушкам. Но в свои небольшие годы Цыбен взвалил на свои плечи ношу, которую до него не носил никто. Он решил собрать и систематизировать фольклорное богатство родного народа.
На фото: Сидят на стульях во втором ряду (слева направо): Цыбен Жамцарано, тайша Эрдэни Вамбацыренов, тайша Цыден Аюшеев, полковник Базар-Сада Ямпилов, профессор Гомбожаб Цыбиков, Пандито Хамбо-лама Чойнзон-Даши Иролтуев, Раднажап Бимбаев, отец академика Бямбын Ринчена (снимок скопирован автором в музее села Ульдурга Еравнинского района Бурятии)
Что примечательно, агинский бурят Цыбен Жамцарано начал свое исследование отнюдь не в родных краях. Работать он стал в Алари, потом объездил все западнобурятские улусы. Представьте, что сейчас какой-нибудь 22-летний агинский бурят начнет ездить по Усть-Ордынскому округу, дескать, собираю фольклор…
110 лет назад все было проще. Это сейчас мы начали делиться на агинских, усть-ордынских, республико – бурятских, придумали модное слово «трайбализм». Тогда уровень национальной идентификации был прост до предела. Бурят-монгол – значит свой.
Родня в здравии? Скот множится?
Сам труд Жамцарано вместе со сносками занимает 208 страниц и предоставлен АРД не для передачи третьим лицам. Поэтому мы будем приводить лишь небольшие выдержки, с необходимыми разъяснениями. Уточним, что над дневниками Цыбена Жамцарано в свое время работал академик Бямбын Ринчен, который в 1968 году передал их в дар Рукописному фонду БИОН, ныне Институт буддологии, монголведения и тибетологии БНЦ СО РАН.
(Орфография и пунктуация автора)
Дневник, ведённый за время поездки по бурятским улусам для собирания этнолого-лингвистического материала по поручению Императорской Академии наук 30 июня- 31 июля 1903 г.. Ц. Жамцарано, ходанца-шарайдского рода, племени хори-бурят (Агинской степной думы)[1].
30 июня. Сели в поезд на станции Могойтуй и приехали в г. Читу.
1 июля представлялись военному губернатору Надарову, испросив открытые листы на взимание лошадей, купили кое-что (я - револьвер), взяли билет до г. Верхнеудинска и поехали. От Читы до Верхнеудинска ехали без приключений. Произошел маленький скандал с китайскими чернорабочими. Они проспали станцию и, проснувшись, начали выбрасывать свои мешки через окна и двери, а сами выпрыгивать из вагона на полном ходу и летели кубарем. Кондуктора подняли крик, китайцы - того хуже.
5 июля. Ночь на восточном берегу Гусиного озера. Ямщик говорит, что селенгинцы состоят из 6 родов бурят и 8 родов цонголов. Про первых говорят, что они: «Хyхy Бухын хоомойhэ гарhан Атуухан удаган экэтэ» [вышли из ямы, вырытой Сивым Порозом, а мать у них - шаманка Атухан]. Она как-то шла по берегу Байкала и подобрала из-под Сивого Пороза ребенка. От последнего родились два сына: Хоридой (теперь 11 родов Агинской и Анинской дум) и Буряадай (теперь 6 родов Селенгинской думы). А 8 родов цонголов суть не буряты, а монголы. Но, когда [они] размножились, то Селенгинская дума в административном отношении разделилась на 22 рода или управы.
У здешних бурят перед самым прибытием невесты (а невеста, как у агинцев, так и у анинцев, привозится к жениху, в семью свекра) приезжают к свату (свекру) родители или вообще невестина родня. Их спрашивают: «Зачем Вы приехали и куда путь держите?» Отвечают: «Мы ищем Сивого Пороза шести родов (принадлежащего 6 родам)», а именно: Зургаан эсэгэйн хара Хyхy Буха бидержи ябанамди.
Найман алда бэйетэй,
Наян алда дyрyтэй,
Тэгшэ бэен тэнгырьдэ тулама,
Гyдэд бэен газарто хyрyмий,
Шала газарта
Шагай саага оросо гэшхэхy,
Булархай газарта
Булшангааса гэшхэхy,
Зуларhан газартан
Зуун хyн сугалдаг – ыймэ хара хyхy
Буха бидэрнэбди!
Мийтьин мyшхэли
Мyнгyyн сэргыйн танай зосоотэ уруулаад
Хyбyyдтэ танай тушаагаабди.
Тогда им отвечают важно: «Да, мы видели такого замечательного Пороза. Но он потравил наши поля и луга. Потому вы должны уплатить штраф за потраву. Иначе Пороза вашего мы не отдадим» и т.д. Стараются превзойти друг друга остротами и красноречием. Кончается тем, что гостей потчуют аракой (молочное вино), а при подавании под аракой (в чашечке) держат белый хадак, что заменяет поводья Пороза (Мyнгyн сагаан дyрy). Гость поет и, если арака крепка, говорит: «Да, это наш Пороз, ибо наш Пороз способен в один день оплодотворить до 60 коров» и т.п., кто на что горазд.
Тем временем приезжает невеста со всеми родными и знакомыми (бывает иногда несколько сот человек) и происходит свадебное пиршество.
Записать свадебные обряды здешних бурят не удалось.
Замечательно, что Пороз играет большую роль у племени Булагат и Эхирит (они суть настоящие буряты). У нас же, племени Хори, кажется, никакого Пороза не знают.
Необходимое примечание АРД – сивый пороз, он же бык, является никем иным, как Буха-нойоном, тотемным первопредком племени булагат. Не будем вдаваться в подробности, как западные буряты из булагатов оказались в том месте, насчет этого есть много исследований и научных работ. Важно, что Жамцарано зафиксировал этот интересный момент.
(Продолжение следует)
1] Материалы с 30 июня по 10 июля из дневника СПбФ ИВ РАН. - Ф. 62. Ед. хран. 40 (1). - Лл. 1-15.
Комментирование временно отключено
Обсудить материал на Facebook