Цыбен Жамцарано в гостях у аларских бурят
"Не узнаешь прежних бурят.пьют даже малые дети, неимоверная распространенность сифилиса и чахотки".
АРД продолжает публикацию полевых дневников Цыбена Жамцарано.См. ранее: Цыбен Жамцарано: “Купил револьвер” , Полевые дневники Цыбена Жамцарано, часть 2.
С безжалостной скурпулезностью описывает он нравы и быт того времени. В дневнике есть очень интересная ссылка на некоего аларского учителя Романа Вампилова, товарища Жамцарано по семинарии. Отец великого писателя Александра Вампилова, Валентин, тоже был учителем. Возможно, Роман Вампилов –родственник писателя. Так вот иногда причудливым образом проходят мимо друг друга судьбы человеческие...
15 июля. В Аларском дацане
Беседую с ширетуем дацана, с давнишним моим приятелем. Он говорит, что когда были думы с тайшей, тогда буряты были гораздо лучше в экономическом и нравственном отношении. Не было пьянства, не было кабаков, воровства, обманов, грубостей и убийств, что теперь не редкость. За всеми внимательно смотрели родоначальники и всегда умели обуздывать своих подданных от злых деяний. Буряты <аларские> были богаче и во всем ведомстве думы существовало согласие и мир. <Правда, иногда происходили споры из-за тайшинства, но для массы было хорошо>. Менее было больных. А теперь и просто не узнаешь прежних бурят.
С упразднением дум и тайшей появились кабаки. Благодаря им развилось поголовное пьянство. В течение последних десяти лет аларские буряты, <да и> все буряты Иркутской губернии до того испились, что теперь не найдете непьющего: ни женщин, ни мужчин, также ни девушек, ни мальчиков, ни девочек. Пьют даже малые дети. Отсюда нравственное растление, неимоверная распространенность сифилиса и чахотки … и вымирание, в особенности в детском возрасте. На водку иркутские буряты <и бурятки>отдают деньги и досуг, и силу, и здоровье. Оттого у них нередки запущенные хозяйства. А отсюда уже обеднение. Буряты жалуются, что с уничтожением родового строя, жизни и единства самоуправления нравственные устои исчезли и пошло все к худшему и худшему. «Вот если бы возобновили прежний порядок, поправились бы мы, людьми стали, и потомство осталось бы. А теперь что? Худо, худо,» - так говорит ширетуй, так говорят старики-простолюдины, так говорят образованные буряты.
И в самом деле, род и родовой строй с родовыми старейшинами был для бурят авторитетом нравственности и оплотом от дурного влияния со стороны, например, каторжников, черкесов, ссыльных, поселенцев, цыган, русских и т.п.
Необходимое примечание Евгения Хамаганова: Когда через Аларские степи пролегла Транссибирская магистраль, в Кутулике и Забитуе стало появляться очень много пришлых людей – русских, евреев, цыган и т.д. Это не лучшим образом сказалось на жизни и быте тамошних бурят. Я сам на четверть аларский бурят, и видимо оттуда вынес свою кучерявую голову. Впрочем, суть не об этом. А о том, что именно аларцы первыми приняли на себя все блага “цивилизации”, о чем и пишет Жамцарано. До сих пор в аларских селах можно встретить жуткую гниль, плесень и обветшание, окна из полиэтиленовой пленки и картошку на завтрак, обед и ужин.
Если правительство имело целью благо бурят, когда упраздняло думы и тайшей, оно достигло обратных результатов. А если имело в виду послабление и уничтожение инородцев, достигает прекрасных результатов.
Сегодня был у Романа Вампилова, товарища по семинарии. Он давно женат и учительствует. Он вздумал было ехать в институт в Томск, но отсоветовало ему начальство. Выйти совсем в отставку, уплатив деньги казне за воспитание в семинарии, не хочет. Я ему советовал просить пособия у его тестя, бывшего тайши П.П. Баторова (он богат и образован). «Да нет, мне не хочется просить. Как-то неловко», - отвечал он. Вампилов теперь ждет, авось как-нибудь попадет в институт без уплаты денег и на казенный счет.
Бывшая Аларская дума в начале 1890 г. разделена на 3 управы: Аларскую, Хыгдинскую и Куйтунскую. Каждая управа есть самостоятельная единица. Имеет особый дом, канцелярию, письмоводителя, помощника, сторожа и пр. Содержатся ведомства инородцами. Жалованье дают те же буряты. Письмоводители и писари сажаются крестьянскими начальниками и всегда они русские. Делают, что хотят. При думах (с правами городских дум) общественники выбирали сами письмоводителя. При каждой управе письмоводители содержатся бурятами. <К чести аларских бурят - при каждой управе есть начальная школа, которая содержится бурятами. Есть школы в больших улусах. Всего у аларцев до 7 школ (министерские и миссионерские). Но толку от них мало: по выходе забывают то, чему научились в школе. Если бы преподавание было на родном языке и имелись книги на нем - тогда, наверное, школы достигали своих целей>.
О религии аларцев
Большинство аларцев - буддисты, или, как их называют, ламаиты. Меньшинство - шаманисты и крещеные. Но <последние> крещены когда-то насильно или обманом и в церковь не ходят. Религиозные свои потребности удовлетворяют при помощи шаманов и лам. Симпатии инородцев лежат всецело к дацану. <Последнее насильное массовое крещение бурят в Иркутской губернии состоялось в начале 1890 г. Это только оттолкнуло инородцев от православия>. Местный миссионер, как уверяют буряты, заставляет силою ходить в церковь во время великих постов. Он прибегает к помощи местной полиции, к десятским и сотским. Но, говорили буряты, придя домой, в юрту, едим свою конину, постов не соблюдаем. <Такая принудительная вера, очевидно, не сильно огорчает бурят. Крещеные почти ничем не отличаются от буддистов и шаманистов. Также ходят в дацан, также приглашают шамана, некоторые сами бывают шаманами>.
Собственно говоря, было бы большой ошибкой представлять аларцев за истых буддистов, исполняющих наставления Будды, <как забайкальские буряты>. Они не имеют своей грамотности в противоположность забайкальцам <и оттого не имеют возможности читать религиозные книги>. Только с недавнего времени буддизм начинает прокладывать себе дорогу, многие стали чаще посещать дацаны, поститься, воздерживаться от пьянства, лени, убийств.
Некоторые даже обучаются монгольской грамоте при дацане у лам. <Дацан построен уже в 1811 г., но буддизм встретил сильный отпор со стороны еще сильного шаманства и энергичной правительственной миссии. Оттого и не мог развиться в совершенстве>. Когда-то у аларцев при начальной школе преподавался монгольский язык, но потом преподавание прекратилось, и буряты не имеют возможности учиться своей письменности и религии. Правильнее было бы считать аларцев полушаманистами, <полуламаистами>, ибо у них существуют тоже шаманские жертвоприношения, те же камлания, те же <боги>-онгоны, как и у <чистых шаманистов>: динских, верхоленских, ольхонских бурят. <А с другой стороны>, они охотно посещают дацан, молятся бурханам, ставят свечи, воздерживаются от убийств, <исповедают некоторые нравственные обязанности>. Ламы в виду успешного распространения должны были делать уступки, заменяя шаманские богослужения ламскими. Для чего они приносили жертвы шаманским богам в более смягченной форме: призывали отошедшую от тела душу>, записывали шаманские молитвы, составляли правила того или иного шаманского богослужения и исполняли религиозные требы по книжке - наполовину шаманской, наполовину ламской. <Иногда грамотные шаманы тоже совершали службы по книжкам, например, омовения при болезнях>. Мне удалось достать несколько таких рукописей <в Аларском дацане>. Они могут послужить материалом для изучения истории падения шаманизма и развития буддизма и дают возможность проследить взаимовлияние этих религий у бурят, монголов и тибетцев.
Шаманизм также изменялся и изменяется, как и другие религии. В нем можно проследить уничтожение культа великих богов и возникновении культа заянов и монголов, заимствования религиозных понятий у соседних народов и его обратное влияние, например, на буддизм, конечно, народный.
Ламы в видах распространения буддизма, как сказано выше, делали уступки шаманизму, мирились с некоторыми культами и богами, облекали их в свой, так сказать, ламский, окров, например, обоны, жертвоприношения огню … Так было в Монголии, так было у забайкальских бурят, то же произошло у иркутских бурят. На моей памяти у агинских бурят встречались записанные шаманские молитвы и обряды, но с развитием буддизма они исчезли. Буряты сжигали их как нечто поганое, ненавидели. <А в Алари не то: еще не настало время для сжигания>. Здесь я нашел несколько шаманских и полушаманских (смесь с буддизмом) рукописей. В будущем, вероятно, найдутся и другие - в Забайкальской и Иркутской губерниях. Желательно было бы, чтоб собирались такие же рукописи у монголов. <Интересно было бы сравнить тибетский, монгольский и бурятский шаманизм>.
<Аларцы> охотно отдают детей в школы, две третьих из них бывают буддистами, но им преподают Зкон божий. Хотя министр разрешил преподавание Закона Будды мальчикам-буддистам, учителя находят, что применение его на практике вызовет опалу со стороны начальства. Родители-буддисты жалуются, что детям не преподают родного вероучения, но слова их остаются гласом вопиющего в пустыне. Серьезно требовать они не умеют. Учителя крещеные совершенно индифферентно относятся к буддистам-детям. Они плохо понимают, что нужно православным ученикам и что нужно ламаитам. В Куйтунской управе, в училище, где учительствует Вампилов, почти все буддисты - 20 человек, а православных - 4. Но и там буддистам преподается Закон божий, якобы законный предмет.
По выходе из училищ большинство остается дома, работают и теряют то, что узнали в школе. Но иные идут дальше: в семинарию учительскую, духовную и церковно-учительскую, редко в гимназию. К сожалению, в учительскую семинарию мальчиков-буддистов или шаманистов не принимают, а предлагают им креститься. Если мальчик соглашается, его принимают. Мальчики принуждены вступать в сделки с совестью. Крестятся лишь для того, чтоб поучиться в семинарии. <«Окрещусь пока, думает мальчик, а по выходе из семинарии оставлю крест». Только потом узнает всю прилипчивость креста>.
Бывали неоднократные случаи, когда бурят-мальчик крестился и держал экзамен, но проваливался на экзамене. Вот и плачет, что напрасно крестился. Буряты не умеют хлопотать, чтоб принимали некрещеных. Учителя из бурят подготавливают своих некрещеных сородичей-братчат в семинарию, но отнюдь не заботятся об их печальной участи - против совести креститься. Да учителям важнее плата за учение, а не судьба мальчика. Казалось бы, что само учебное начальство семинарии должно было позаботиться о свободном допущении в семинарию инородцев. Надо заметить, что в соседнюю Читинскую учительскую семинарию и Омскую принимаются иноверцы-инородцы. Желательно бы, чтобы семинария не служила школой религиозной нетерпимости, а примером полной веротерпимости.
Директор семинарии П.М. Тереховский, человек строгих правил и инструкций, едва ли допустит даже в мыслях, чтоб буддистов и шаманистов пустить в храм педагогики без окрещения. Впрочем, директор Читинской учительской семинарии г. Королев сам по личному почину выхлопотал у генерал-губернатора Приамурского края разрешение принимать иноверцев наравне с русскими. Забайкальские инородцы оказались счастливее добайкальских. Последних шаманистов и ламаитов будет без натяжки 100 тысяч. Но для них закрыта семинария. Над дверьми сияет золотой крест… имя ему нетерпимость. Едва ли такой порядок вещей нормален, особенно после манифеста 26 февраля, где подчеркивается свобода вероисповедания бурят-буддистов.
В Алари один фельдшер, а больных масса. Ширетуй лечит тибетскими лекарствами и довольно удачно, так что к нему обращаются не только буряты, но и русские. Но, к сожалению, таможня, согласно постановлению. медицинского департамента, не пропускает лекарства из-за границы из Урги и даже из Забайкалья <в Иркутскую губернию>.
Аларцы жалуются, что теперь стало невозможно получать религиозные книги из Забайкалья, из Монголии и Тибета, потому что таможня отправляет их во Владивосток на цензурирование, да за счет адресата, а оттуда - не было еще случая - никогда не возвращаются … Должно быть, там знатоки тибетского, монгольского, санскритского языков …
«Уж не знаем, откуда доставать наши религиозные книги и лекарства», - сетуют грамотные аларцы и ламы. Что ж? Хвала бдительности попов, полиции и докторов.
Об Аларском дацане.
Нечего делать, скука адская. Аларский дацан находится рядом с бывшею Аларской степной думой (теперь инородческая управа). В 45 верстах от ж.д. ст. Черемхово. Построен на ровном месте, деревянный, небольшого размера, продолговатой формы. Крыша капает во время дождя. Вокруг посажены деревья и образуют приличный садик.
Особенно хорош садик на восточной стороне дацана, огороженный особо. Нынешний ширетуй с замечательной любовью ухаживает за садиком, который растет с удивительной быстротой. Здесь растут: ель, кедры, пихты, лиственницы, яблони, черемухи, смородины, крыжовники и пр. Цветов диких масса, как и во всей Алари. В сухое время поливают садик из колодца. Сперва по желобкам наполняют кадушки в саду, а оттуда, когда вода делается достаточно теплою, берут воду ведрами и поливают. Впечатление от садика прекрасное, как-то нежное, миленькое. С прошлого 1902 г. ламы стали разводить огород: картофель, капусту, горох, лук, редьку и т.д., всего понемножку для пробы, и очень довольны опытом.