Саяна Монгуш: Формально у нас не только Тува, вся страна процветает
С тувинкой Саяной Монгуш я познакомилась, как водится, в фэйсбуке. Нынче только здесь можно иногда познакомиться с приличными людьми, как кто-то мне однажды заметил. И даже оппозиционным тувинским журналистом. Хотя сама Саяна себя к журналистам вообще не относит. И даже к модным нынче "общественным деятелям". Зато ее кто-то на Родине причислил к не менее нынче "модным" агентам Госдепа. Хотя и к ним Саяна отношения не имеет. Просто четко, ясно и честно выражает свои мысли. Пусть и в Сети. Это нынче дорого стоит.
- Насколько я поняла, вы - известный в Туве журналист. Скажите, насколько в Туве можно выжить журналисту?
- Ко мне не применимо ни первое, ни второе. Я не работаю в этом качестве, не публикуюсь, у меня нет читателей, кроме друзей в Сети. Диплом журфака не получала. Мое первое образование ВСГИК на ул. Терешковой в Улан-Удэ. Мне иногда снится, что я хожу в институте по аудиториям и не могу выйти, потому что лестничные выходы изменились.
Но я отлично помню запахи, звуки, тот, советский город и нашу, несмотря на эпоху, замечательную жизнь в нем. Я проходила в течение жизни какие-то журналистские курсы, семинары, но дипломного отношения к журналистике не имею. Мне бы и в голову не пришло после школы выбирать такой факультет. По-моему, большинство старых кадров в Туве - заочники, а новым никакого образования вообще не нужно. Они творят чудесные вещи в эфире. Например, в сюжете про Пасхальный концерт могут добавить от души и непосредственно, перечислив всех участников: «Шары, песни, конкурсы! Приходите, будет классно!» Или передать в новости о юбилее учителя, что он работает в «МОУ СШ МО РТ» буквально всю аббревиатуру.
А живут журналисты в Туве неплохо – как где-нибудь в Москве. Золотые времена. Устраиваешься в какую-нибудь пресс-службу и изображаешь трудовую деятельность, выкупая рекламную площадь или эфир. И там, погонными метрами гонишь пургу. За все заплачено. И в газетах неплохо, и на радио, и на ТВ. Везде в соучредителях СМИ – государство. Оно дает деньги, в виде грантов, можно весь тираж спускать в унитаз, на зарплатах это никак не отразится, Чем не золотая эра? Единственное условие. Ты безмолвный винтик сбившегося механизма. Если он работает вхолостую – это не твое дело. Тогда у тебя будет полная трудовая занятость. А если будешь любопытным, лучше сразу пойти на биржу труда, сейчас это называется «Центр трудовой занятости».
- Недавно ставила материал о Туве, как о самом "убийственном" регионе России ( статистика по убийствам). Как вы думаете, в чем причина?
- По количеству криминальных убийств, к сожалению, это правда. На сайте crimestat.ru Генпрокуратуры есть статистика – ее не опровергнешь. Причины? Бытовое пьянство. Вы же не думаете, что тувинцы напропалую размахивают ножами в любом состоянии? Все эти мифы про головерозов-тувинцев, «геноцид 90-х» и прочее, уже даже раздражения не вызывают. Тувинцев в этом смысле поймут чеченцы и украинцы. Как жертвы информационных войн еще и реальные. Кроме того, легкость, с которой человек, даже нетрезвый, может лишить жизни другого, говорит о том, насколько низко упала цена жизни. Если человек видит, что его собственная жизнь и здоровье не представляют ценности , он будет с тем же ожесточением относиться к чужой.
Я подозреваю, что за годы советской власти было так много беззаконных решений, имею в виду годы репрессий. Такой нравственный переворот и слом произошел в сознании тувинцев, народа жившего коллективной ответственностью, братскими, родственными связями, когда на его глазах арестовывали и расстреливали соседей, родственников, духовных учителей и надо было молчать, отрекаться, чтобы выжить, сдавать, доносить… Эта вина неисчерпаема. Эта карма нажита. Это развращение смертью, ее легкостью, частотой ее применения десакрализировало недопустимое.
И потом были последующие 70 лет непомерной жесткости наказаний. Такая маленькая Тува имела 4 колонии и фактически вся тувинская столица в ее нынешнем виде и очертаниях выстроена руками зеков. Я была поражена, оказавшись на юбилее одной из колоний много лет назад, слушая и знакомясь с хроникой ее существования. Мы живем в городе, выстроенном тувинскими заключенными. Согласитесь, это не тот опыт, который делает сердца мягче…
Если быть совсем откровенными, то надо признаться, что и сегодняшняя жизнь тесно переплетена с тюремной культурой. При имеющихся социально-экономических проблемах каждый третий, если не второй мужчина коренной национальности прошел опыт заключения или задержания. Наши выдающиеся музыканты имели этот опыт. И эта эрзац-инициация заменила ту, подлинную, красивую, которая была у народа. То, что есть у всех народов. Но кто-то сумел приспособиться и облагородить неизбежную подмену, а тувинцы, видимо, так и остались у пустого очага. Петь было нельзя, горловое пение и народные инструменты были под запретом. Они были признаны «разносчиками инфекций». Формальная причина красива, но за ней стоят несомненно ассимилятивные процессы и цели.
Все сегодняшние знаменитости – исполнители горлового пения, берущие зрителей не только горлом, но и покоряющие своим духом, мужским началом – это же генерация всего лишь последних лет. Десятилетнего промежутка перестройки, когда еще успели застать последних живых стариков, носителей этой культуры и что –то перенять.
Игил – сакральный инструмент для мужчины, он был важнейшей частью его мужской ролевой и половой идентичности. Сделанный по легенде из черепа любимого коня и со струнами из его волос (практически и сегодня так же), он позволяет мужчине изливать иносказательно свою боль и слезы, радость и победы через песню, через игру. И когда тебе запрещают даже плакать, не говоря уже про петь, вообще выражать какие- либо чувства, кроме рабского молчания и согласия с властью, куда эта горечь может деться? В кого перерождается мужчина, не имеющий возможности быть самим собой? В тувинской культуре – мужчина обозначается, как «хозяин юрты», женщина – «содержимое».
Лишенный всякой статусности, ставший колхозником, легко оскорбляемый публично любым идиотом с папкой тувинский мужчина ожесточался. Его гнев сублимировался в жестокость. Жизнь показывала, что его жизнь не имеет никакого значения и ценности. Податься за советом - не к кому: шаманы запрещены, пересажены, ламы – расстреляны, а партийные бонзы разоблачают очередного врага и вечно недовольны результатами твоего труда. Мне кажется, корни лежат – здесь.
- Ваша коллега из Тувы Оюмаа Донгак часто пишет о детях - бомжах. Скажите, объективно сейчас какая, на ваш взгляд, самая главная проблема в республике?
- Честно говоря, не знаю о чем пишет Оюмаа сейчас. Мы не пересекаемся, хотя живем в одном городе и нас вывешивали в какой-то устрашающей листовке, объединив, как «Агентов Госдепа США». Я по этому поводу обращалась «в органы» и с человеком, размещавшим эти посты и возможным автором листовок, как меня известили, «была проведена беседа».
Оюмаа действительно приняла самое живое, человеческое участие в судьбе девушек-сирот и, вероятно, до сих пор отслеживает все перипетии их трудостройства и получения жилья. Совершенно точно могу сказать, что это была абсолютно бескорыстная (а как иначе?) помощь и порыв, за которым не стояло ничего и никого, кроме малышей и их мам, оказавшихся на улице. Ко мне обратилась одна из девушек сирот, потому что проблема тянулась с 2009 года, когда мы с журналистами пытались помочь. Они только выпустились из школы-интерната буквально на улицу, без прописки и всяких перспектив нормальной учебы и трудоустройства.
Я просила подключиться всех, к кому могла обратиться, но фактически всю работу за органы социальной защиты проделала, в итоге, одна Оюмаа. И получала какие-то обвинения от людей, которые как говорится, зимой снега никому не дадут.
Что касается главных проблем Тувы, я не работаю ни чиновником, ни журналистом, не посещаю собраний, слушаний, оперативной информации у меня нет, чтобы сделать выводы. Вы же понимаете, что формально у нас не только Тува, вся страна процветает. На этом фоне всеобщего благоденствия могу сказать только «по ощущениям». Отсроченной, но назревающей и самой главной проблемой Тувы я считаю экологическую. От нее зависит все остальное: кому тут жить, как жить, возможно ли будет вообще жить.
Надо сказать, что федеральный закон о недрах претерпел за эти годы такие изменения и настолько обезображен и обесценен, что никакие политические свободы не сравнимы с потерями, которые понесли регионы в части управления собственными территориями и недрами. Это самая страшная и большинством населения не осознаваемая утрата. Она обернется и уже оборачивается колоссальным ущербом, потому что нет территории – не будет народа. От этого будет проистекать все остальное: социальная депрессивность, алкоголизация, пуэризация населения. Я думаю, что главное и страшное - экологические проблемы, выдаваемые за незначительную расплату в обмен на технический или какой-там еще прогресс. Это несопоставимый обмен.
- Недавно после вашего поста на АРД “Тува лежащая” прошел такой коммент: “бурятам надо сторониться тувинцев и калмыков”. Как вы можете это расшифровать и как вы относитесь тому, когда выясняют оношения ( хоть бы и в интернете) представители "братских" народов"?
- Как «братские», так и «враждебные» народы – очень условная дефиниция. Она неустойчива и ситуативна. В одних обстоятельствах и окружении мы - «братья» с кем-то, в других - конкуренты или соперники, если не враги. При этом опасны любые обобщения. Попытки говорить больше, чем от себя. Высказавшийся за «бурятский апартеид» возможно имел какой-то частный, негативный опыт контактов с каким-то конкретным тувинцем или калмыком и лучше бы он привел этот случай, чем брал на себя полномочия утверждать о всеобщей опасности.
Меня, например, сильно удивляет, когда я встречаюсь с тем или иным документом, приводимым как мнение «всех российских буддистов». Насколько известно, никаких «соборов» в буддийской традиции нет, как нет и делегирования полномочий одному лицу, пусть даже и уважаемому монаху. «Буддисты России» - не партия, не секта, у каждого из этой общности есть свои Учителя и собственный взгляд на те или иные события, особенно касающиеся общества и политики. Поэтому, на мой взгляд, эта «узурпация мнения» пример некорректного обобщения.
- Насколько вы лично вживаетесь в виртуальну жизнь соцсетей, как журналист или общ. деятель?
- У меня нет аккаунтов на российских хостингах. Я не имею профиля в контакте, в одноклассниках и и тд. Мой ЖЖ был закрыт по каким-то жалобам решением Роскомнадзора по смехотворной причине: якобы, слишком много копипаста. Хотя причина была ровно в обратном. Ну и ладно. Я его вела, чтобы не терять свои тексты и какие-то ссылки, нужные для работы. Как и опасалась, сейчас все ссылки мертвы, но хорошо, что предвидя такой оборот, хранила именно тексты целиком. Если интересно, попробуйте отыскать то, что писалось в Сети о какой-либо важной проблеме в стране, о регионе - неважно, лет 5 или 10 назад. Все вычищено. Все стерильно. Есть только искусственный позитиФФ.
Российские социальные сети мало того, что опасны с точки зрения конфиденциальности, все ваши данные легко предоставляются любым органам сыска. Я думаю, что они и созданы для тотального контроля за населением. И кроме того, мне совершенно неинтересны люди, с кем бы меня жизнь свела именно на этой, «родной» почве, там все предсказуемо и скучно. Там лицо страны. С котятками и цветочками параллельно войнам (Чечня, не Чечня, Украина или Грузия – никакой разницы для большинства), с отвратительным коричневым патриотизмом, со всем убожеством мыслей и желаний.
В таких обстоятельствах единственным каналом внешних сношений с миром остается ФБ. Он заменяет радио, газету, ТВ и личное общение. Но это исключительно российская особенность. В силу понятных политических проблем и обстоятельств. Нигде в мире ФБ не используют так интенсивно, в качестве спасительного маяка, как мы. Для моих знакомых иностранцев – это не более чем способ экономии на звонках и времени, позволяющий отслеживаешь при необходимости друзей и коллег. Чтобы узнать, где они и как удобнее встретиться или решить что-то. Там не сидят часами, как мы, выуживая нужную информацию и составляя реальную картину, происходящего в стране и в мире. Я думаю, если бы не было ФБ, можно было бы стать законченным аутистом здесь и сегодня.
Усилия государства заткнуть и этот канал для россиян свидетельствуют о том, что даже эта иллюзорная свобода сильно его напрягает. Хотя большинство людей ведут лишь общение, разъединенные тысячами километров границ, языков и иных физических ограничений. Здесь формируется мысль, а не действие. Но как вы знаете из буддизма, действие мысли весомее его физической реализации. Удивительно, что это понимает и государство, страшно опасающееся неконтролируемых им мыслей в наших головах.
Укоры, что кто-то весь день сидит в Сети - смешны, потому что сегодня ты просто не можешь избежать этого: зарабатываешь деньги, покупаешь билеты, вещи, следишь за своими детьми-студентами, обращаешься в органы власти – подать заявление, оформить паспорт... Даже в провинции это становится практической необходимостью. Я прихожу на прием к врачам в поликлинику и жду, пока они вместе с медсестрами, тыча одним пальцем, набирают все то, что раньше писали.
Визит затягивается. Осмотреть больного становится все более и более непосильной по времени задачей. Главное – требуемая отчетность. Но это надо пережить. Зато лет через пять, как-нибудь эти информационные потоки сложатся в стройную единую сеть и пациенты смогут получать помощь более квалифицировано, потому что все их данные будут следовать за ними, не теряясь. Не вижу, что в этом может быть плохого.
Никаким «общественным деятелем» или «журналистом» я себя в Сети не обозначаю и не веду такой деятельности. Для этого есть профессиональные сообщества. Я веду свои записи, выкладываю важные для меня новости и, как часто ругаются знакомые, «засираю ленту» их количеством.
Но, как всякий имевший отношение к печати, я не могу сдержаться от восторга и желания «сделать вброс», когда вижу хорошо сказанное слово или важную новость. Иногда после таких сообщений ко мне стучится «дружить» множество незнакомых людей, мне очень неудобно их разочаровывать в дальнейшем и я обычно не подтверждаю дружбу. Потому что, если я привожу с восторгом новость из казахской, монгольской или осетинской истории, это вовсе не означает, что я - ура-патриот ислама или теории зарождения жизни на Земле в той географической точке, откуда родом «виртуальный друг».
Я так же не очень охотно «дружу» с тувинцами, понимая, что мои взгляды намного резче и критичнее, чем им бы хотелось, ведь они ожидают, видя какую-нибудь картинку с природой, что мы и в дальнейшем будем обмениваться лишь мимишными снимками о том, какие у нас закаты и рассветы. А потом им приходится узнавать про бездомных, про неживых, про кровь, пот и грязь. При этом я редко считаюсь с тонкостью чужого слуха и глаза. «Обсценная лексика» для меня часто рабочий инструмент, которым не брезгуешь. Ну, и зачем людям создавать лишние неудобства, лучше нам и не знать друг друга.
- А может ли виртуальное "бурление говен" стать следствием и привести к результатам?
- К разным. Усилить обиды. Рассорить людей, страны и континенты. Точно так же сблизить и подружить. Примирить. Все зависит от того, кто и зачем «бурлит». Есть тролли, они получают деньги за свою работу. Есть не очень здоровые люди с какими-то застарелыми фобиями. Для них это терапевтическое поле, где реализуются самые смелые мечты и желания – плюнуть кому-то в лицо. Есть люди, действительно пытающиеся донести свои взгляды. Все по –разному. И результаты такие же. Каким было целеполагание, таков и конечный продукт.
- Как вы относитесь к Шойгу?
- Никак. Я не служу в армии. Не воевала. Грантов в РГО не получала. В партии не состояла. В школу с ним не ходила и песен походных не пела. Ни с ним, ни перед ним. Наша жизнь не пересекалась, кроме событий конца 90-х. Когда здесь, в период выборов в Госдуму (тогда еще относительно честных) он с подчиненными генералами МЧС придумал движение Медведь -Единство, из которого сложились контуры будущей «Единой Росси». Тогда г-н Шойгу был намного обаятельнее. Депутатом Госдумы от этого нового движения стал генерал Локтионов. Такой типичный боевой товарищ, со специфическими шутками и стопроцентной исполнительностью. Тогда никто не предполагал, что таким и будет будущее лицо органов власти и «народовластья» на неопределенно долгое количество лет.
Фото: со страницы фэйсбук С. Монгуш
В сюжете: Туважурналистикаперсоны