Дашийн Бямбасүрэн: не все, кто имеет деньги, могут быть хорошими партнерами
Интервью АРД с первым в истории премьер-министром демократической Монголии о ресурсной зависимости, олигархах, бурятке-прародительнице халхов и хийморь сүлд монгольских народов.
Дашийн Бямбасүрэн – первый премьер-министр демократической Монголии, бурят по национальности, один из немногих политиков, кто до сих пор не потерял влияния в политической и общественной жизни страны. Он встретил меня радужной улыбкой. Когда я вошёл в его дом, он сразу же спросил меня: "Бурят?", получив положительный ответ, сказал: "Мундаг" (монг. "молодец, крутой").
Когда я спросил, можно ли задавать вопросы на русском, он попросил меня разговаривать по-бурятски: «Ты же прекрасно на бурятском говоришь». Мы решили с Бямбасүрэн гуай обсудить самые острые монгольские, а также бурятские темы.
- Бямбасүрэн гуай, с самого начала разработки месторождения Оюу Толгой Вы относились с критикой к Договору правительства с Rio Tinto и политике Монголии в этом направлении. Сейчас положение стало непонятным и сложным. Каким должен быть, на ваш взгляд, выход из нынешней тупиковой ситуации с Оюу Толгой?
- Оюу Толгой – это большое месторождение с запасом 42 миллионов тонн меди, 1800 тонн золота, которое легко может поднять и поддерживать экономику такой маленькой страны, как Монголия, долгое время.
Дашийн Бямбасүрэн с президентом Монголии Ц.Элбэгдоржем. Фото eagle.mn
Годовая добыча меди от Оюу Толгой планируется в районе 500 тысяч тонн, что почти в пять раз больше чем от ГОК Эрдэнэт. А золота будут добывать по 20 тонн в год, серебра – 100 тонн. Если монголы будут использовать это прекрасное месторождение благоразумно, то его достаточно, чтобы поднять экономику и улучшить благополучие всех граждан страны.
Со времени подготовки и подписания договора о разработке Оюу Толгой я считаю, что олигархи на верхушке власти Монголии с самого начала не могли поставить интересы страны и жителей превыше всего. Они попали “в ловушку” так называемых транснациональных инвесторов, и заключили очень плохой договор. Одной рукой пожали руку инвестора в знак подписания договора, а другой рукой взяли большой кредит, а теперь вся Монголия сидит в долгах перед инвесторами.
Заключив желаемый и выгодный для себя договор по разработке Оюу Толгой, компания Rio Tinto начала показывать свою хитрость и характер. Сначала со стороны Rio Tinto говорили, что потребуется инвестиция в размере 4 млрд долларов, а потом начали поднимать сумму требуемой инвестиции: некоторое время говорили, что 7 млдр долларов, сейчас уже заявляют, что 14 млрд долларов. С другой стороны, они пытаются передать свои обязанности другим компаниям, что противоречит Конституции Монголии.
В Конституции нашей страны четко указано, что всё природное богатство, полезные ископаемые принадлежат монгольскому народу. Нельзя допустить, чтобы какая-то зарубежная компания, заключив договор с Правительством, позволяла себе давать наше богатство под залог своего кредита или передавать свои обязанности.
Кроме того, эта компания неоднократно избегала уплаты налогов Монголии, пробовали даже изменить свой юридический адрес, “переехав” в Нидерланды . Также, когда наступил кризис в экономике, Rio Tinto увольняла монгольских рабочих с Оюу Толгой тысячами и т.д.
Это всё показывает их несправедливое отношение к Монголии. По этим причинам мне ничего другого не остается выбора, кроме как критиковать Оюу Толгой. А правящие страной олигархи борются «в свою пользу» и неохотно, или даже защищают этих инвесторов. Положение пока таково.
Всё намекает на то, что так называемая транснациональная компания, владеющая 66-ю процентами Оюу Толгой, может “поглотить” наше богатство. В целом, Оюу Толгой стало нам горьким и жестким уроком на будущее.
- Нынешний кризис работает в сторону Rio Tinto. Каким Вы видите будущее этой компании и этого месторождения?
В общем, сложная проблема. Само месторождение находится очень глубоко под землей. Глубина основного месторождения достигает 1300 метров, что затрудняет процесс обработки и технологическое решение добычи. У нас, монголов, мало опыта добычи ископаемых на такой глубине. Как решится вопрос – пока неизвестно и трудно прогнозировать.
Есть вариант, что они могут продать месторождение компаниям южного соседа (китайским компаниям – Ред.).
- Многие говорят, что в стране политический кризис. В Монголии две большие и доминирующие партии, Демпартия и Монгольская Народная партия. Но к обеим партиям относятся по-разному – в основном, общественность критикует...
- Это так, и все же нельзя сказать, что в Монголии сейчас политический кризис. Этот термин объясняется и как явление трактуется по-разному.
В конце 80-х, начале 90-х годов действительно был политический кризис, тогдашние власти не понимали, что предпринять, у всех были сомнения в том, нужна ли демократия – правильна, не правильна и т.д. Монголы выбрали тогда свой путь развития, и не может быть и речи о возвращении или об отказе от этого пути. Однако на этом пути у нас не хватало иммунитета и способности защищаться, когда проявились разные негативные явления и последствия.
Проблема заключается в том, что доминирующие партии Монголии оказались в руках олигархов. Какая бы партия ни победила на выборах, или ни правила страной – интересы олигархов ставятся выше национальных. Сейчас я наблюдаю за процессами на Украине, что делают олигархи там со страной – это все может случиться и у нас.
За последние десять с лишним лет все политические партии, участвовавшие в выборах, не исполнили свои программы. Лживые обещания приводят к экономическим трудностям.
Помню, в 2006 году у нас была хорошая перспектива, когда экономика сбалансировалась, внешняя торговля и бюджет страны вышли с плюсом. Прошло больше 8 лет, а мы взяли еще больше кредитов у зарубежных стран. В экономике дисбаланс, что привело нас к сегодняшнему трудному экономическому положению. В такой ситуации правильно, что общественность относится с острой критикой к обеим большим партиям, и думаю, что на выборах в парламент в 2016 году народ “рассчитается” с ними.
- Нужна ли Монголии другая сильная политическая партия сейчас? Если да, какой она должна быть?
- Трудно сказать, есть ли третья такая же сильная политическая партия. Демократическая партия и Народная партия Монголии – это две самые большие политические силы, которые доминируют на всех уровнях власти. Когда наблюдается попытка сформировать другую сильную партию, эти две сообща её “вытесняют”.
И из практики последних лет я вижу, что нет особой разницы в правлении этих двух партий, раз они в любом случае создают коалицию, совместно формируют правительство. А у сильной политической партии должна быть правильная идеология, которую сильно поддержит народ. Но можно сказать, что как раз теперь в Монголии формируются условия появления третьей силы.
- После распада СССР и демократической революции в Монголии, Вы были одним из первых политиков, открывших Монголию всему миру. Сейчас это открытая и известная страна. Как Вы считаете, в чем главное преимущество Монголии и монголов?
- Монголия – это особая страна: с малочисленным населением, большой территорией и богатыми природными ресурсами. Главное – наша страна находится между Россией и Китаем, и не имеет других выходов на мировой рынок. Некоторые специалисты считают, что это большая беда Монголии, а другие, к которым я сам отношусь, считают наоборот – это большие возможности.
Со времен создания Чингисхааном Монгольской империи, наши соседи также сформировались как крупные державы. Китай, например, был основан на объединении двенадцати государств, а Россия образовалась на основе Московского княжества, воссоединив около 60 княжеств того времени.
Я считаю, что два больших соседа для нас – это обеспечение безопасности с двух сторон и два больших рынка, что предоставляет нам большие возможности.
Ныне Монголия находится в хороших дружественных отношениях на основе стратегического партнерства и с Россией, и с Китаем. Эти три страны вместе занимают больше половины территории Азии, имеют большие преимущества совместного обеспечения безопасности и т.д.
Перейдя из социалистического строя к гражданскому демократическому обществу, Монголия успешно преодолевает путь без локальных гражданских столкновений, без угрозы для жителей страны, что на мировой арене высоко оценивается. Конечно, были и есть у нас трудности развития. Но если, государство будет придерживаться правильной и дальновидной политики в экономике, я считаю, что очень близко быстрое и высокое развитие Монголии.
- Монголия часто заявляет о политике «третьего соседа», включая туда разные страны и инвесторов со всего мира. Число зарубежных инвесторов в Монголии нестабильно – то падает, то растет. Какова должна быть политика Монголии в отношении инвесторов, как их привлечь?
Фото halldayplus.narod.ru
- Как правило, во всех странах считают, что привлечение зарубежных инвесторов в экономику страны помогает использовать ресурсы, которые сами использовать не в силах, поднимает экономику, развивает инфраструктуру и т.д. Но здесь есть чего опасаться.
Не все, кто имеет деньги, могут быть хорошими партнерами. Они используют твои ресурсы, твою рабочую силу, но могут “ограбить” природное богатство страны, чтобы уйти с большой прибылью для себя. Ныне большинство инвесторов имеют такие намерения. Один из ярких примеров – это Оюу Толгой.
В плане привлечения зарубежных инвестиций у Монголии есть большой опыт. Во время Советского Союза мы построили ГОК Эрдэнэт, УБЖД, объединение Монголросцветмет. Из прошлого опыта можно заключить, что зарубежная инвестиция взаимовыгодна только тогда, когда инвесторы уважают законы Монголии, а правительство надежно ведет политику. А не как в случае с Rio Tinto. Эта компания, на основе заключенного договора по Оюу Толгой, предъявляет разные ультиматумы и претензии к Правительству, что выражает неуважение к Монголии и приводит нас в тупик.
Если проследить историю Rio Tinto в других странах Азии и Африки – они оставляют кровавый след везде, включая гражданские войны, вооруженные восстания или конфликты, политические и экономические кризисы и нестабильность. В нынешнем сложном мире все большие транснациональные корпорации ведут такую же политику – в стране, где они работают, включают свои ключи влияния на верхнем уровне посредством коррупции или подобными путями. Держат их под своей опекой, исчерпают богатство страны и уходят.
Смотрите, например, когда началась разработка Оюу Толгой, они не построили ни одной школы, ни одной больницы, ни одного жилого дома для своих же рабочих. Поэтому есть о чем беспокоиться и чего опасаться. Зарубежные инвесторы в целом должны уважать законодательство, культуру и традиции в той стране, где работают, и должны уважать и понимать народ. Иначе такое отношение – «дай-ка возьму ваше и уйду богатым» - конечно, вызывает возмущение народа. Монголии такого нельзя допустить.
- Наш проект, АРД, целенаправлен на всемонгольский масштаб. Вы бурят по национальности, и у нас многие читатели и сотрудники тоже буряты. Мы живем и работаем в Улан-Удэ. Я сам тоже занимаюсь общественной деятельностью в Бурятии. Многие буряты говорят, что у нас все высокопоставленные чиновники – не буряты, что приводит к ухудшению жизненных условий. А буряты в Монголии уже прошли через все трудности, монгольские буряты могут занимать высокие должности в государстве. Вы – один из ярких примеров монгольских бурят, кто занимал высокие госдолжности, включая пост премьер-министра Монголии. По поводу развития и взаимоотношений бурят в России и Монголии есть разные мнения. Какова ваша позиция?
- С этого года отношение становится легче, поскольку, во-первых – начал действовать безвизовый режим между нашими государствами. Но это касается людей, которые приезжают и уезжают по нескольку раз.
А чтобы российские буряты могли вести бизнес, сотрудничать с нашими компаниями, активно работать, нужна целенаправленная госполитика, поддерживающая монгольские народы в других странах. Должно быть так, например: чтобы у бурята из России не возникали проблемы, когда он захочет вести бизнес и проживать в Монголии.
Если посмотреть с точки зрения нации, буряты являются очень большой частью монгольских народов за рубежом. Большая ответственность и большая честь для бурят то, что они населяют исторически свою территорию, сохраняют культуру, традиции и язык, являясь одной из национальностей РФ. Ведь географические названия в Бурятии и в районе вокруг Байкала – все монгольского происхождения, так? Можно сказать, что все монголы мира проживают в трех странах: в самой Монголии 3 миллиона человек, во Внутренней Монголии Китая – около 6 миллионов, и в Бурятии, Тыве, Калмыкии и Горно-Алтайске проживают монгольские народы. Главное для современных монголов в разных странах – это сохранение культуры, языка и знание о своей истории.
До недавних времен монголы не знали письменности, кроме кириллицы, забывая традиционную каллиграфию. У современной молодежи проявляется большой интерес знать и владеть своей письменностью, как и внутренние монголы. Практически все исторические и государственные документы давних времен сохраняются на старой письменности. Очень важно сохранять и наследовать свою культуру, традиции и обычаи.
Много слышу о том, что наши братья – калмыки в России – проживают благополучно за счет экономического развития и стабильности. Думаю, что бурятский народ становится сильнее, имея у себя большие промышленные заводы. Также считаю, что благодаря росту экономических и торговых отношений между нашими странами, появятся многие другие пути взаимодействия и сотрудничества. А мы должны использовать эти возможности на 100 процентов.
- Мы, буряты, мало знаем свою историю. Пропадает история бурят за многие поколения, из-за чего современные буряты не знают, кто мы, сколько нас, и нет возможности определиться однозначно. На ваш взгляд, каким образом мы можем найти дорогу?
- Древние мудрецы сказали: чтобы осознать самого себя, нужно листать исторические письма. Когда изучаешь исторические летописи и документы, интересные факты находятся – если смотреть на историю не как монгол, а бурят, как часто я высказываюсь. Но история монгольских народов едина и многообразна.
Среди монгольских народов очень много родов, каждый из которых имеет “свое”. Ученые по историографии установили, что монгольские народы и монгольский язык начали формироваться 7-8 тысяч лет назад. В течение столетий бывало так, что некоторые рода монголов то доминировали, то падали.
В нынешней Монголии 85 процентов населения являются халха-монголами. Халха-монголы произошли от трех сыновей Алун-гуа, родившихся после кончины Добу-мэргэна: Бодончар-мунхага, Бух-хатига и Бух-салжуда, и они размножались. И от семьи Бодончар-мунхага возник род Боржигон, от Бух-Хатига – род Хатиган, от Бух-Салжуда – род Салжудов, которые являются основными среди халха-монголов. Позже, в 1500-е годы, сын Батмунх даян хаана, Гэрсэнц, объединив эти три рода в один свой аймак, назвал их халхами.
Первоначальная мать всех халха-монголов Алун-гуа была хори-бурятка. Таким образом, халха-монголы – это сыновья, родившиеся от матери – бурятки. Это исторический доказанный факт. Согласно исследованиям и летописям греческих и персидских историков, такие роды хори-бурят как Хуацайн и Халиун уходят корнями в давнее время, и упоминались в связи с событиями 3-4 тысяч лет тому назад.
В бурятском фольклоре есть упоминание “Наян наваа – миний нютаг” или “Заян наваа – миний нютаг”, но сейчас любой знающий географию человек скажет, что гора Наян Наваа находится в современном Ираке. Это красивое место у реки Евфрат. Древние буряты проживали там.
Историографии известно, что в 1519 году до нашей эры, то есть 3,5 тысячи лет назад царский престол Вавилона захватили «всадники», правили государством в семи поколениях, а потом уехали. Современные историки не могут установить, кем были эти всадники, захватившие Вавилон. И, если смотреть на имена правивших там царей, то это имена бурятского происхождения – такие как Вурэн буриа, Шулам буриаш и т.д. То есть, я считаю, что наследники этих всадников, правивших Вавилоном 4 тысячи лет назад, назвали позже свой народ бурятами.
Буряты тоже делятся на хори-бурят, сонгол-бурят и т.д. Поэтому история – это как бездонный океан, чем глубже ныряешь, тем интереснее и загадочнее становится. Чтобы подтвердить вышесказанное, наверное, нужно будет современным историкам “покопаться” в исторических летописях.
- История, в основном, написана на «старомонгольской» письменности?
- Да, и греческие и персидские исторические источники наиболее точные. К примеру, в “Сокровенном сказании монголов” написано, что первый предок Чингисхаана был Бөртэ Чоно, и мы не знаем, кто это был – то ли человек, то ли легенда.
А человек по имени Агал Базы баатар, который происходил из рода Чингисхаана в 16-ом поколении и являлся хааном государства Зүрчид, при написании своей книгу “Историческая хроника монгольского государства” использовал греческие и персидские источники. Он писал в своей книге: “передо мной 17 томов исторических хроник, которые я использую”. И Агал Базы баатар хаан написал, что Бөртэ Чоно – это человек.
- Буряты подразделяются на пять больших родов – это эхириты, булагаты, хонгодоры, сартул сонголы и хори-буряты. Как вы думаете, если мы будем уходить от административной принадлежности (допустим, есть агинские буряты и еравнинские буряты) и при этом стремиться к родовой принадлежности, но все вместе будем бурятами – это правильно?
- Да, трудно же разделить и отнести людей к тем или иным группам. Могут быть там разные смешения, отец – хори, мать – сонгол, и наоборот, или по-другому. Главное – сохранять национальность бурят в целом. Это же прекрасно. Собираться одним хори-бурятам или собираться всем представителя бурят – это совсем разное будет. Будут рассказывать друг другу разные истории, будут делиться разным культурным наследием и т.д. И важно, чтобы была совместная организация наадама Алтаргана – это хороший повод объединиться, чтобы узнавать кто мы такие.
Например, сонгол-буряты же переселились из Монголии позже – с 1680-х по начало 1700-х годов. Там есть авга оды. Авга од – это род, происходящий от двух сыновей Баясах бүргэда, который был потомком в 17-м поколении брата Чингис хаана, Бэлгүүтэя. Там еще есть сартулы, еншээбү, тавангуты и сонголы и т.д. Со времен царской России остались любопытные истории о бурятах, как во времена Петра Первого был выдающийся инженер по фамилии Сердюков, а он был бурятом, которого украли в детстве, потом торговец, купивший его, подарил одаренного умного мальчика своему царю…
- У нас, бурят, существует проблема с языком. Бурятский как официальный язык основан на диалекте хори-бурят. Сартул-сонголы не могут говорить на хоринском диалекте и наоборот. Чтобы возродить бурят-монгольский язык, что нам нужно знать?
- Интересно находить изменения в языке. Например, каков был монгольский язык времен Чингисхаана?
Книга “Сокровенное сказание монголов” была написана в 1241 году. Был найден экземпляр с китайской транскрипцией, которую позже перевели на старомонгольскую письменность. Этот вариант у меня есть. Если хорошо его изучить, то монгольский язык того времени и нынешний бурятский язык – очень близки.
Например, замерзшую воду – лед, современные монголы называют “мөс”, а в то время говорили “мөлүсү”, по-бурятски – это мөлhөн, что доказывает наибольшую схожесть бурятского со старым монгольским языком. Если сейчас написать на старомонгольской письменности “мөс” – это будет неправильно, а следует писать “мөлүсү”.
Согласно генетическим исследованиям, у современных халха-монголов, бурят, дөрвөдов и баядов – одни корни. Замечательно то, что при создании монгольской традиционной письменности учитывали объединяющие факторы монгольских народов. Тод-монгол бичиг у ойратов, письменность вагиндра у бурят – что облегченный вариант монгольской уйгуржин.
Современные люди могут учить традиционную монгольскую письменность, но, как правило, не могут писать. Потому что каждое слово, даже омонимы в традиционной письменности пишутся по-разному, что очень затрудняет изучение каллиграфии современным монголам.
- Современные буряты делятся на «западных» и «восточных». Так получилось ещё с советских времён – западные буряты руководили республикой. Теперь в регионе существует трайбализм – противоречия между западными и восточными. Почему это происходит, и что нужно сделать, чтобы искоренить эту болезнь общества?
- Общеизвестно, что когда большая держава включает в себя маленькие национальности, то бывает заинтересована раздробить их на еще меньшие группы, и сохранять это положение.
Поэтому со стороны властей “бросают кости” между представителями одного народа, пускают сплетни и мифы с целью формирования вражды между главными лицами и т.д. Это сложилось исторически. Поэтому главное состоит в том, чтобы как один народ перешагнуть такое препятствие – сообща и объединившись.
К слову, могу сказать, что роды ихэрэдов (эхириты, один из родов иркутских бурят – Ред.) тоже имеют давнюю историю, уходящую на 2-3 тысячи лет назад, так же как олхонуды. Территория Иркутской области входила в состав аймака Түшээт хана до 1680-х годов. Ага и восточная Бурятия – входили в Сэцэн хана аймак, и эта территория включена в землю, которую населяли представители Алтан ураг («золотой род» - потомки Чингисхана – Ред.), в частности, это была территория сына Чингисхаана – Тулуя, во время династии Юань она была землей под прямым правлением хаана.
- У нас в Бурятии есть Всебурятская ассоциация развития культуры, которая в общем-то не работает. Фестиваль «Алтаргана» была основан в Монголии и горячо принят российскими бурятами. Как считаете, может быть, нужно здесь, в Монголии, создать какую-то организацию по развитию культуры, чтоб она реально заработала?
- Монгольские буряты проживают в северной части страны. В трех восточных сомонах Хубсгул аймака, северных частях амаймаков Булган, Сэлэнгэ, и, в основном – в аймаках Хэнтий и Дорнод. Я думаю, что в общей сложности будет около 300 тысяч человек.
А хори-буряты в России являются большой группой бурят, опереться на них, развивать и поддерживать бурятов в целом, начиная с хори-бурят – я считаю, это правильно.
Я лично считаю, что наши братья буряты делают многое, чтобы сохранять свою культуру и возродить язык. У нас здесь в Монголии идут новостные программы по-бурятски на двух телеканалах: Монгольское национальное общественное ТВ и телеканал Аист. Последний раз я побывал в Бурятии в 2003 году. Тогда уже шла работа по сохранению языка среди молодежи, телепередачи на бурятском – и это хорошо.
Главное, нужно передать современной молодежи самосознание своего народа. Молодые люди, как правило, спешат делать много, заработать и устроить свою жизнь благополучно – при этом частенько забывая, кто мы такие, какие ценности у нас. Здесь, в Монголии, молодые люди тоже плохо знают свой язык, овладев иностранными языками, хвастаются этим.
Надо чтобы бурят знал бурятский язык. Недавно у нас утвердили постановление ВГХ, согласно которому, служащие в государственных органах будут сдавать экзамены на знание традиционной письменности. Кто не знает монгольскую письменность и не читает историю Монголии – не будет работать на госдолжностях. Это один шаг.
- Что Вы пожелаете нашим читателям – представителям монгольских народов из Калмыкии, Тывы и Бурятии?
- Монголы – исторический и героический народ, чья хийморь сүлд выше всех. Куда бы ни повернулась история мира, монголы всегда были в силах сохранять и развивать свою историю, культуру. Монгольские народы оставили большое культурное и историческое наследие в мировой истории. И в современности монгольские народы должны сохранить свои этнические корни и наследие, чего я и желаю нашим братьям.
- Насколько это поможет нам утвердиться в современном мире, может ли составить конкуренцию западным ценностям, если нужно?
Ныне проявляется разница в типе цивилизации и менталитете людей, что становится большой проблемой. Плюс к этому, традиционные ценности, такие как уважение, почтение – уступают по значению деньгам. Нынешнему молодому поколению дают такое воспитание: если есть деньги – ты человек, если нет – не человек.
Одно из часто употребляемых слов в Монголии – это конкуренция. В понимании и традиции монголов конкуренция – это плохо. Считается, что это проявления жадности, хитрости и злоупотребления. Быть хорошим человеком и обустроить свою жизнь хорошо – это не конкуренция.
А сейчас идет такая тенденция, что суть конкуренции заключается в том, чтобы “подавить” своих конкурентов и занять их место. Это неприемлемо для монгольской культуры. Главное, мы сами должны понять: кто мы – монголы, кто мы – буряты. Слышать свою душу, найти ценности, которые должны оставить себе.
Сегодня в политических кругах Монголии доминируют либералы по политической идеологии. А для либералов сиюминутная выгода превыше всего – это факт. Нам очень нужна консервативная идеология, которая включает в одно целое прошлое, будущее и нынешнее время – в уважении к традиции. Следуя из этого, нужно найти путь развития. У нас этого нет сейчас в политической жизни.
Доминирование либеральной идеологии – идеология почтения денег. Это очень опасно. Но надеюсь, что тенденция либерализации погаснет с течением времени.