Опекаю беременную кошку...
В редколлегии АРД нынче трудятся самые разные люди. Разных национальностей, вероисповеданий, и живут эти люди в самых разных местах планеты. Религиовед Алекс оказался на АРД, обнаружив сайт благодаря своему профессиональному интересу к буддизму и личному - к монголосфере. Алексей живет, как он сам сказал, в российской деревне, где-то в Мордовии. А до того жил и работал в Москве. Сейчас Алексей, главным образом, "улучшает свою карму", потому что встал на Путь. Ну и помогает АРД с материалами на темы буддизма и религии в целом.
Почему молодой человек оставил жизнь в столице и поселился в деревне - наш с ним разговор.
- Как я поняла, ты успешно трудился журналистом в столичном издании, а потом взял и уехал в деревню? Почему?
- Карма хорошая кончилась...
- Успешно жить в Москве - это хорошая карма? Что такое в твоем понимании “хорошая карма”?
– Очевидно, да. По крайней мере, родится там и иметь возможность жить, приезжать. Но это, скорее, как стартовый капитал/счет в банке. Его же можно потратить. Главное - это как им распорядиться. Можно хранить, можно инвестировать, можно пропить. Не самоцель и не самодостаточная ценность.
- То есть, скажем, люди из богом забытой глубинки, которые толпами едут в Москву, хотят там карму улучшить?
- Ее не улучшают и не ухудшают, ее зарабатывают и тратят. Как капитал в банке . Я ж не зря это сказал. Если у них хорошей достаточно, они ее там потратят. Если нет – обломаются. Если есть плохая - круто обломаются. Но кому-то “повезет”, конечно.
- У тебя в глуши, в русской деревне, выходит это? Многие ведь, скажем, в Тибет уезжают для этого...
- Здесь выходит ее отработать - неблагую. Может быть, и заработать тоже - но на будущее. “Уехать в Тибет” – или куда бы то ни было – не выход и не рецепт. Если есть соответствующие заслуги, связь с Учением, что называется, то самореализоваться можно где угодно. И наоборот – если человек духовно не созрел для постижения и практики Дхармы, никакой Тибет ему не поможет. Но, опять таки, уточняю – каждый случай индивидуален, нет универсальных рецептов.
- А как именно это ты делаешь?
- Постом и молитвой, как еще... Все ж просто: загораешь на пляже, примеру, тратишь капитал – благую карму. Страдаешь: сидишь в тюрьме - отрабатываешь косяки. Делаешь благие дела: накапливаешь благую, неблагие - пагубную. Это как магический закон.
- Хорошо. А какое последнее благо ты сделал?
– Ну, для примера... опекаю беременную кошку. По мере сил способствую распространению информации о Дхарме и положении дел в Тибете, как журналист и публицист...
Вообще же говорить о своих благих делах, тем более хвалится ими... Неблагое это дело, неполезное для кармы. Официальная буддийское воззрение говорит о том же.
- Сейчас, как я поняла, в той же Москве, да и вообще на Западе буддизм стал “модным”.
- Все просто. С одной стороны, это мода на все экзотичное, необычное, "восточное". Эта мода была всегда. Еще в 19 веке и раньше, начиная с переводчиков “Жизни Будды”, других книг, поэтов. Это "спрос".
А "предложение" также включает в себя элементы ориентальной культуры, начиная с лексем, уже ставших мэмами, типа "карма", "гуру", "нирвана". Далее идут фильмы с "говорящими" названиями: та же "Нирвана", "Аватар"... Потом, например, модный писатель -"буддист" Пелевин. Вообщем, для любознательного и думающего современного человека пакет предложений уже давно сформирован.
У кого-то (наверное – большинства) это увлечение проходит вместе с модой. А для кого-то буддизм становится Путем...
- Есть для тебя существенная разница, скажем, между бурятом - буддистом и московским “русским” буддистом?
– У бурят, как и у других традиционных “этнических” буддистов, буддизм - часть национального, исторического, культурного наследия. Как для небольшой, еще кое-где сохранившейся доли русских - православие, татар или кавказских народов - ислам.
С одной стороны, такая верность традициям и сохранение памяти похвальна, с другой - зачастую, увы, такой "народный буддизм" представляет собой нерефлексируемое сознательно язычество, бытовой магизм, всевозможные суеверия, не имеющие никакого отношения к учению Будды. Смешивается опять-таки с шаманизмом, хотя это совершенно разные мировоззренческие конструкции.
У "москвичей", как и жителей других мегаполисов, или просто людей, духовно и интеллектуально ищущих, выбор буддизма (если не брать в расчет следование моде) – нередко результат долгого и трудного пути поиска себя, смысла жизни, своего предназначения в ней. В этом они подобны позднесоветским интиллигентам, самостоятельно пришедшим к православию еще до возникновения моды на него и государственной поддержки. И те, и другие (буддийские и православные интиллегенты) относятся к своему духовному пути, как правило, весьма серъезно и ответственно. Как к залогу собственного будущего, включая жизнь после смерти, но не как лишь к дани общепринятым обычаям.
Кстати, на примере двух этих буддийских страт ( назову их условно "провинциальной этнической" и "городской интиллигентской") можно наблюдать два типа омраченного непонимания учения Будды.
Среди этнических буддистов можно встретить тенденцию к "национализации" Дхармы - мол, да я буддист(ка) в "ста поколениях", нас ламы всю жизнь правильно учили, а вам, белым, всех секретов-то и не раскрывают, и не надейтесь.
“Городским” же ( западным) буддистам свойственна спесь иного рода - гордость, возникающая в прямой зависимости от объема прочитанной литературы и количества полученных посвящений/просиженных ритритов.
Оказывается "незамеченным" и "неуслышанным" равностное и уважительное отношение Далай-ламы к другим религиям и учениям, их адепты систематически "опускаются" до уровня "духовного" детсада. "Продвинутые" и "посвященные" же, все как на подбор, дхармапалы, дакини и прочие сверхчеловеческие существа, помнящие сотни прошлых жизней, владеющие могущественными сиддхами, и т.п. подобная гордыня "из духовки".
А это к вопросу о уезде в Тибет и уезжающим:
Ты ищешь, кyда податься...
Ты едешь на остpов Бали
Покyшать гpибов,
Что pастyт из деpьма священных коpов.Ты едешь в Мексикy
Поесть кактyсов
С дpевними знахаpями.Ты едешь на Амазонкy
Пожевать дpевесной коpы
Вместе с тyземцами.Ты едешь в Афpикy
Покypить "дyховной" тpавы
С шаманами.Ты пляшешь с дyхами.
Ты видишь Бога.
Ты единяешься со Вселенной.Рам Цзы спpашивает тебя...
Почемy ты всегда покyпаешь
Обpатный билет?