На "Шелковом пути", или на пути сомнений
Амбициозный проект создания экономического пояса "Великого шелкового пути" сталкивается с великими сомнениями стран, потенциальных участников проекта. Эти сомнения - главное препятствие на пути экономической экспансии Китая.
Шелковый путь 2.0
Суть проекта - Китая вкладывает более одного триллиона долларов на фактически "перестройку" всего Азиатского континента. В результате так называемый экономический пояс "Шелкового пути" охватит почти треть земного шара. А современный Китай (КНР) с его отсталой политической системой и агрессивные китайские госкорпорации станут доминировать на большинстве азиатских рынков, а следовательно, и в политике всех без исключения страны Азии (включая Россию и Монголию) и усилят свое влияние на мировую политику и экономику.
Кроме того, китайская "зеленая цивилизация" с ее устаревшими экологическими технологиями займет азиатскую нишу, затруднив доступ на континент более передовым американским и отчасти европейским "зеленым технологиям".
Главный расчет КНР в реализации проекта строится на меркантильных мотивах погрязшей в коррупции российской верхушки, а также политических элит ряда других азиатских стран, ждущих благодатный финансовый дождь из китайских "инвестиций" и взяток.
В 19-м веке "Великим шелковым путем" называли караванный маршрут из Восточной Азии, по которому в древности и средние века шли в Европу товары (военное снаряжение, серебро и золото, посуду, ткани, ковры, пряности, фрукты) и технологии (производство шелка, пороха, бумаги).
на фото: караван на “Шелковом пути”
В веке 21-м в проекте "Шелкового пути готовы принять участие более 50 (!) стран. Некоторые из них уже подписали с Китаем двусторонние соглашения по участию проекте. Россия готова участвовать в создании мирового экономического пояса в китайском исполнении "на определенных условиях". Монголия предлагает Китаю свой вариант трехстороннего проекта "Степной путь" с участием Китая России и Монголии. Из тихоокеанских стран твердо отказались от участия в распространении китайской "экологической цивилизации" (с технологиями прошлого века) лишь США.
Китайские грязные технологии
На 9-й Международной конференции "Реки Сибири и Дальнего Востока" лидер гражданской коалиции "Реки без границ" Евгений Симонов рассказал об этом плане из 56 пунктов, который официально был утвержден 11 сентября 2015 года китайской политической верхушкой - Госсоветом КНР и Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая (КПК).
"Он (план - АРД) предполагает обеспечение экологической безопасности государства, улучшение качества окружающей среды, повышение эффективности использования источников энергии и даже пожизненную отчетность чиновников за принятые ими решения. В Китае создан модельный эко-уезд Мохэ, который посещают полтора миллиона туристов в год и где производят 45 недревесных лесных товаров в рыночных количествах. При абсолютно равных природных и экологических условиях с российской стороной китайцы абсолютно превзошли соседние районы Приамурья. Хитрость состоит в том, что местные ресурсы берегут и охраняют, а все необходимое для жизни ввозят с территории России и других стран.
- На всем этом пути есть один большой вопрос: нет единого ответственного с китайской стороны за экологическую составляющую проектов, - отметил Евгений Симонов. - У Китая вообще нет культуры консультаций с населением, но есть желание использовать устаревшие "грязные" технологии. Нет процедур проверки качества проектов, а у нас есть множество готовых проектов, только бери и строй. Пока есть очень примитивный анализ: усилится отчуждение аборигенных земель, осложнится экологическая ситуация, будет происходить разрушение природных мест обитания многих видов и их исчезновение. Нужна стратегическая экологическая оценка, которая позволит России отмести наиболее опасные проекты, сохранить ценные и уязвимые объекты", - пишут ”Байкальские вести” из Иркутска.
Путь сомнений
В пресс-центре Иркутского научного центра СО РАН считают, что "Шелковый путь 2.0" длиной в 12 тысяч километров, который пройдет через Китая, Монголию, Россию, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, Польшу и Германию, станет "гораздо более масштабным явлением, чем просто транспортно-логистический проект".
По задумке Китая, это будет "совокупность международных транспортных коридоров (сухопутных и водных), внутри которых будет образована новая экономическая зона", а высокоскоростные магистрали позволят сократить период доставки грузов из Китая в Европу с нынешних 40-50 суток до десяти. В инфраструктуру экономического пояса помимо транспортных артерий войдут трубопроводы, гидро- и электростанции.
"Помимо неоспоримых выгод, Шелковый путь может иметь и негативные последствия для государств, по территории которых он пройдет, отмечает Евгений Симонов, основатель международной экологической коалиции "Реки без границ".
- Развитие будет осуществляться в интересах соседней страны, без учета возможных альтернативных вариантов, более пригодных для государства-реципиента, - комментирует эксперт. - Неизбежны экологические последствия в виде разрушения и загрязнения мест обитания. Кроме того, высоки экономические риски.
В качестве примера он приводит проект по созданию Амазарского целлюлозного завода - предприятия в Забайкальском крае, которое должно обеспечить китайской стороне прямой переход в Россию и соответствующий доступ к природным ресурсам.
- Идея следующая: в глухой тайге пробить специальный транспортный коридор, чтобы обеспечить сбытом лесопромышленный комплекс, целиком снабженный китайскими капиталами и рабочей силой, там, где практически нет российских арендаторов и достаточной лесосырьевой базы. И на все это мы строим пограничный переход с мостом, который нужен явно зачем-то еще. При этом существует кристально ясная альтернатива в 250 км оттуда, закрытый несколько лет назад оборудованный переход Джалинда (Сковородинский район, Якутия) с выходом на железную дорогу и на БАМ, - говорит основатель "Рек без границ".
...Частью проблематики нового транспортно-экономического коридора эксперты считают и перспективу строительства каскада ГЭС в бассейне реки Селенга — крупнейшего притока Байкала. На ее притоках планируется возвести четыре гидростанции различной мощности. Несмотря на то, что этот проект неоднократно подвергался критике со стороны общественности, уже ближайшее время стройка может начаться на реке Эгийн-Гол. Договор на выполнение работ получила крупная китайская корпорация China Gejuba Group Limited", - пишет Юлия Смирнова из пресс-центра ИНЦ СО РАН.
Фото: АРД
В сюжете: МонголияКитай-Монголия-РоссияШелковый путьэкологиякитайская экспансияГЭС «Шүрэн»