Калмыцкое кино родилось и сразу попало на "Золотой глобус"
2015 год - год рождения калмыцкого кино. Первый фильм режиссера Эллы Манжеевой "Чайки" стал вехой в истории культуры калмыков, ранее не снимавших своих собственных фильмов. На калмыцкую тему и на калмыцком языке.
Полеты "Чаек"
О фильме "Чайки" молодого режиссера Эллы Манжеевой заговорили сразу после его мировой премьеры, которая состоялась на Берлинском кинофестивале 2015 года . Сам по себе факт того, что "Чайки" представляли Россию на этом престижном кинофестивале (фильм был номинирован на премию "Лучший дебют"), говорит о многом.
Затем был приз "Лучший дебют" на российском кинофестивале "Кинотавр"-2015, и целая фестивальная история показов на международных фестивалях авторского кино в Эдинбурге, Карловых Варах, Хайфе, Вене, Варшаве.
И наконец, в ноябре этого года картина Эллы Манжеевой была выдвинута от России на премию американской киноакадемии "Золотой глобус" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". Всего на попадание в эту номинацию в этом году претендовали 72 фильма из 48 стран - Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии, Польши, Мексики, Аргентины, Китая, России и других. Правда, в число номинантов, которые были объявлены 10 декабря, лента калмыцкого режиссера, к сожалению, не попала.
Тем не менее, то, что внутри России "Чайки" оказались единственным фильмом, который был признан достойным представлять нашу страну на "Золотом глобусе", одном из двух наиболее престижных мировых киноконкурсов (наряду с конкурсом на приз американской киноакадемии "Оскар"), фактически является признанием его лучшим российским фильмом этого года.
Напомним, что в прошлом 2014 году приз "Золотого глобуса" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" получила нашумевшая в мире лента "Левиафан" Андрея Звягинцева. В этом году российский фильм впервые был представлен в Голливуде, на "Золотом глобусе" не на русском языке. В жанре артхаусного, "этнического кино".
Первое калмыцкое кино
Немного об истории калмыцкого кино. Последним фильмом на калмыцкую тему была лента латвийского кинорежиссера Ады Неретниеце "Гадание на бараньей лопатке", снятая еще в СССР в 1988 году на Рижской киностудии. Фильм был снят по сценарию калмыцкого автора Олега Манджиева. Главную роль мальчика-калмыка Лиджи сыграл тогда Церен Цатхланов, а его деда - тувинский актер Максим Мунзук, известный по фильму Акиры Куросавы "Дерсу Узала".
Действие фильма "Гадание на бараньей лопатке" происходит в начале 50-х годов в сибирской таежной деревне, где вместе с местными жителями живут депортированные в Сибирь "трудармейцы" из числе наций-"предателей" - латышей и калмыков.
В другом фильме, снятом по сценарию Олега Манджиева ("Амуланга", режиссер Леонид Ясеницкий, Мосфильм, 1987), калмыков играют в основном казахские актеры - Наталья Аринбасарова, Нурмухан Жантурин, Гульмира Рымбаева и другие.
- В Калмыкии как такового кино нет. Такого, которое можно показывать в России. У нас был, - он и сейчас есть, - хороший сценарист, Олег Манджиев, по сценариям которого русскими режиссерами были сняты такие фильмы, как «Амуланга» (1987) или «Гадание на бараньей лопатке» (1988), рассказывающие в основном о жизни калмыков в период депортации. Он и сам пережил депортацию. После этого никто ничего не снимал и не писал. Калмыцких кинорежиссеров не было вообще, в принципе. Даже в смежных профессиях никого нет. Не было ни одного калмыцкого кинооператора, ни одного художника, - рассказала журналу "Сеанс" режиссер Элла Манжеева.
Таким образом, фильм "Чайки" - вообще первый фильм калмыцкого режиссера, с калмыцкими актерами (снимались в основном непрофессиональные артисты), снятый в Калмыкии и на калмыцком языке. По словам режиссера, она намеренно привлекала местных людей. Кроме калмыцких актеров в создании фильма принимал участие раскадровщик-калмык, сценарий был написан самой Эллой Манжеевой, а оператором стал ее муж - Александр Кузнецов.
Калмыки не плачут
Главную роль в картине играет непрофессиональная актриса Евгения Манджиева, известная калмыцкая модель, работающая в Европе. Перед съемками фильма Евгения, которая играла учительницу музыкальной школы и жену рыбака, живущую в депрессивном рыболовецком поселке Лагань в Калмыкии, прошла "специальную подготовку". Целью этой подготовки было "изнашивание" и "снятие европейского лоска". Красавица-модель две недели без выходных "пахала" в ночную смену на хлебозаводе, расположенном в этом поселке, недосыпала, занималась тяжелым физическим трудом.
В итоге эта роль одинокой жены браконьера, мучительно ожидающей возвращения мужа из опасного морского рейда, женщины, потерявшей любовь и себя, была, как считает режиссер, с блеском исполнена Евгенией Манджиевой. Фильм, сыгранный "на умолчаниях", хорошо передает особенности молчаливого и жесткого калмыцкого характера.
- Калмыки обладают очень сильным образным мышлением и поэтому, я думаю, кино нам близко. Калмыцкий язык трудно переводить, потому, что каждое слово несет очень большую смысловую нагрузку. Калмыцкий эпос "Джангар" - это вершина визуального и эмоционального богатства нашего народа. Когда-нибудь я сниму фильм на эту тему, - говорит Элла Манжеева. - Калмыки очень эмоциональны внутри, но не проявляют это внешне. Тут, например, не плачут. Даже на похоронах. Но мы говорим по-русски и, значит, думаем по-русски. Мы очень долго здесь живем, впитав в себя эту культуру. С каждым днем мы все больше растворяемся, но из последних сил пытаемся сохранить себя. Но как говорил мой отец: "Помни чья ты дочь, и откуда". И я помню! Я – Элла Манжеева, дочь Будимира из рода Ширяд Арвн из Зет.
В декабре 2015 года новый русский артхаус Эллы Манжеевой с жесткой правдой о жизни в современной Калмыкии привлек внимание Верховного комиссара ООН по правам человека. Фильм "Чайки" получил специальный приз международного кинофестиваля "Сталкер", где были представлены фильмы на правозащитную тему. Приз был вручен режиссеру в московском Доме кино Ришардом Комендой, старшим советником Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в России.
- Я не хочу, чтобы на "Чайках" калмыцкое кино закончилось, – говорит режиссер Элла Манжеева. - Я мечтаю о том, чтобы это превратилось в некий бренд, узнаваемый во всем мире. Я очень надеюсь, что в Калмыкии появятся новые имена: артисты, режиссеры, художники, операторы. И сделаю все возможное, чтобы киноиндустрия в Калмыкии развивалась.
Буряты смотрят на калмыков
Напомним, что сегодня Бурятия переживает свой "кинобум". В последние годы здесь снимается сразу по несколько фильмов в год - молодежные комедии, мелодрамы, криминальные драмы, "этнический" артхаус.
Однако в отличие от калмыцкого кино, ярко заявившего о себе первым же фильмом Эллы Манжеевой, бурятские фильмы пока не снискали особого внимания в мире киноискусства. Хотя по сборам в кинотеатрах Улан-Удэ и соседних сибирских городов эти фильмы иногда даже вырываются в число лидеров российского проката. Как это было, например, с криминальными драмами "Решала" и "Решала-2".
Исключение составляет пока лишь короткометражный фильм "Улыбка Будды", снятый в жанре "этнического" артхаусного кино (один актер-ребенок, ни одного слова в фильме). Этот первый фильм режиссера Баира Дышенова 2008 года получил "Хрустального медведя" на Берлинском кинофестивале 2009 года в номинации "Лучший короткометражный фильм". Однако снятые впоследствии полнометражные фильмы этого автора пока подобного успеха не имели.
Фото: АРД
В сюжете: кинокино в Бурятиикино в КалмыкииЭлла Манжеевакалмыцкое киноКалмыкиКалмыкия