«Можешь наплевать на то, что ты монгол»
Но как ты объяснишь синее пятно на заднице своего ребенка? Проблемы бурятской идентичности в Интернете, и не только в нем – в интервью с автором АРД.
Журналистка Мария Ханхунова в рамках своей научной работы взяла интервью у редактора АРД Евгения Хамаганова, как эксперта в сфере Всемирной Сети и присутствия бурят в виртуальном пространстве.
В чем проблема бурятской идентичности в Интернете?
- Ее можно рассматривать с разных углов. Во-первых – это сумасшедшая скорость интеграции теперь уже не бурят, а всего монгольского мира. Многие буряты, в силу не владения родным языком, не понимая процессов, замыкаются в своей этнической скорлупе.
Им проще сидеть в пабликах, вроде анонима, рассуждать о том, как мы все про..., жаловаться, что такой вот у нас народ-манкурт. А тем временем я, скажем, вижу – что в соцсетях просто орда умных, образованных монголов, которые прекрасно владеют русским языком. Сейчас у меня в фэйсбуке почти половина друзей - монголы. Они давно раскрылись для всего мира, они знают языки, прекрасно интегрируются в любой социум.
Но в чем отличие бурят от монголов? Буряты так же могут внедряться хоть в общину мормонов или киргизских гастеров, но с одним изъяном. Буряты в подавляющем большинстве не знают турэлхи хэлээ.
В то время понятно, что любой монгол – турэл хэлээрээ ярилцжа байсан. И в этом основная проблема бурятской идентичности – мы безъязыкие.
Я, скажем, для этого и подписываюсь на монгольские паблики: читаю, что пишут мои друзья-монголы, чтобы улавливать письменный язык. Потому что устно – любой бурят, более-менее знающий свой родной язык, поймет монгола. А в письменном немного сложнее. Но – я хотя бы более-менее знаю родной язык. А тот бурят, что вообще ни бельмеса – да, монголы могут с ним общаться и по-русски, но отношение будет совершенно иное.
В лучшем случае, к нему будут относиться с жалостью. Сама скажи, было тебе неудобно, что не знаешь родной язык?
Да, было такое чувство, оно постоянно возникает, стигматизирует.
- А таких людей, молодых бурят, которые хотят открыть весь мир, знают английский, итальянский, китайский, японский, да хоть какой язык, за исключением родного – подавляющее большинство.
Так есть. Но язык же сейчас не является обязательным маркером этнической идентичности. Я не знаю бурятского, но буряткой себя ощущаю.
- А что является, твой фэйс на аватаре? Без языка – ты просто очередная косая русская.
И это тоже, символически. Традиции те же я же соблюдаю, чту, что называется.
- Это все поверхностно. На обряде Отошо Бурханай субарга я видел много славян, которые делали простирания по всем канонам. Многие русские капают на святых местах, бросают монетки на Мандрике. Разве они от этого стали бурятами?
Ну, это да, конечно. Очень много таких.
- Во-вторых, проблема бурятской идентичности в том, что буряты, опять же в силу вышеуказанной причины - незнания языка, не осознают своей причастности к всеобщей монголосфере. Они думают – вот мы, буряты, сами по себе, монголы, калмыки, тувинцы пусть идут лесом. И еще раздражаются, видя кучу монголов, идущих по "Арбату". Ну, максимум признают: монголы – наши соседи.
Т.е. буряты в большинстве своем не отождествляют себя с монголами. И в этом есть вторая и очень большая проблема идентичности. Я даже не затрагиваю вопросы местечкового трайбализма, даже в старой доброй Англии Йорки до сих пор ругаются с Ланкастерами, а в Дагестане – вообще на каждой горе по народности. Трайбализм – просто блажь и детские игрушки.
Ну, в целом я согласна, я же исследую виртуальное пространство. Что в нем существуют два дискурса: панмонголизм и космополитизм.
- Сейчас на наших глазах, в Интернете, да и вообще в реальной жизни, происходит строительство монгольской нации. В которой есть много народов. От бурят до хазарейцев. И если мы сейчас организуемся в эту общность, уже не только на исторической памяти великих предков вроде Чингисхана, а в условиях глобализации и современного мироустройства – тогда пожалуйста, живи хоть в Буэнос-Айресе, хоть в Дамаске. Но ты должен быть идентифицирован. В первую очередь для себя, потом для окружающих – что ты монгол.
Да, можно сказать – я гражданин мира, мне наплевать, но потом, когда тебя спросят – кто ты, откуда, и почему у твоего ребенка синее пятно на заднице – что ты ответишь?
Фото: Н.Бадуева
В сюжете: Бурятиябурятыбурят-монголымонголыМонголиябуряты в Интернете