"Моральным уродам" не стоит рассчитывать на миролюбие буддистов
Органы, расследующие дело по статье об осквернении статуи Будды в Элисте ставшее вторым таким же громким после Pussy Riot, опасаются неосторожными заявлениями спровоцировать новые волнения.
Выходка дагестанского борца, осквернившего статую Будды на центральной улице столицы Калмыкии, создала проблемы не только ему и его товарищам по команде, но и поставила в сложное положение руководство обеих республик. Кощунника задержали, а кавказских спортсменов пришлось срочно эвакуировать. Чтобы удержать ситуацию от негативного развития, премьер-министр Дагестана срочно приехал в Элисту и выступил с главой Калмыкии с совместным заявлением.
Корреспондент «Ленты.ру» отправился на место событий, чтобы понять, так ли миролюбивы буддисты, как о них говорят.
«Девушки, ламы идут!» — восклицает почтенного возраста дама. За несколько часов до прихода монахов в темно-красных одеждах она и другие жители Элисты приводили в порядок статую Будды, установленную в центре столицы Калмыкии чуть более 20 лет назад. Вокруг нее пагода-ротонда, у дорожки шесть молитвенных барабанов: культовое сооружение со всеми атрибутами.
«Только что мы провели субботник у статуи Будды на Аллее героев, — рассказывает Хонгор Эльбиков, министр культуры и туризма Калмыкии. Впрочем, на субботник Хонгор Бадмаевич пришел как помощник шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — Наши профессиональные художники покрыли новой золотой краской лицо Будды, поработали очень удачно. Украсили ротонду, привели в порядок территорию, все вымыли-вычистили».
«Я опоры ротонды красил, — показывает Энгри Манжиков, атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского. — Видишь, вся рубаха форменная в красном».
Тринадцать монахов приветствуют собравшихся, снимают светские одежды и обувь, усаживаются на длинные скамьи. Ритуал — три части: омовение, очищение и освящение. «Ритуал касается не только статуи Будды, но и места вокруг него, и людей, живущих поблизости, — объясняет Эльбиков. — А самого Будду оскорбить нельзя. Даже таким способом, как это было сделано несколько дней назад».
Начинается дождь, собравшиеся кидаются к монахам с зонтиками. Ритуал не прекращается. Для омовения и очищения дождь — подспорье и добрый знак.
«От души говори!»
Согласно протоколу оперативного реагирования, первого апреля в девять вечера гражданин Османов Саид Сулейманович, проживающий в Махачкале и прибывший в Элисту для участия в спортивных соревнованиях, «находясь у памятника "Будда", расположенного на Аллее героев по улице Ленина, посредством социальной сети "Перископ" в онлайн-режиме обнародовал видеоматериал». На видео Османов «выражался нецензурной бранью в адрес жителей Республики Калмыкия, а также осквернял мемориал "Будда", справляя естественные надобности».
По горячим следам на месте преступления никаких следственных действий не проводилось, все экспертизы сделали на следующий день. У полиции в тот вечер были другие заботы — в Элисте едва не начались массовые беспорядки.
В полицию позвонила Вера Наминова, администратор первого корпуса гостиницы «Элиста». Женщина рассказала, что возле отеля собралась толпа и люди настроены весьма агрессивно. Именно в «Элисте» остановилась команда махачкалинской школы олимпийского резерва по вольной борьбе им. Гамидова, которая привезла на турнир в Калмыкию более тридцати борцов. Саид Османов, 22-летний кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, в заявке шел под номером 31.
К тому времени, как Наминова позвонила в полицию, ее коллеги пытались убедить спортсменов выйти к толпе: «Внизу двери стеклянные, окна в рост — мы ждали всего», — говорит дежурная по этажу. «Закрылись изнутри, потому что там ****** (глобальная катастрофа — прим. «Ленты.ру»)», — объясняет не самого могучего вида охранник с марлевой повязкой на половину лица. Дагестанская команда решилась спуститься на крыльцо только через четверть часа, когда приехал и развернулся ОМОН.
За день до инцидента в Калмыкии чествовали Мингияна Семенова, выигравшего чемпионат Европы по греко-римской борьбе. «Это самый первый чемпион из республики. Для нас он как Гагарин», — объясняет Олег Балдашинов, директор республиканской Академии борьбы имени Т.Л. Балдашинова. Спортивному успеху земляка были посвящены все передовицы.
«Чемпиону по доброй традиции вручили белый хадак (длинный шарф, символ буддийского гостеприимства — прим. «Ленты.ру»), угостили ароматной джомбой (калмыцкий чай — прим. «Ленты.ру») с борцогами (печенье — прим. «Ленты.ру»)», — сообщает республиканская официальная газета «Калмыкия сегодня». «Приехав в Элисту, — рассказывает о чествовании Семенова "Элистинская панорама", — спортсмен первым делом посетил центральный хурул (храм — прим. «Ленты.ру»). Он тепло поздравил молодоженов, фотографировавшихся на лестнице перед хурулом, а затем терпеливо выстоял очередь в храме, чтобы получить благословение монахов».
Разумеется, чемпиона ждали и на XXVI Всероссийском турнире по вольной борьбе. В Элисту приехали полторы сотни борцов-вольников: ставки высоки — победителям полагается звание мастера спорта РФ.
«Турнир — это хорошо. Но у нас были другие планы на одного ********* (потерявшего ориентацию в социуме — прим. «Ленты.ру») борцуху, — не скрывает Очир, совладелец киоска с промтоварами на улице Ленина. — И никакое количество других борцух нам бы не помешало. Аргументы бы нашлись».
Баатр включает видеоролик на телефоне. Запись начинается с того момента, когда Саид Османов в окружении своих тренеров и представителей оргкомитета турнира стоит перед разгневанной толпой. «Он не знал, что это за памятник», — пытается объяснить кто-то из тренерского штаба. «Как не знал?! — негодует толпа. — Что ты гонишь! От души говори!». Османов встает на колени, собравшиеся аплодируют, свистят и матерятся. Слова извинений тонут в общем гомоне. Аналогичных роликов, снятых с разных ракурсов, в сети десятки. «Смотри, сколько ментов, — обращает внимание автор видео. — Повсюду они. Чего эти боялись?».
Сотни протестующих, собравшиеся перед гостиницей, долго не расходились. В какой-то момент по сообществам в WhatsApp, на которые подписаны многие молодые горожане, прошли модераторские сообщения: «Все ок, менты в курсе, он будет наказан, не усугубляйте». Те, кто все же решил не расходиться и досмотреть до конца, смогли лично убедиться, что кощунника задержали, а наиболее терпеливые увидели и эвакуацию спортсменов. «В сетях ****** (неправду говорят — прим. «Ленты.ру»), что их грузовиками военными вывозили, — говорит Очир. — Автобусами обычными. Просто рядом ОМОН был, у них машины на армию похожи».
В результате пострадала только Федерация борьбы Калмыкии: турнир пришлось перенести на месяц. Были предложения не рисковать и отменить соревнования вообще. Но, во-первых, в этом случае турнир вылетит из всероссийской сетки. Во-вторых, «борьба, — говорит Олег Балдашинов, — это тоже дружба народов, пусть с этим Фемида разговаривает, а мы должны бороться и дружить».
«За предоставленные неудобства»
«Мы были постоянно на связи с Рамазаном Гаджимурадовичем (Абдулатиповым — прим. «Ленты.ру»), главой Дагестана, когда это произошло, — вспоминает события той ночи глава Калмыкии Алексей Орлов. — И он, и я были, мягко говоря, ошарашены. Но то, что произошло, уже произошло. Для нас было важно предотвратить дальнейшее негативное развитие событий. Поэтому мы вышли к камере. Реакция моя — как руководителя региона, где это случилось. Реакция одного из руководителей региона, чей житель совершил этот дикий поступок, — к нам сюда срочно выехал глава правительства Дагестана, очень хорошо выступил. Кажется, у нас получилось».
«Никакой помощи гражданину Османову от дагестанской диаспоры Калмыкии не будет и быть не может», — говорит Магомед-Расул Умалатов, глава диаспоры и по совместительству официальный представитель Дагестана в Калмыкии.
Магомед-Расул живет и работает в Калмыкии около полувека. Последнюю неделю он называет самой страшной в своей жизни — что могут подтвердить, в частности, полицейские Элистинского горотдела и охрана городского суда. И там, и там глава дагестанцев Калмыкии появился вскоре после инцидента с нескрываемым желанием лично разобраться с Османовым — как минимум «надавать пощечин подозреваемому».
Санкций к Умалатову никто применять не стал. Во-первых, глава диаспоры славен в республике как мастер разрешения бытовых споров и стычек между калмыками и дагестанцами — каковые, безусловно, случаются в республике, где выходцы из Дагестана занимают третье место по численности (около 30 тысяч — десятая часть всего населения). Будь то столкновения болельщиков элистинского «Уралана» и «Динамо» из Махачкалы или поджог свежеотремонтированной молельной комнаты на окраине столицы Калмыкии. Ксенофобия, как оказалось, была ни при чем — молельню поджег конкурент владельца кафе, обустроившего место для единоверцев.
Во-вторых, чувства Магомед-Расула можно понять, равно как и чувства его соотечественников — от авторов сетевых комментов вроде «просим извинения от всего Дагестана за предоставленые вам невзгоды, за поступки наших земляков» (орфография сохранена) до премьер-министра Дагестана Абдусамада Гамидова, оперативно приехавшего в Элисту.
Жест в республике оценили по достоинству: Гамидов некогда работал в заготконторе села Буратинское, что в Ики-Бурульском районе Калмыкии. К слову, у республик давние и плотные связи. Директором аналогичного учреждения в Яшкульском районе был и бывший мэр Махачкалы Саид Амиров, отбывающий пожизненный срок за организацию заказных убийств. «Здесь к его действиям претензий не было, — характеризуют Амирова в Элисте. — В потребкооперации он работал хорошо». Звания Героя Калмыкии первым был удостоен опять же дагестанец — прославленный овцевод Ханбаба Мирземетов.
А еще есть экономика с десятилетиями традиций: цеховики, кооператоры, современный малый и средний бизнес. Стройматериалы и овощи-фрукты — в одну сторону, скот в другую. «В Дагестане, безусловно, есть свои бараны, — говорит Умалатов. — Но здесь пастбища больше, мясо нежнее». «И еще мраморная калмыцкая говядина, которая очень котируется на рынках в Хасавюрте и Махачкале», — добавляет Менке Конеев, главный редактор газеты «Хальмг Yнн». Отдельный пункт, по словам Конеева, — транзит. Калмыцкое направление выгодно для дагестанских дальнобойщиков, а на некоторых маршрутах разумной альтернативы ему нет вовсе. А в Дагестане, как известно, «дальнобой» является источником дохода для многих семей.
«Дружба народов — это не только красивые слова, но и конкретные дела, — говорит Умалатов. — И все добро, все хорошее, что между нами было и есть, в один момент поставил под удар этот... Извините, человеком его не назову. Тем более земляком».
Мирные люди
Записи беспорядков у гостиницы «Элиста» и выступлений Орлова с Гамидовым, в которых Османов назван «моральным, духовным, безнравственным уродом», — главные хиты калмыцкого сегмента сети. Да и пользователи остальной России готовы снова и снова смотреть, как мирные буддисты-калмыки едва не устроили массовые беспорядки, а потом поставили на колени борца-кавказца.
«Мирные калмыки — это реальность, это факт, — уверен Алексей Орлов. — Уроды вроде подобного действительно не имеют национальности. И мы исходим и всегда исходили из этого».
В доказательство этого Алексей Орлов просит обратить внимания на те же видео беспорядков у «Элисты»: «Ничего националистического не звучало — хотя люди были, мягко говоря, возмущены. Речь шла об осуждении самого проступка. В "Элисте" жили все участники соревнований — Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ставропольский край — все они осуждали проступок субъекта... человеком его, поверьте, мне сложно назвать даже сейчас, через несколько дней. Табуированной лексики было сколько угодно, но упоминаний национальности и тем более религиозной принадлежности — ни одного».
По статье от Pussy Riot
В Элисте спокойно. Только что отметили праздник Степного Уложения — конституции региона. Инцидент оставил ворох очередных передовиц с заголовками вроде «У преступности нет национальности» («Элистинская панорама») и ряд сложных вопросов — в частности, как быть с подозреваемым Османовым. «Самое главное теперь — действия следствия и решение суда, — констатирует Алексей Орлов. — Когда будет дана должная оценка деянию — и оценка справедливая, — все вопросы будут исчерпаны».
Решением суда Османов отправлен в СИЗО до 1 июня. «Эта мера сама по себе говорит о серьезности намерений тех, кто занимается данным делом, — говорит Орлов. — Думаю, затягивать следствие никто не будет. Подозреваемый сам выложил доказательства в сеть — как те глупые девчонки в храме Христа Спасителя».
Статья 148, часть 2 УК РФ «Оскорбление религиозных чувств... совершаемое в местах, специально приспособленных для богослужений, обрядов и церемоний», по которой арестован Саид Османов, действительно появилась в российском законодательстве по итогам дела панк-группы Pussy Riot.
Самих участниц перформанса тогда осудили за хулиганство, и с тех пор столь же громких дел для этой статьи не было. Видимо, поэтому и МВД, и Следственный комитет полностью отказались от комментариев: во-первых, смущает отсутствие правоприменительной практики; во-вторых, общественный резонанс; в-третьих, нежелание спровоцировать новые волнения неосторожными заявлениями.
«Человек, оскверняющий святыню, заслуживает сострадания и молитвенной помощи, — уверен шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. — Ибо не ведает, что своими действиями причиняет вред себе самому, своим близким, своему народу».
Если говорить о земном правосудии — Саиду Османову грозит до трех лет лишения свободы, и приговор, скорее всего, будет обвинительным. Калмыки, безусловно, мирные буддисты, но иной исход здесь могут не понять. От гостиницы «Элиста» до местного «Белого дома» — от силы пять минут пешком. И то если притормозить у каждого из шести молитвенных барабанов.