XIII век. Огнём, мечом и…крестом
1241 год стал, пожалуй, первым и единственным моментом в истории Старого Света, когда он был не просто под ударом – на краю гибели.
За два месяца пала Польша. 13 февраля пал Сандомир, 22 марта – Краков.
9 апреля состоялось самое тяжёлое поражение европейского рыцарства в битве при Легнице. Объединённое немецко-польское войско герцога Генриха Благочестивого было разгромлено.
11 апреля под Шайо под ударами монгольской конницы пали венгры короля Белы IV. Буквально за промежуток в один день полегли самые сильные и боеспособные силы Восточной Европы.
Владыка Священной Римской империи Фридрих II эвакуировался на Сицилию, откуда слал тревожные воззвания мелким королям, курфюрстам, и герцогам, находившимся под его протекторатом:
- Страх и трепет возникли среди нас, побуждаемые яростью этих стремительных захватчиков.
Папа Григорий IX покинул Святой престол в Риме и уехал во французский Лион, откуда также сигнализировал всем об опасности.
Оба властителя Европы, некогда враждовавшие, были готовы объединиться, и начать новый крестовый поход против «безбожников». Но были ли те таковыми?
Крест от Атлантики до Желтого моря
Если взглянуть на карту монгольских завоеваний в Европе, в её нынешнем географическом понимании, и Ближнего Востока, то поневоле задаёшься вопросом.
Разгромлены кавказские царства, Волжский Булгар. Была, по классическому историческому подходу, сожжена и растоптана Русь.
Были полностью истреблены исмаилиты - асcассины, практически вырезан Багдад, центр халифатов.
Сабля монгола к концу XIII века хозяйничала от западного Причерноморья до Персидского залива. По какой-то странной, на первый взгляд, причине обогнув только одну территорию.
- Когда мы произносим слово «Византия» без каких бы то ни было пояснений и добавлений, то содержание понятия бывает различным. Может оказаться, что Византия - это Восточная Римская империя, реликт былого величия, на протяжении 1000 лет стремившийся к упадку, - говорил этнолог Лев Гумилёв, - А может, Византия - культура, неповторимая и многообразная, выплеснувшаяся далеко за границы империи.
Если же углубиться в мысли Гумилёва, родоначальника теории пассионарности, и по большому счёту – евразийства, культура Второго Рима простёрлась на такие просторы не силой огня и меча.
Силой креста. В I-V столетиях нашей эры эта вера была самой гуманистической и прогрессивной в Европе, но постепенно стала колоться и дробиться. Но это и повлекло её в Азию.
Константинопольский патриарх Несторий пробыл на престоле недолго – его взгляды, в частности о том, что Христос – не Сын Божий, а богочеловек, Мария – не Богородица, а обычная женщина, и много ещё чего, было признано ересью. Эфесский собор 431 года предал его анафеме, а сторонники разбежались кто куда, вплоть до Китая, где в VI веке их милостиво приняли императоры династии Тан.
К 1206 году, когда Чингисхан основал Великое монгольское государство, в его подданстве были кэрэиты, найманы, кара-китаи. Все – христиане.
Торговые, культурные, а, следовательно, и религиозные связи между Европой и Азией устанавливались за восемьсот лет, после того, как гунны открыли для себя Рим, а тот, в свою очередь – Китай, опять же через гуннов. Древние тюрки связали крепкую шёлковую нить между Константинополем и столицами Поднебесной, и она не прерывалась.
Византия уменьшалась в размерах, хирела и чахла. Как отметил Гумилёв – тысячу лет. Но – какой бы ещё империи приходить к упадку столько времени? Сгинул Первый Рим, возвышались и падали многочисленные варварские государства, накатывались и растворялись орды гуннов и аваров, родился в зареве новой религии, также угрожал Европе, захватив все Пиренеи, и благополучно распался Арабский халифат.
На Дальнем Востоке сменяли друг друга сяньби, жужани, тюрки, уйгуры, кидани, чжурчжэни, так или иначе воздействовавшие на китайские земли – устанавливая там свои империи и погибая от ударов следующих счастливцев истории.
А Византия жила. Она была единственным государством, шагнувшим из Античности в Средневековье. Стены Царьграда видели многое, включая прибитый на их врата щит Вещего Олега.
Пока в них не вошли, нанеся удар в спину, единоверцы. Рыцари с крестами на плащах.
Монгольский ответ на крестовый вопрос
Классическая история даёт нам одну, основную причину похода монголов на Запад – исполнение завета Чингисхана о покорении всех стран «до последнего моря».
Чтобы разобраться в этом вопросе, надо вернуться в историю Европы конца I века нашей эры. В 1096 году византийский император Алексей I обратился к папе Римскому Урбану II, дабы защитить земли Малой Азии от наступления турок-сельджуков. Так началась самая масштабная, кровопролитная и бессмысленная авантюра Европы – эпоха Крестовых походов.
Рыцари отвоевали Иерусалим, но продолжали наведываться на территорию Передней Азии. Подогреваемые своей исключительностью, римские папы провозгласили католицизм Вселенской, а следовательно – единственно правильной церковью.
И под удар попали не только мусульмане – сельджуки и арабы, но и христиане Востока. Первыми пострадали православные Иерусалима – их иерархи во главе с патриархом были вытеснены из храмов.
В 1100 году крестоносцы изгнали Антиохийского патриарха, назначив своих прелатов.
Что любопытно, несмотря на всю пропаганду о том, что мусульмане жестоко преследуют православных, при сельджуках и арабах те чувствовали себя более-менее сносно. Чего не скажешь о католиках. Которые насаждали всюду свою веру и идеологию, а в 1204 году и вовсе учинили крестовый поход на Константинополь, хотя собирались идти на Египет.
Христианская святыня Востока была разграблена, множество жителей погибло, в запустение пришла патриархия.
Тем временем, Чингисхан подчиняет кэрэитов, найманов, кара-китаев.
Разумеется, вести о падении «Рума», как называли Константинополь в Азии, дошли и до монгольских христиан. О существовании которых знали и в Европе, благодаря некоему «пресвитеру Иоанну», письмо которого распространялось среди государей и иерархов.
Возможно, им был Елюй Даши-хан киданьский, основатель державы кара-китаев. Так или иначе, несторианские христиане, считавшие Константинополь колыбелью своего течения веры, восприняли появление на его территории Латинской империи, как угрозу.
К середине XIII века ситуация ещё более обострилась. Европа угрожала Руси. Кипчаков хана Котяна, также христиан-несториан, «приютил» венгерский король Бела.
Расколотый крест
История течений христианства сложна и запутана. Для многих, наверное, станет открытием то, что хан монгольских кэрэитов в 1007 году, принявший христианство, известен как Маркус I. Отцом Тогорил Ван-хана, названого отца Тэмуджина, был Хурчахус (Григорий) Буюрук. После того, как кэрэиты были разбиты, часть их вошла в состав найманов. Те, потом, передались кара-китаям. Все – единоверцы. И после того, как были разбиты Чингисханом, отнюдь не утратили Бога-креста.
Сам Великий хан, безусловно, был знаком с христианством, но был ли он его последователем, на что указывают некоторые интерпретаторы, нет источников.
- Один Бог на Небе, один хан на земле, - гласила печать Чингисхана. Означает ли это, что он был монотеистом? В принципе, вера в Вечное Синее небо это и есть, по сути, монотеизм. По крайней мере, что сам хан, что его дети и внуки, распространяли доктрину веротерпимости – вещь неслыханная для совершенно нетолерантных в то время европейцев.
Вернёмся обратно в Европу середины XIII века. Бату вполне справедливо считал кипчаков-половцев своими подданными, поскольку те, занимая огромные пространства от Дуная и Балхаша, в целом добровольно вошли в Империю. А Котян со своими подданными-несторианами, владел лишь малой частью кипчаков.
А Русь…Не так ли обращался Чингисхан сперва с монгольскими племенами, потом другими народами? Сперва посольство, с требованием покориться, иначе – смерть. Правителей, что не подчиняются – убить, города – разграбить. Но, по сравнению с тем, что учинили монголы в Хорезме, русские города обошлись сравнительно малой кровью.
А что сделали крестоносцы в Константинополе? Город, который можно было назвать столицей Средневекового мира, великий Царьград, центр трёх патриархий (двух – антиохийского и иерусалимского, напомним, изгнали крестоносцы) чуть не был обращён в пепел.
Опять же, на то время не было Русской православной церкви, иерархи формально назначались Констанинополем. Но после захвата оного, патриарх переехал в малоазиатскую Никею, где сохранялась власть византийских правителей. С 1240 по 1243 годы патриарший престол и вовсе пустовал.
Бела IV сигнализировал Папе Римскому, что в монгольских войсках присутствует множество русских, болгар и прочих еретиков.
Выбор у тех был прост – продолжай исповедовать православие, плати дань и тебя никто не тронет.
Бату, по сути, стал защитником христианских церквей Востока.
Евгений Хамаганов для "Информ Полиса"