Известный публицист Баабар о Цэдэнбале
АРД представляет перевод статьи монгольского публициста Бат-Эрдэнийн Батбаяра (псевдоним - Баабар) о бывшем лидере Монголии Юмжаагийне Цэдэнбале и современных спекуляциях вокруг его имени.
Юмжаагийн Цэдэнбал вернулся со своей супругой Монголию в 1988-ом году и пробыл в Улан-Баторе около месяца. Известно, что до этого, с 1984 го года, он жил в Москве под домашним арестом.
Возможность свободно вернуться в родную Монголию появилась только в 1988 году, и тогда ему можно было остаться на родине. Решение о возвращении в Москву, скорее всего, было выбором его супруги. Во всяком случае, это не было результатом давления или каких-либо интриг со стороны новой администрации правительства Монголии, которые могли бы способствовать к эмиграции. Вся сумма в размере одного миллиона 300 тысяч тугриков, принадлежавшая семье Цэдэнбала и находившаяся в Банке МНР, была беспрепятственно переведена на их счет по требованию его супруги. Квартира в Улан-Баторе, которая находилась по-прежнему в их владении, стояла в целости и сохранности.
Все, что им было нужно из квартиры, семья Цэдэнбала перевезла в Москву. Их дом, в Москве был в государственной собственности. Он не был конфискован, а позже государством был реализован. Они не успели даже пожить в нем.
После смерти Цэденбала 1991 году его тело было захоронено в Улан-Баторе в Алтан Ульгий со всеми почестями, соответствующими его положению при жизни. Цэдэнбала похоронили как выдающегося государственного деятеля, возглавлявшего в течение многих лет Монгольское государство, и как человека, который пользовался среди народа огромном уважением. Великое множество народа пришло попрощаться с ним. Люди искренне скорбели и плакали, что было естественным проявлением и подтверждением любви к нему.
В 1986-ом году в стране началась "перестройка", способствовавшая новому гражданскому пробуждению. Преобразовывая и совершенствуя достижения периода социализма, оглядываясь на прошлые ошибки и достижения, в Монголии начали критически, по-новому, пересматривать историю. Это было время, когда все прежнее время представало в новых красках.
Резкой критике со стороны представителей интеллигенции подверглись такие проявления, как запрещение национальных традиций, искажение истории и, конечно же, жестокие репрессии 1930-х годов. Люди все больше начинали интересоваться тем, что в течение продолжительного времени утаивалось и скрывалось, и настойчиво добивались раскрытия этой информации. Критиковалось все, что касалось тех времен. И как известно, все прошлое было связано с именем Цэдэнбала. Критические высказывания в адрес Цэдэнбала звучали в определенных кругах и раньше. Но происходило это только в узком кругу, где-то намеками и недомолвками. Говорить же об этом открыто не позволялось режимом того времени.
В конце 1988-го года все то, что медленно и постепенно назревало в обществе, прорвалось и проявило себя.
Как показало время, и как подтверждает история, общественное устройство было таковым, что просто не имело возможности существовать вне диктатуры. И Монголия оказалась в первых его рядах стран с такой общественной системой.
С одной стороны монгольский народ при социализме многое приобрел для себя, для развития своей гражданской культуры, с другой стороны, но платой за это явились катастрофические бедствия, через которые ему пришлось пройти. Революционные изменения при поддержке всего монгольского народа произошли в 1990-м году.
Это, конечно же, не было результатом работы только одной новой партии. Изменения прошли не без поддержки бывших государственных руководителей МНР и при активном участии Монгольской народно-революционной партии (МНРП), долгие годы имевшей монополию на власть в Монголии.
И хотя позже часто допускались разные слухи, домыслы, на самом деле с их стороны "бывших" не было намерений или действии, направленных на подавление новой партии. Наоборот, было имело место сотрудничество и взаимопонимание. В связи с этим можно назвать таких государственных деятелей того времени как Ж.Батмөнх, П.Очирбат, Ц.Намсрай, А.Жамсранжав, Д.Бямбасүрэн, Б.Чимэд, К.Зардыхан, П.Жасрай, Б.Даш-Ёндон, Л.Моломжамц, Ц.Гомбосүрэн и многих других.
Чаушеску был казнен, Хонеккер бежал заграницу, Живков был арестован, в СССР те, кто пытался устроить путч, попали в тюрьму, а некоторые из них совершили самоубийство. В Монголии же генерального секретаря ЦК Монгольской народной революционной партии, председатель президиума Великого Народного Хурала МНР полностью реабилитировали.
Демократическая революция является результатом общих усилий всего монгольского общества. Весь состав государственных руководителей просто подал в отставку, были незамедлительно внесены базовые изменения в законодательстве, а между всеми партиями и силами были достигнуто взаимопонимание. Впервые в истории у монгольского народа появилась свобода, демократия, избирательное право. Поскольку старый строй сменился на совсем новый, изменилась и идеология. Проявлялись иногда и такие явления, как критика старого руководства, преувеличения, ненависть и угрозы. В общем, то, что является обычным для революционного времени.
Такая судьба коснулась не только Цэдэнбала и его окружения. Критика была также и в адрес руководителей более раннего периода - Чойбалсана и его соратников. Но, тем не менее, монгольская революция 1990-х годов прошла совершенно бескровно. Как говорится, не были разбиты ни один нос, ни одно окно.
Во время революции 1990-го года вышло обвинительное постановление МНРП, Цэдэнбал был исключен из партии и лишен всех государственных наград. Позже был инициирован даже судебный процесс, известный как "Дело о ближайшем окружении".
Это можно понять в контексте того времени. Мир менялся коренным образом и путь, по которому страна двигалась в течение 70 лет, обновлялся. И партия, которая до этого имела монополию на государственную власть, должна была быстро менять свое сознание, принципы. Согласно требованию нового времени. В этих революционных условиях государство меняло свои ориентиры. МНРП же имела огромное влияние и ответственность перед обществом, перед каждой личностью, индивидуумом.
Можно обвинять Цэдэнбала в том, что он был иностранным ставленником, в репрессиях многих по отношению ко многим безвинным людям, в растрате государственной казны, в растаптывании народных традиций. Но Цэдэнбал определенно был продуктом своего времени. Если бы не было Чойбалсана, то его миссию исполнил бы кто-либо другой. В свое время со стороны тех, кто будил в нем тщеславие, говорилось, что он был "выдающимся руководителем", "гениальным вождем". Но это был обычный монгол. Со своей грустной и веселой, драматичной и полной иронии судьбой.
Как бы то ни было, он был не самым последним человеком в свое время. Когда приезжавшие обучаться наукам из далекого захолустья пареньки, которым едва исполнилось 15-16 лет, становились легкой добычей НКВД. То было время, когда вследствие коллективизации в СССР, тысячи и тысячи людей гибли от голода.
Цэдэнбал нередко вспоминал те годы, как голодные монгольские студенты, хлебая жидкую похлебку из капусты на воде, мечтали о привычном для них: "Мяса бы, мяса…". Многие из этих молодых людей, которые ради мяса когда-то и поехали учиться на "запад", вернулись обратно, к себе домой. Цэдэнбал сумел выстоять, выучиться.
Но не обошлось и без помощи тех, которые, однажды заарканив, обычно не отпускают потом всю оставшуюся жизнь, держа в качестве послушного исполнителя. Это была судьба. Судьба, в которой не было возможности даже выбрать самому спутницу жизни.
Девушки, которых он выбирал, не устраивали тех, кто был в НКВД. И в конце концов, он женился на девушке, которая была ими подготовлена для него. Таким образом, счастья семейной жизни он не испытал. Супруги своей он опасался. Он понимал, что это человек, приставленный к нему для того, чтобы каждый его шаг был известен. Что все слова, которые она говорит, имеют за собой "хозяина". Ему часто не хотелось возвращаться домой, и он ночами засиживался на работе. Важнов и Иванов, которые возглавляли НКВД в те годы, потихоньку способствовали его спаиванию.
Об этом свидетельствует множество неоспоримых фактов. Все больше над ним брала свою власть его супруга. Позже к алкоголизму добавился рассеянный склероз. Болезнь все более усугублялась. А грубая и глупая женщина, деревенская и необразованная, подобно той самой старухе из "Сказки о золотой рыбке", всё более свирепствовала.
Цэдэнбал, приехав к себе на родину, обычно заказывал баранину, бухлер, мозговые косточки- сэмгэ и мясо на косточках – хавирга. Рассказывают, что он ел это с удовольствием, просто доставая мясо руками, и без ножа и вилки, как это было принято в традиционных монгольских семьях. Ведь он был монгол, который вырос на мясе. А его жена его, даром что необразованная, узнала откуда-то слово "холестерин" и мясо ему ограничивала. Заменяя капустой, в которой было мало этого самого "холестерина". Может ли быть счастлив человек, которому запрещают то, к чему он привык с самого детства?
Человек, работавший у него водителем, рассказывал, что в тот период, когда он находился под домашним арестом в Москве, супруга запрещала ему выходить из дома подышать свежим воздухом, прятала от него одежду. А ведь он монгол, выросший на чистом воздухе своих просторов.
Всю свою жизнь никогда и нигде не работавшая женщина в конце его жизни, когда он стал немощным, не удосуживалась и не считала нужным даже искупать его. Тот самый водитель тайком от нее купал его, обрезал обросшие ногти. В последние свои годы Цэдэнбал так ослабел, что перестал понимать окружающее. Никто за ним не ухаживал должным образом, ни двое детей, ни сама супруга.
В 1984-м году Цэдэнбал был лишен гражданства Монголии. Время показало, что к этому акту не был причастен ни один монгол. Лишь когда операция по лишению Цэдэнбала гражданства находилась на последней стадий, об этом поставили в известность тех, кто были намечен на его место, - Батмөнха и Моломжамца. Требовали, оказывали давление. Эти двое были перепуганы насмерть.
У самого руководства Монголии об устранении Цэдэнбала не было и мысли. И не потому, что в руководстве сидели такие хорошие люди. А потому, что при существующей системе там страшились даже допустить такую мысль, опасаясь, что и мысли могли быть выведаны. В глубине сердца у каждого человека сидела память о страшном массовом истреблении людей в 1930-е годы.
С одной стороны находиться во власти, быть начальником - дело хорошее. С другой стороны, лишь за один неверный шаг человек мог поплатиться жизнью и судьбой. Таковой была система. На самом деле не было рекомендации устранить Цэдэнбала потому, что он уже не может руководить страной, что жена его бесчинствует, что сам он болен и страдает склерозом. Это все было вопросами второго или третьего порядка.
Первыми вопросами были война в Афганистане, независимое объединение профсоюзов "Солидарность" в Польше, новое направление в государственной политике Рейгана, смерть одряхлевшего главы страны Советов, вооруженное вторжение Китая во Вьетнам, размещение крылатых ракет в Западной Европе, программа «Звездных войн», политика «Реформ и открытости» Дэн Сяопина, политические изменения, произошедшие в коммунистических партиях Западной Европы (так называемый "еврокоммунизм"), драматические события в Египте, связанные с политикой президента Анвара Садата, одновременно активизировавшиеся в Европе ультралевые террористические организации и т.д..
Могущественный когда-то СССР оставался в одиночестве. И после смерти Брежнева стало отчетливым понимание того, что политика СССР нуждается в изменениях. В результате "холодной войны", которая продолжалась в течение 30 лет и порой переходила в открытую военную конфронтацию, СССР начал менять свою геополитику с улучшения отношений с Китаем. Основным барометром взаимоотношений СССР с Китаем были Афганистан, Вьетнам и Монголия. Показателем этого являлось то, что на территории МНР были расположены части Советской армии в количестве 100 тысяч человек.
Впадающий в склероз, страдающий алкоголизмом, одряхлевший и больной Цэдэнбал не понимал новую политику СССР. А если даже и понимал что-то, то на следующий день уже забывал. Супруге же его в каждом монголе мерещится "китайский шпион". И именно в это время от первой семейной пары Монголии исходят подстрекательства против Китая. Это и явилось действительной причиной решения советских руководителей отстранить Цэдэнбала. НКВД когда-то его выдвинул Цэдэнбала на руководящие посты, но когда он стал не нужен, КГБ его убрал.
В 1997-м году указом президента Государства Монголия бывший его руководитель Юмжагийн Цеденбал был реабилитирован, восстановлены все его награды и звание маршала. И с этого момента начинаются игры тех, кто стремится получить выгоду, ищет свои интересы, держа имя Цэдэнбала, как свою козырную карту.
Подобное уже происходило в истории после смерти другого выдающегося монгольского деятеля, Сухбаатара.
И если есть уже такой печальный опыт в истории, то нужно ли его повторять?
Сегодня создаются многочисленные фонды имени Цэдэнбала, учебные заведения, академия, общественные организации, которые соперничают между собой, стараясь первыми отхватить деньги, порождая тяжбы. Все это вызывает отвращение. Ровно как и "Детский фонд" Филатовой, полные вранья фильмы, брошюры, передачи, новости, статьи о Цэдэнбале, создающиеся сейчас в огромном количестве.
Очевидно, что Цэдэнбал навсегда остается в памяти своего народа. Особенно той его части, которая живет на его малой родине, и которая вспоминает его с огромным уважением. Все это есть проявления открытости общества. Но имя Цэдэнбала используют во время выборов, применяют как инструмент для борьбы против своих политических противников, опираются на него, как будто вдевая ногу в стремя. Все чаще появляются склоки и взаимные обвинения. И даже его сына, не владеющего монгольским языком (он выступает перед скотоводами с переводчиком и смешит всех) привезли в Монголию и используют в конкурентной борьбе на выборах.
В центре Улан-Батора установлен памятник Цэдэнбалу. Установленный когда-то по инициативе самого Цэдэнбала памятник Сталину, много лет простоявший на этом месте, убрали и поставили памятник ученому Ринчину, находившемуся в постоянных трениях при жизни с Цэдэнбалом. Смиренный Ринчин с книгой и Цэдэнбал напротив.
Историю нельзя вернуть. История не терпит таких сослагательных наклонений: "Если бы было так, то было бы то, а если бы того не было, то было бы не так ". История остается лишь историей. Она является зеркалом, в котором отражается будущее. Это то, из чего извлекаются уроки, то, чем гордятся, и то, что является исцелением. И для того, чтобы в дальнейшем не повторять ошибок прошлого, история должна нести в себе не приукрашенную правду.
"Если ты сам не знаешь свою историю, найдется много желающих рассказать тебе ее так, как им хочется". Человек, учивший историю, в которой искажена правда, не может правильно проектировать свое будущее. Это и есть преемственность, соединяющая поколения. И самое великая доблесть перед своей нацией это культурная революция, которая произошла под руководством Цэдэнбала.
Это то, с помощью чего кочевники, не менявшие до этого своего образа жизни со времен средневековья, шагнули в ХХ век. Соблюдающий гигиену и избавившийся от вшей, надевающий белье и спящий на белых простынях, не имеющий кожных заболеваний и питающийся правильно монгол, грамотный, понимающий иностранные языки, имеющий высокую культуру гражданин Монголии – это все "произведение" Цэдэнбала. И вряд ли кто-то другой на месте Цэдэнбала смог бы сделать всё то, что сделал он.
Новая Монголия, сильная своим институтами гражданского общества, образованием и наукой, продолжает великие изменения, начатые Цэдэнбалом для процветания его государства.
Фото: АРД
В сюжете: ЦэдэнбалБаабарФилатоваМонголияреволюцияНовая Монголиякультурная революцияистория