Антимонголизм как политика геноцида
Западные учёные о целенаправленном уничтожении монголов как народа.
Антимонгольские настроения существовали на протяжении всей истории, причем монголы зачастую воспринимались как варвары, не знакомые с цивилизацией.
По мнению западных ученых и историков, Российская Империя, Советский Союз, капиталистический и коммунистический Китай целенаправленно уничтожали монголов путем ассимиляции, сокращения населения, подавления языка, культуры, традиций, истории, религии и этнической идентичности. Во времена царской России Петр Великий сказал: "В верховьях реки Енисей должна быть русская земля". Российская империя посылала калмыков и бурят на войну, чтобы уменьшить их численность. Это было характерно и для Первой мировой, и для всех остальных войн.
Советская Россия
Советские ученые в 20-м веке пытались убедить калмыков и бурят, что те не имеют никакого отношения к монголам (демонголизация политики). Во время восстания 1927 года и с 1900 по 1950 гг. 35000, или около одной трети бурят в России, были убиты или умерли. В 1919 году буряты основали небольшое теократическое государство Балагад в Кижингинском районе , но это государство пало в 1926 году. В 1958 году слово "монгол" было удалено из названия Бурят-Монгольской АССР.
22 января 1922 года Монголия предложила переселить калмыков на свою территорию во время голода, но Россия отказалась. Почти 72000 калмыков (а по некоторым данным, 93 000) - около половины населения Калмыки умерло тогда от голода.
Калмыки восставали против России в 1926, 1930 и 1942-1943 годах. В 1913 году император Николай II сказал: "Мы должны опасаться татар. Но калмыки опаснее их, потому что они – монголы. Так отправим их на войну, чтобы сократить их численность".
23 апреля 1923 года Иосиф Сталин, коммунистический лидер России, произнес: "Мы проводим неправильную политику в отношении калмыков, связанных с политикой монголов. Наша политика слишком мирная".
В марте 1927 года Советы сослали 20000 калмыков в Сибирь и в Карелию. 22 марта 1930 года калмыками была основана суверенная Ойрат-Калмыцкая республика. Ойратское государство имело свою небольшую армию. Известен факт, что 200 калмыцких солдат победили 1700 советских в провинции Калмыкии Дурвуд, но Ойратское государство все же было уничтожено Советской Армией в 1930 году. В 1920 году калмыцкие националисты и пан-монголоведы попытались осуществить миграцию калмыков в Монголию. Монголия предлагала вернуться на родину всем монголам Советского Союза в 1920-х годах, но Россия от этого предложения отказалась.
Россия сослала всех калмыков в Сибирь в 1943 году и около половины калмыцкого народа, почти 97000-98000 человек, депортированных в Сибирь, умерли прежде, чем калмыкам разрешили вернуться домой в 1957 году. Правительством Советского Союза было запрещено преподавание калмыцкого языка во время этой ссылки. Главной целью калмыков было возвращение в Монголию и поэтому многие из них присоединились к фашистской армии. Маршал Хорлоогийн Чойбалсан попытался переправить ссыльных в Монголию. Он встречался с ними в Сибири во время своего визита в Россию. В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 апреля 1991 года "О реабилитации сосланных народов", репрессии против калмыков и других народов были квалифицированы как акт геноцида.
Китайская Империя. Геноцид джунгар империей Цин.
Джунгарами называют монголов, живших в районе, простиравшемся от западной части Великой Китайской стены до современной границы Восточного Казахстана и от границ северного Кыргызстана до юга Сибири (на большей части этой территории расположен современный Синьцзян). Это была последняя кочевая империя, угрожавшая Китаю с начала 17-го века до середины 18-го века. После ряда безрезультатных военных конфликтов, которые начались в 1680-е годы, джунгары были покорены маньчжурской армией под руководством императора династии Цин (1644-1911) в конце 1750-х годов.
Кларк утверждал, что кампания Цин в 1757-1758 годах "сводилась к полному уничтожению не только Джунгарского государства, но всех джунгар».
После того, как император Цяньлун привел свои войска к победе над джунгарами в 1755 году, он собрался разделить Джунгарское ханство на четыре части, поставив во главе четырех ханов. Племея хойт должен был возглавить джунгарский предводитель Амурсана, став ханом. Но Амурсана отклонил это предложение, так как хотел возглавить объединенный джунгарский народ. Император Цяньлун тогда отдал приказ о ликвидации всего джунгарского народа. Но, убив джунгарских мужчин, маньчжурские воины императора династии Цин и халха (восточные) монголы поработили джунгарских женщин и детей. Цяньлун приказал истребить джунгар. Исследователь династии Цин, ученый Вэй Юань подсчитал, что численность джунгар до падения их ханства насчитывала примерно 600000 человек или 200000 домохозяйств.
Широко цитируется рассказ о войне, в котором Вэй Юань писал, что около 40% семей джунгар были убиты, 20% бежали в Россию или в казахские племена, а 30% были убиты маньчжурскими воинами и халхаскими монголами, воевавшими в составе армии династии Цин. Были уничтожены даже юрты в радиусе нескольких тысяч ли. Уцелели лишь те, кто сдался. На основании этих данных, Вэнь Джанг Чу писал, что 80% из 600000 джунгар или более (особенно племена чорос, олот, хойд, батуд и захчины) были уничтожены в результате болезней или нападения, которое Майкл Кларк описал как "полное уничтожение не только Джунгарского государства, но и джунгар, как народа." Исстребление джунгар армией Цин, состоящей из маньчжурских воинов и (халхаских) монголов, было завершено эпидемией оспы .
Уйгурские повстанцы из оазисов Турфана и Хами пришли к императору династии Цин в качестве вассалов и просили его помочь свергнуть джунгар. Лидеры уйгуров, среди них и Эмина Ходжи, получили титулы при дворе китайского императора и снабжали войска Цин во время антиджунгарской кампании.
Историк П. Пердью считал, что уничтожение джунгар было результатом явной политики геноцида, начатого императором Цяньлуном. Пердью описывал исстребление джунгар как "преднамеренную резню" и описал ее как "этнический геноцид". Хотя эта "преднамеренная резня" в значительной степени игнорировалась современными учеными, Марк Левин, историк, занимающийся исследованием геноцида, заявил, что истребление джунгар было "вероятно, геноцидом, направленным на уничтожение сильного ".
Территория, на которой ранее проживали джунгары, сегодня населена казахами. Земли на севере Синьцзяна династия Цин отдала племенам хань, хуэй, уйгуров и казахским колонистам после того, как были уничтожены джунгары. На их землях представителями династии Цин были построены новые города, например Урумчи и Инин.
Депопуляция северного Синьцзяна после того, как были уничтожены ойраты, чьей религией был буддизм, привела династию Цин к урегулированию отношений между различными племенами, исповедовавшими ислам.Это привело к продвижению ислама и расширению прав и возможностей мусульман в южной части Синьцзяна, а также к миграции мусульманских народов на север Синьцзяна. Генри Шварц назвал победу династии Цин "победой ислама ".
После того, как Китай уничтожил джунгар, было объявлено, что завоеванные территории, ране принадлежавшие джунгарам, отныне присоединены к Китаю.
Лигдэн-хан
Лидер Внутренней Монголии Лигдэн – хан, потомок Чингисхана, воевал против императора династии Цин, пока не умер от оспы в 1634 году. После этого его малолетний сын Эджеи – хан сдался китайскому императору и получил титул князя, став “внешним вассалом”, а знать Внутренней Моноголии породнилась с династией Цин. Эджеи – хан умер в 1661 году, и его сменил его брат Абунай. После того, как в 1669 году Абунай выказал недовольство маньчжурскими правителями, он был помещен под домашний арест в Шэньяне. Абунай восстал против Цин в 1675 году и к нему присоединились почти 3000 чахар - монгольских воинов. Восстание было подавлено в течение двух месяцев, армия Цин затем уничтожила повстанцев в сражении 20 апреля 1675 г., убив Абуная и всех его последователей. Титулы этих монголов были отменены, их дочери и сыновья, даже если последние должны были жениться на маньчжурских принцессах династии Цин, были угнаны в рабство. Чахар-монголы были отныне под прямым контролем императора Цин в отличие от других племен, сохранивших свою автономию во Внутренней Монголии.
Монголам не разрешалось выезжать за пределы своих собственных владений. В восемнадцатом веке китайские поселенцы начали незаконно продвигаться вглубь монгольской степи. К 1791 году китайцев стало так много, что встал вопрос о присвоении статуса крестьян тем, кто уже поселился в монгольских степях. В первой половине 19-го века наступил расцвет династии Цин. И Внутренняя, и Внешняя Монголия продолжали снабжать армию Цин кавалерией. Поскольку монголы находились под строгим контролем правящей династии, правительство больше не боялось их. В то время, как правящие маньчжуры все более противились «китаизированию», а население в Китае стремительно росло, династия Цин начала отказываться от своих прежних попыток блокировать развитие торговли в монгольских степях. В конце концов, развитие экономических отношений служило интересам династии, поскольку не только обеспечивало поддержку монгольского административного аппарата правительства, но и крепче «привязало» монголов к остальной части империи.
Монголы не могли защитить себя от растущих поборов. Они не имели достаточных ресурсов, чтобы выступить против непомерных налоговых сборов. В 19-м веке всё большее число пастбищ использовалось для сельского хозяйства. Территории сеймов Джосоту и Джу-Уда находились на южной границе Внутренней Монголии и со времён их вхождения в состав империи Цин подвергались китайской земледельческой колонизации. Со временем число китайских переселенцев превысило число монголов, для которых поддерживать традиционное скотоводческое хозяйство становилось всё более сложно. Постепенно монголы перенимали у ханьцев земледельческий образ жизни и китайскую систему землевладения. Китайские переселенцы стали незаконно продвигаться в монгольские степи и арендовать землю, уменьшая тем самым долю монгольских пастбищ. Хотя такое отчуждение пастбищ в значительной степени было незаконным, эта практика продолжалась повсеместно и беспрепятственно. К 1852 году китайские купцы проникли глубоко во Внутреннюю Монголию. Присутствие во Внутренней Монголии большого количества китайских крестьян привело к созданию сложной административной системы, в рамках которой они подчинялись местным властям, действовавшим на территориях-анклавах внутри монгольских пастбищ. Монгольские власти номинально сохраняли право собственности на эти земли и постоянно добивались новых и новых прав для себя в отношении китайских переселенцев. В процессе ослабления имперской власти ханьское большинство всё активнее оспаривало власть надо собой монгольского меньшинства. Так, китайцы задерживали арендные выплаты за землю или вовсе не платили их, а также препятствовали, в том числе и с оружием в руках, проведению монгольскими властями замеров и переписей земельных участков.
Восстание цзиньдандао
Северные части современных китайских провинций Шэньси, Шаньси и Хэбэй подверглись этнической чистке. Все чаще в девятнадцатом веке маньчжуры стали противиться своему «китаизированию», но столкнулись с российской угрозой. Они стали поощрять китайских фермеров селиться на территории Монголии и Маньчжурии. Эта политика была продолжена последующими правительствами. Земля была либо продана, либо сдана в аренду китайцам, или же земли просто отнимались у кочевников и передавались китайским фермерам. Многие обедневшие монголы начали заниматься сельским хозяйством, арендовали сельскохозяйственные земли. Правление династии Цин и непрерывное незаконное переселение китайцев в течение 18 и 19 веков привели к волне инцидентов, кульминацией которых стали монгольские этнические чистки.
Все эти события вылились в восстание секты цзиньдандао, членов тайного общества этнических китайцев, восставших во Внутренней Монголии в ноябре 1891 года. Мятеж начался с нападения в ноябре 1891 года на канцелярию хошуна Аохан. Мятежники убили хошунного дзасака Дагчин-тайджи, который одновременно возглавлял также и сейм Джу-Уда, и осквернили его родовую гробницу. Беспорядки быстро распространились на юг в Оннюд-Ци и Чифэн, затем — в Левый Харачинский хошун. Одновременно другая группа мятежников захватила Чаоян в Правом Тумэтском хошуне (сейм Джосоту). Оттуда они пошли в соседние тумэтский и два харачинских хошуна, разоряя монгольские стойбища.
Китайские мятежники открыто использовали такие лозунги, как «Ниспровергнем Цин, уничтожим монголов» и «Смертью отомстим монголам» . Китайские повстанцы уничтожили 150000 монголов и разрушили многие дацаны прежде, чем восстание было подавлено правительственными силами в конце декабря.
Цзиндандао опустошили монгольские стойбища на юго-восточной границе и заставили многих монголов бежать на север. Имперский суд всячески пытался снизить градус напряжения между монголами и китайцами, выплачивая компенсации обеим сторонам. Также было принято решение набирать на должности сборщиков арендной платы за землю наряду с монголами также и китайцев, а тяжбы между монголами и китайцами перевести в юрисдикцию китайских властей. Эти меры ослабляли власть монгольской хошунной знати. Во всяком случае, отношение Цин к китайской колонизации монгольских земель становилось все более и более лояльным, особенно после амурской аннексии России в 1860 году.
Монголы склонны рассматривать эти события как межэтнический конфликт. Что касается истории монгольского общества, то Борджигин Бурэнсайн полагает, что монгольские погромы 1891 года ознаменовали собой начало новой монгольской истории. Другой этнический монгол, историк и этнолог Ян Хайин, пишет, что эти погромы стали прелюдией к более кровавым репрессиям в отношении монголов в эпоху Культурной революции.
Коммунистический Китай
Основная причина «культурной революции» заключалась в расколе, который наметился в Коммунистической Партии Китая (КПК) после завершения кампании “Большой скачок”. Лю Шаоци, избранный в 1959 году на пост Председателя, а также другие лидеры партии стали сомневаться в правильности курса, который диктовал стране Мао. На новом посту Лю стал постепенно проводить экономическую и социальную политику, которая была направлена на поддержание мелких предпринимателей. В конце 1965 года, когда Мао был ослаблен болезнью, он вместе с Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином провели секретное заседание, содержание которого неизвестно историкам, однако известно, что Мао расценил его действия как попытку ревизионизма и посягательство на своё место в партии. Оправившись от болезни, он приступил к решительным действиям по борьбе с оппозицией в партии, результатом чего и стала «культурная революция».
«Культурная революция» привела не только к широкомасштабным репрессиям против партийной оппозиции, но и гонениям на интеллигенцию, разгрому КПК, общественных организаций, нанесла колоссальный урон культуре и образованию, отразилась на внешней политике.
Во время Культурной революции были убиты члены монгольских сепаратистских политических партий. 22000 этнических монголов были убиты и 300000 человек получили ранения во Внутренней Монголии.
Из вышеизложенного следует, что ранее монгольские земли простирались гораздо дальше границ современной Внутренней Монголии, вплоть до старой границы, существовавшей при династии Мин, простирались на юге и западе - в районах Гансу, Синьцзян-Датун, области Шэньси, включая Калган. Обнаружены также останки Великой армии Мункэ в Шехуане и Юньнане, но “монгольское наследие” в этих областях еще не получило широкого признания.
Источник: wikipedia.org
В сюжете: антимонголизмгеноцид монголовджунгарыдинастия Цинвосстание цзиньдандао