Возвращение в бедность? Что нужно предпринять Монголии для выхода из глубокого кризиса
Все страны, у которых Монголия просит взаймы, пока отказывают ей в выдаче кредита.
За всю свою историю Монголия однажды была богатой. В 90-х годах страна, которая 70 процентов всех своих потребностей обеспечивала за счёт северного соседа, через 15 лет начала обеспечивать себя абсолютно самостоятельно.
За 10 лет объём национальных доходов вырос в 10 раз, а рост ВВП составил 17 процентов годовых, став рекордным показателем в мире. И исследователи, и передовые мировые СМИ в один голос уверяли, что появился еще один “азиатский тигр”. Это было лишь вчера.
Что же случилось сегодня? Внешний долг Монголии составил 20 млрд. долларов, из которых четверть приходится на правительство. Президент Центрального банка официально заявил, что госресурсы сегодня со знаком минус. За короткий срок курс национальной валюты упал почти в два раза. В конце марта мы должны заплатить по обязательствам сумму в 580 миллионов долларов для погашения долга времён правительства Сү.Батболда. В 2018 году должны вернуть 1,5 млрд долларов, полученных правительством Н.Алтанхуяга в виде бондов Чингис. Управляющий делами правительства заявил, что нет возможности заплатить по долгам, но премьер-министр утверждает обратное и наоброт, уверяет, что сможем.
Специалисты и финансисты, анализируя сегодняшнее положение экономики Монголии, говорят, что эти 580 миллионов для погашения долга взять неоткуда. Тогда где премьер-министр собирается их раздобыть за один месяц?
Не секрет, что спикер парламента, также занимающий пост председателя партии, стоящей у власти, руководит не только своей партией, но прямо или косвенно руководит правительством, влияя на вынесение им решений. Может быть, именно в поисках денег он посетил РФ и страны Персидского залива - Кувейт и Саудовскую Аравию.
Конечно, по установленной традиции и по протоколу, его приняли спикеры парламентов и соответствующие им должностные лица. Вопросы получения кредитов, как обычно, обсуждаются между правительствами двух стран. Но внезапный визит и странная просьба спикера парламента Монголии привели их в недоумение. Главы парламентов этих стран в основном женщины и, согласно дипломатическому этикету, заявляли о готовности укрепления дружественных двусторонних отношений. Но ясно одно - ни одна из этих женщин не имеет права решать вопросы, связанные с деньгами.
Китай заявлял о готовности оказать Монголии братскую помощь в размере 4-х миллиардов долларов для преодоления экономического кризиса. Но из-за визита Далай ламы в декабре прошлого года в отношениях двух государств возникла трещина, и китайская сторона перенесла все запланированные встречи и переговоры на неопределённый срок. Плюс к этому, наивная попытка втянуть в этот конфликт Индию, которая ранее обещала дать в долг 1 миллирад долларов, также не увенчалась успехом и ещё более обстрила проблему. Правительство Монголии дало объяснение по поводу визита Далай ламы и пообещало, что впредь такое не повторится. Но Китай какого-либо ответа пока не дал.
Окончательное решение по поводу 580 миллионов еще не принято, но у руководства страны зарождаются различные идеи, некоторые из которых можно даже приравнять к детским наивным идеям.
Рассматривалась возможность получить кредит под залог золота, которое Центральный банк скупит в будущем. Во-первых, курс цен на золото является самым нестабильным, поэтому оно не может быть гарантией для получения долгосрочного кредита.
Во-вторых, в любой стране правительство и Центральный банк являются совершенно разными институциями, поэтому под гарантию одной из них не выдают кредиты другой.Так что Центральному бнку не выдадут кредит, чтобы погасить долг Банка развития, подведомственного правительству.
В третьих, в тот период, когда Монголия получала вышеназванные кредиты, она входила в группу “В2” по категории кредитных гарантий. Но сегодня международные организации считают Монголию менее платежеспособной и страна опустилась вниз на две ступени до категории “С”. Это уже является предупреждением, что ей нельзя выдавать кредиты.
Если кто-нибудь и выдаст кредиты правительству, банку или организации, входящей в эту категорию, то 20 процентов сразу регистрируются как потеря. В то время, когда Монголия получала средства от бондов, ставки составляли 3-7 процентов. Сегодня на ставку ниже 15 процентов рассчитывать не приходится.
МВФ имеет почти 30-ти летний опыт работы с правительством Монголии. С этой организацией работало не одно правительство Монголии. В этой стране нет стабильного госаппарата. После очередных выборов и создания нового правительства почти поголовно увольняют прежних и назначают новых госслужащих, которые, в свою очередь, создают своё окружение.
Поэтому у государства почти полностью отстуствует “память”. Установилась такая традиция, что все соглашения, направления и “память” создаются заново каждые 2-4 года. Не редкость попытки свести счёты с предыдущими служащими, а политику, которую они проводили, объявляют уголовным преступлением. А так как всем понятно, что госслужба для любого чиновника лишь временное пристанище, они стремятся за этот срок успеть разбогатеть, присвоить себе все что можно, своровать.
Центральный банк, который должен работать стабильно, является очень уязвимой институцией. После прошлогодних выборов все служащие, находящиеся на руководящих постах, были уволены, так как у победившей партии появилась острая потребность в рабочих местах и должностях. По индексу показателя коррупции в мире Монголия в первых рядах.
МВФ и входящие в сферу его политики международные организации, например Азиатский банк развития /АБР/ и Всемирный банк /ВБ/, требуют строгой финансовой дисциплины и странам, принявшим эти условия, выдают долгосрочные льготные кредиты. Но данная организация, кроме того что сама выдает кредиты, еще и даёт разрешение крупным международным финансовым организациям на выдачу кредитов: кому, в каких размерах и на что выдавать.
МВФ устанавливает лимит своих кредитов в зависимости от возможностей, количества населения и залога той или иной страны. На сегодня, в случае, если переговоры пройдут гладко, Монголия сможет взять максимум один миллиард долларов.
Несколько поколений правительств Монголии, особенно те, которые работали в период 1991-2000 годов, смогли с успехом преодолеть самый трудный переходный период в результате толерантного сотрудничества с МФВ. Также в 2008 году была успешно реализована программа МВФ “Стэнд бай”. Сегодня их представители приезжают, чтобы сесть за стол переговоров с правительством и Центральным банком Монголии. Но вряд ли обе стороны найдут общий язык, так как говорят на совсем разных языках. Сегодня в мире, в финансовой, экономической и денежной политике существует только один язык.
Этот язык - правило, придуманное развитыми странами, держащими в своих руках всю мировую экономику, и которому должны следовать остальные страны. Где деньги, там и власть. Представители монгольской стороны, участвующие в переговорах, не имеют никакого опыта и даже первоначальных знаний в этой области.
В 2003 году, когда ВВП страны на душу населения составлял 450-500 долларов, Монголия входила в число стран, имеющих возможность получить помощь со стороны международных организаций. Но сегодня этот показатель вырос до отметки 4 тысячи долларов и наша страна вошла в число стран со средним показателем. Поэтому уже больше нет добровольных пожертвований в виде саммита стран-доноров. Страны-члены Организации сотрудничества экономического развития или OEDC выдают развивающимся странам льготные кредиты для реализации совместных проектов. Кроме того, что они имеют свои собственные условия, страны-члены выдают кредиты отдельно и поэтому возможности получить крупный кредит нет.
Недавно стало известно, что Польша намерена выделить Монголии кредит в размере 50 миллионов евро. Это максимум. Кроме того, эти деньги направлены на реализацию определённых проектов, а не на погашение долгов. Китай не является членом OEDC и поэтому разговор о кредите в 4 миллиарда долларов, наверное, был. Но если эти деньги и дадут, то только для совместной деятельности китайских компаний и правительства Монголии, но не для монгольского правительства.
Существует “Парижский клуб”, который регулирует долги стран. Требующая возврата долгов сторона обращается в этот клуб. Если проблему невозможно решить, то ту страну-должника объявляют банкротом.
Монголия очень близка к банкротству. Со страной-банкротом никто не захочет вести дела. Поэтому из создавшейся ситуации мы должны выбираться только своими силами.
Информация, поступающая от правительства Монголии и других государственных институций в общество, в основном посвящена таким темам, как реванш между группировками, сведение счетов, попытка свалить вину на других, соперничество, а также содержит ложные обещания, доносы, сенсации. Чтобы выйти из этого кризисного состояния, страна должна как минимум экспортировать продукцию на 7-8 миллиардов долларов. Это возможно осуществить только с помощью иностранных инвестиций. Но, кажется, они не понимают этого. Руководство говорит об экспорте продукции только на 7-8 миллионов и рекламируют это в обществе.
Источник сегодняшнего кризисного состояния берёт начало в том периоде, когда страна на время стала богатой. Ответственность за это должны нести обе политические силы, поочередно стоявшие у власти в стране. Бедная страна, которая вдруг разбогатела и через какое-то время вновь стала бедной, оказывается в ещё худшем положении, чем раньше. Это можно видеть на примере Венесуэлы и Нигерии.
Но положительной стороной этого кризиса является то, что монголы получили горький урок и ценные инвестиции в понятиях экономики.
На протяжении многих лет две политические силы пытались свести на нет то, что было сделано другим. Сегодня, когда одна политическая сила почти полностью взяла в руки власть и право выносить решения, появилась возможность беспрепятственно и смело провести радикальные экономические изменения. Монголия если не качеством, то числом студентов, мастеров, учёных, врачей, учителей, экономистов и юристов на 10 тысяч населения занимает высокую позицию в мире. Многие молодые люди, получившие за последние 30 лет образование на Западе, не имеют работы или занимаются совсем другими делами, так как не соответствуют “политическим требованиям”. Если правильно использовать это море кадров, то откроется множество возможностей.
Так как монголы сами себя завели в такое кризисное состояние, то сами и должны выбраться оттуда, сделав смелые и решительные шаги.
Экономика возродится не по волшебству, а благодаря проведению здоровой и обдуманной политики. Для возрождения экономики абсолютно не важно, демократична или нет политика партии, правое или левое решение, веросиповедание, душевное состояние, обида и т.д.
Для того, чтобы выйти из кризиса, преодолеть его с наименьшими потерями, привлечь иностранные инвестиции, снова завоевать доверие инвесторов, хотелось бы порекомендовать правительству и парламенту, опираясь на свои силы, смело, последовательно и срочно принять следующие меры:
- Полностью аннулировать действующий закон, ограничивающий деятельность в горнорудной отрасли, банковской сфере и иностранных инвестициях.
- Полностью аннулировать закон с “длинным названием” /О запрете разведки и добычи полезных ископаемых в истоках рек, охранных зонах водоёмов и на территориях лесного фонда/.
- Аннулировать действующий закон “О стратегических месторождениях”.
- Внести изменения в закон “О компаниях”, по которому все без исключения юрлица платят налоги.
- Принять закон “О гарантии капитала”.
- Приватизировать фондовую биржу и принять закон о сободной торговле ценными бумагами.
- Принять закон “О Договоре”.
- Аннулировать все налоговые льготы, внести изменения в закон, предусматривающие иные поощрения.
- Запретить правительству иметь определённую долю от внешних ивестиций.
- Если оно не угрожает национальной безопасности, то со стороны парламента не должны препятствовать решению правительства в отношении внешних инвестиций.
- Принять статью закона о возмещении материального и финансового ущерба, причинённого обществу.
- Со стороны парламента - не вносить проект налога на непредвиденную прибыль.
- Дать правительству самостоятельно решить вопросы незаконной горнорудной деятельности.
- Принять закон, чётко определяющий статус неправительственных организаций.
- Сделать свободной геологоразведку.
- Приватизировать неприбыльные госпредприятия.
- Проводить политику, направленную на освобождение цен.
- Внести изменения в законы, касающиеся образовательной и здравоохранительной отраслей, признать эти отрасли бизнесом и чётко указать, какие бесплатные услуги оказываются представителям бедных слоёв общества.
- Внести изменение в закон “О социальном страховании” и увеличить для граждан возможность иметь двойной доход.
- Проводить политику всеобщего налога.
- Изменить политику социальной помощи.
- Поддержать туристическую отрасль. Для удобства туристов внести изменения в законы о миграционной службе и пограничном контроле и порядке обслуживания.
- Сделать чётким и определённым статус государственного и общественного имущества, внести их в разную налоговую среду.
- Создать беспошлинные зоны.
- Внедрить налоги и систему страхования на скот.