Народ дает им власть, а они передают богатства Монголии чужим
Интервью с третьим президентом Монголии Н.Энхбаяром.
- Говорят, что МНРП разработала проект новой Конституции. Какая существует необходимость изменения Конституции?
- С участием членов МНРП, наших сторонников, учёных и исследователей, мы закончили разработку проекта новой Констиутции и начали работу по ознакомлению с ним граждан. Не я один говорю о необходимости изменения Конституции. В последние годы этот вопрос поднимают также учёные и исследователи.
Вообще-то, в обществе уже возникло понятие о необходимости изменения и обновления Конституции. Поэтому на рассмотрение весенней сессии парламента был вынесён вопрос об изменении и обновлении Конституции.
Чтобы статьи Конституции действительно реализовывались, надо чётко в ней прописать, в чьих руках находятся полномочия власти, откуда берут начало эти полномочия.
В действующей Конституции сказано, что правящая власть находится в руках народа. Но также указано, что парламент является высшим государственным органом власти. Если вы заметили, то тут есть и государственная власть, и правящая /исполнительная/ власть.
Под правящей властью многие люди понимают правительство. В нынешней Конституции указано, что правящая власть находится в руках народа. Значит, можно это понимать так, что народ сам должен формировать правительство.
Государственная власть как будто совсем отдельная вещь. И она находится в руках парламента. Парламент назван высшим органом государственной власти. Тогда кто низший орган госвласти? По теории известного исследователя и философа Николы Марквилла, насчитывающей уже несколько сотен лет, государственная власть – это большой пакет власти.
Из данной теории следует, что государственная власть берёт своё начало от народа и находится в его руках. А при реализации распределяется на исполнительные власти. И это распределение идёт по трём ветвям власти.
- Если конкретно?
- Это законодательная власть или парламент, исполнительная власть или правительство и судебная власть или суд. Только при таком распределении возможна реализация государственной власти. Государственная власть, берущая начало от народа, должна также постоянно храниться у неё. Это потому, что народ сам выбирает на короткий срок какую-нибудь госорганизацию или должностное лицо и через них реализует свою власть.
Если народ не будет хранить у себя эту власть и, передав её, останется без власти, то это будет причиной возникновения безответственной госвласти.
Другими словами, это означает, что если ты передал свою власть, то должен сидеть и молчать. Поэтому народ должен постоянно хранить при себе право досрочно отправлять в отставку безответственных людей и применять к ним меры наказания.
Вопрос, касающийся деятельности парламента, правительства и суда, не нашел чёткого отражения в нашей Конституции. Во-вторых, так как местные органы власти и органы самоуправления носят символический характер, то смогут ли они на самом деле устанавливать налоги, выпускать ценные бумаги, опираясь на своё имущество?
- Как надо провести реформы?
- В некоторых случаях народ на примере суда присяжных должен сам участвовать в судебном процессе. Есть такой суд присяжных. В США и некоторых других странах граждане исполняют обязанности судей и, основываясь на своих убеждениях, единогласно выносят решения в пользу одной из сторон. Судьи назначаются в результате выборов.
Этот вопрос не нашёл своего полного отражения в Конституции. Судей всегда назначают. Трудно бывает с ними ругаться. Поэтому теряется всякая справедливость. Парламент и правительство не несут ответственности. В деле выбора и назначения правительства, возложения на него ответственности, граждане не могут принимать участия. Суд слишком далёк от народа.
Поэтому надо обязательно изменить и обновить действующую Конституцию. Но нельзя её полностью отрицать. Сейчас нам надо всем собраться и обсудить это.
На протяжении многих лет мы не можем решить один вопрос: в чьих руках находятся природные богатства? В действующей Конституции сказано, что они находятся в руках народа и под защитой государства, но в другой статье они являются государственным имуществом.
Например, в Конституции РФ сказано, что природные богатства могут быть частью государственного, частного, местного и другого имущества. Поэтому русские используют свои природные богатства согласно своей Конституции. А у нас статьи и положения Конституции расходятся и, пользуясь этим, узкий круг людей хочет держать на расстоянии природные богатства от народа и прибрать их к своим рукам. Поэтому этот вопрос должен быть чётко отражен в Конституции.
- Кто принимал участие в разработке проекта новой Конституции?
- Когда я работал президентом, я говорил парламенту и правительству на счёт изменения и обновления Конституции. Говорили разные вещи и не смогли прийти к единому согласию. Рабочая группа также была создана по-разному. Эта рабочая группа всё своё внимание сконцентрировала только на том, кому будет принадлежать власть - президенту, правительству, премьер-министру или парламенту, но забыла о власти народа. Поэтому сегодня Конституция не может разрешить эту сложную для общества ситуацию.
В 1992 году, когда переходили на новую систему, наверное не думали, что всё будет так сложно. Поэтому сделали неполным механизм регулирования. Сегодня новые общественные отношения стали более сложными. И это можно разрешить только с помощью новой Конституции. Только вместе обсудив и приняв новую Конституцию, можно разрешить проблему. По старой же Конституции уже невозможно исправить создавшееся положение. Проект новой Конституции был разработан с участием представителей различных партий, юристов, экономистов и исследователей общества. На протяжении последних нескольких месяцев работали над проектом новой Конституции, показывали его специалистам.
- Какие изменения и обновления были внесены в проект новой Конституции?
- Раньше не думали, что гражданин Монголии будет под защитой государства. Скот же был под защитой государства. Но по-настоящему не смогли реализовать всё это. Носило символический характер. Конечно, мы должны уважать скотоводов. Основой государства является человек. Но государство забывает о нём. Государство существует отдельно, обособленно от народа. И чтобы исправить эту ситуацию, мы отразили в проекте положение о защите человека со стороны государства.
Что касается природных богатств, то они не являются созданием человеческих рук. Золото и уголь возникли много миллионов лет назад в результате различных реакций. Наши предки оставили нам эту прекрасную землю. Монгольский народ унаследовал эту обширную землю и богатства. Теперь надо справедливым путём сделать это общим имуществом 3 миллионов монголов.
Хотим пустить общественное имущество в экономический оборот и чтобы у этих богатств был хозяин, чтобы кто-то нечестным путём не присваивал доходы с них. Потому что государство соперничает за владение общественным имуществом.
Если указать в Конституции термин общественное имущество, то такие стратегически значимые месторождения, как Эрдэнэт, Оюутолгой и Тавантолгой станут общим имуществом для всех граждан. В наши карманы должна поступать определённая часть доходов от использования этих богатств. Поэтому я говорю смело.
Начиная с того момента, когда мы объявим природные богатства общественными и начнём реализовывать этот принцип, в Монголии исчезнут такие понятия, как бедность и бедный человек. Таким образом, государство возьмёт под свою защиту своих граждан. Во-вторых, под какую ещё защиту государство должно взять своих граждан.
Должны взять под защиту семьи. Мы должны сделать понятие семьи центром общества. Мы должны исправить такую тенденцию, когда говорят мать- или отец- одиночка, дети-сироты. Поэтому мы внесли такие пункты, где указано о ценностях семейных отношений, о долге граждан иметь полноценные семьи, давать детям идеальное воспитание. 25 лет беспрерывно вместе прожившей семье государство должно предоставить бесплатную квартиру.
Государство должно взять на себя затраты на лечение пенсионеров, многодетных женщин, инвалидов и тяжелобольных людей, а также оплачивать получение высшего образования молодыми людьми.
- Кто будет осуществлять контроль над всем этим? Какие организации?
- Выше я уже говорил. Право власти делится на три вида. Исполнительная, законодательная и судебная. В последние годы контроль потерялся. Нет никакой организации, осуществляющей контроль над бюджетными средствами и госимуществом, над защитой прав граждан. В Конституции не смогли полностью отразить решение этого вопроса. Поэтому мы, кроме исполнительной, законодательной и судебной власти, в проекте новой Конституции отразили и четвёртую власть – власть контроля. Создадим организацию контроля.
Но эту организацию не создаст кто-нибудь так просто.
Народ сам будет выбирать членов Комитета Народного права /Ардын эрхийн хороо/. Комитет народного права не будет приходить к каждому и проверять его. Он будет контролировать только организации и должностные лица, работающие с бюджетными средствами и государственным имуществом. Член Комитета народного права, выбранный народом, не будет никого бояться. Но будет бояться самого народа. Человек боится того, кто его выбрал или назначил. Сегодня никто не боится народа.
Народ не выбирает правительство, Национальную комиссию по правам человека и суд. Поэтому они не боятся его. Также и члены парламента имеют неправильное понятие, считая, что они взяли себе все права народа и думая только, как возместить средства, потраченные во время выборов. Если народ сам выберёт, то не возникнет такой ситуации. Кто сегодня побеждает на выборах? Только богатые люди. Чтобы исправить это, все средства для выборов будут выделяться из бюджета. Если бы все расходы выделялись из бюджета, то те, кто принимал участие в выборах и победил, обслуживал бы граждан.
Сегодня, получив деньги от частных компаний, они только используют народ. Вступив на какую-нибудь высокую должность, начинают обслуживать своих спонсоров. Выносят решения нажатием кнопок или своими подписями в интересах определенных компаний.
Сегодня, они хотя и не берут деньги у народа для участия в выборах, но мы должны бороться с тем, что они за спиной граждан отдают их природные богатства другим компаниям. Именно это возмущает народ. Ещё мы должны пересчитывать избирательные бюллетени вручную. Из 3 миллионов монголов 70 процентов или 1 миллион 700 тысяч человек имеют право голоса. Поэтому нет необходимости пересчитывать бюллетени с помощью машин, как в США с 300-миллионным населением или как в Индии с населением в миллиард 300 миллионнов. В определённых случаях народ должен сам научиться пересчитывать голоса, чтобы результаты были правильными. Только так могут проходить честные выборы.
- Расскажите более подрбно о парламентской власти?
- Парламент должен состоять из двух палат. Из нижней палаты или как бывший Малый Народный Хурал, как нынешний парламент, и верхней палаты. Верхняя палата - это как бывший Народный Великий Хурал или Национальный Великий Хурал. В Национальный Их Хурал могут входить и члены партии, и беспартийные. Человек, который смог собрать подписи 250 граждан, будет иметь право принять участие в выборах в Национальный Их Хурал. Расходы будут оплачиваться из бюджета. Будут изибраться не по партийнорму списку, а самостоятельно. От каждой административной единицы будет выбран один человек.
Но Национальный Их Хурал не будет постоянно действующим. Будет собираться 4 раза в год, на 10 дней каждый сезон. Будет иметь право решать, правильные ли решения были вынесены Малым Хуралом, исправлять их или накладывать вето, регулировать работу депутатов Малого Хурала и возлагать на них ответственность. Думаю, что люди, живущие среди народа, собравшись 4 раза в году в Улан-Баторе, смогут наладить коллективную работу в здоровой среде, поставить на место людей, обособленных от народа.
В Малый Хурал будут избираться через партийные списки от народа прямым голосованием в Национальном Их Хурале. Только они совместно будут выражать законодательную власть. Правительством не будут руководить люди, назначенные согласно чьим-то интересам. Им будет руководить президент, выбранный прямым голосованием из народа.
Человек, достигший 50 лет и его супруга, коренные граждане Монголии на протяжении трёх поколений, избравшись президентом страны, автоматически становится главой правительства. Другими словами, исполнительную, законодательную и судебную власти, а также судей и Комитет народного права избирает сам народ. Все четыре власти создаются в результате выборов самого народа. Если избранный президент не сможет руководить правительством, его можно отстранить от должности.
Источник: zms.mn