Монгольские воины и коммунистические солдаты: пограничный город в Китае
Потомкам великих цахар-монголов есть, чем гордиться.
Вэньцюань означает “горячие источники”, и город, расположенный в плодородной полосе Центральной Азии, безусловно, оправдывает свое название. Альпийские леса покрывают окружающие горы. На юге - широкое озеро, где лазурные воды кружатся на каменистых берегах. Лошади и овцы бродят по пастбищам.
Но изобилие естественной красоты - не то, что привело монгольских воинов в эту страну широких долин, расположенную в Китае, рядом с нынешним Казахстаном.
Верблюжьи и конные караваны цахар-монголов преодолели долгий путь в 18 веке по приказу императора Цяньлуна и его двора в Пекине. Цяньлун, один из величайших из маньчжурских правителей династии Цин, объединил огромную многонациональную китайскую империю через завоевания и союзы. Монгольские ханства, армии и племена покорялись его власти, и часто после жестоких сражений.
Цяньлун отправил армию цахар-монголов из монгольской степи на вновь завоеванные территории вдоль северо-западного края империи, где именно цахар-монголы должны были основать пограничный гарнизон.
“Мой отец был здесь с юного возраста”, - сказала 48-летняя Сюй Юнь (Цээ-Оюун), менеджер скромного курортного отеля, построенного вокруг горячих источников в центре города. “Его родители тоже были здесь. Члены моей семьи являются потомками монголов, которые попали под Цин. Мы, монголы, очень гордимся этой историей”.
Она добавила: “Я могу говорить на монгольском языке, читать и писать. Большинство монголов здесь могут делать то же самое”.
В последние годы официальные лица Вэньцюня начали освещать монгольское наследие города. Надписи на уличных знаках сделаны и на китайском, и на монгольском. Новая бетонная роспись на главной дороге рядом с гостиницей горячих источников изображает древние караваны, которые путешествовали на запад. В музее на другом конце главной улицы есть большая карта, демонстрирующая три волны миграции цахар-монголов. Стихотворение “Солонгын хаалга”- “Дверь радуги”, написанное на одной из стен, отдает дань этой истории.
На протяжении веков цахар-монголы утверждали, что имеют печать от Чингисхана, которая давала легитимность. Таким образом, их союз с Цин - они были включены в систему хошунов после неудачного восстания в 1675 году - был важен для правителей маньчжуров. Это укрепило Маньчжу, стоящего в глазах других монгольских түмэнов или племен.
“От Чингисхана до императоров династии Юань до ханов Цахар-түмэна это была единственная родословная”, - сказал Оюунбилиг Боржигидай, профессор истории Маньчжу и Монголии в китайском университете Жэньминь в Пекине. “Их статус и влияние были намного больше, чем у других түмэнов”, - добавил он.
Другая монгольская группа – Джунгары - управляла северо-восточным Синьцзяном на границе с Центральной Азией, прежде чем Цяньлун уничтожил их в знаменитой серии кампаний. Цяньлун тогда хотел построить гарнизоны на окраинах, и поэтому туда были отправлены армии из этнических групп Цахар, Сибинцев и Солон.
“Они действительно сыграли важную роль, помогая Цинскому государству закрепиться в северо-западной пограничной зоне и развить его”, - сказал г-н Оюунбилиг о цахар-монголах. - “У них есть причина гордиться.”
Вэньцюань является частью Монгольской автономной префектуры Бор тала, являющейся базой цахар-монголов в Синьцзяне. (Их родной край находится в современной Внутренней Монголии, где живет большинство цахар-монголов в Китае. Этноним “Цахар” восходит к XIII веку. Первоначально цахары составляли социальную группу (ханскую обслугу), превратившуюся затем в этнос. Цахарское ханство было одним из самых сильных во Внутренней Монголии. В XVII веке оно было включено в состав империи Цин. По культуре современные цахары близки к ордосцам, олётам, баргутам и другим соседствующим с ними группам монголов. А их диалект монгольского языка считается самым близким на халх диалекте.). Префектура является одним из нескольких разбросанных анклавов, которые возникли из гарнизонов эпохи Цин. Дальше на юг, в плодородной долине Или, есть еще одна - та из Сибинцев, которые говорят на языке, подобном маньчжурскому, и являются одной из 56 официальных этнических групп Китая.
Вэньцюань - это тихий городок за пределами северного озера Сайрам-Нуур, самого большого альпийского озера в Синьцзяне. Вэньцюань имеет одну короткую рекламную полосу - на одном конце находится гостиница с горячими источниками, а с другой - музей.
Половина города занята “Бингтуаном”, сельскохозяйственным производственным центром, который возник в эпоху Мао в качестве гарнизонного проекта Народно-освободительной армии. Это современная вариация миссии цахар-монголов. Трудно сказать, где заканчивается город и начинается “Бингтуан”. Они сливаются в одно целое. В Бингтуан находится 88-й полк Пятой дивизии, есть улицы, дома, школы, магазины и офисные здания.
В последние годы насилие, связанное с уйгурами и ханьцами, распространилось в оазисных городах южного Синьцзяна, уйгурского центра и в столице региона Өрөмчи. В Вэньцюне же не было большой напряженности.
У госпожи Сюй, менеджера отеля, есть дядя, который пишет стихи на цахар-монгольском для местных газет и играет на двухструнном инструменте Товшууре, популярном среди западных монгольских племен. Дяде Мадеге 66 лет, он управляет местной компанией, которая занимается изготовлением инструмента. Он живет с дочерью, Оюунхуар. “Цахарский диалект по-прежнему широко распространен в семьях цахар-монголов в Вэньцюне”, - сказала его дочь.
В течение последнего десятилетия префектура провела летний фестиваль под названием “Наадам”, в котором монголы демонстрируют свои силу и ловкость в традиционных видах спорта, в том числе в монгольской национальной борьбе, стрельбе из лука и скачках. На прошедшем летом мероприятии г-жа Сюй сказала: “Местные монголы и казахи впервые продали костюмы, ремесленные изделия и реликвии, которые пользовались повышенным спросом у туристов”.
Фото: nytimes.com
В сюжете: цахар-монголыЧингисханмонголыКитай