Как монголы относятся к евреям
Ответ на этот вопрос постарался найти Шимон Сэмюэлс из Тель-Авива.
В середине августа на нашем рынке Кармель в Тель-Авиве я заказал фруктовый сок и отошел, чтобы купить букет цветов. Когда я вернулся, продавец сока сказал мне, что цветы покупаются в пятницу, а сегодня - среда. “Особый повод?”
Я объяснил, что сегодня наша золотая свадьба. Он возразил: “50 лет, и ты покупаешь букет цветов?! Устройте своей жене особенный праздник в особенном месте”.
“Мы едем в Монголию”, - сказал я.
“Что в Монголии?”
“Пустыня, верблюды, палатки”.
“Значит, ты мог бы пойти в Негев! Как вы доберетесь до Монголии?”
“На поезде из Пекина”.
Он торжествующе закончил: “Ты работаешь на Визенталя; там есть нацисты?”
“Вы никогда не знаете этого наверняка”, - заключил я.
По прибытии в столицу Улан-Батор - “Черный герой” (тут Шимон ошибся, на самом деле «красный богатырь») - город с населением в 1,5 млн. человек или 50% населения страны поражает красочными сооружениями. Шумные многоквартирные дома в советском стиле соседствуют с вездесущими кочевыми “гэр” (“юртами”) - семейными палатками.
Монголия - это страна, запертая между Россией и Китаем. Несмотря на 90%-ю торговую зависимость от Китая, открыто проявляет презрение к Пекину. Нынешний президент, русофил, стремится укрепить и разнообразить торговлю с Москвой.
Мы впервые встретились с бывшим депутатом парламента и чемпионкой по защите прав женщин Энхтуяа Ойдов и ее сыном, Будрууном Гарди, директором НПО по борьбе с бедностью. Получившая образование в коммунистической Восточной Германии, Энхтуяа рассказала о 70-летии Монголии в роли советского спутника.
“Вся религия была запрещена, было расстреляно 30 000 буддийских монахов и разрушены храмы”. Несмотря на это, постсоветская Монголия чувствует себя ближе всего к постсоветской России. Письменность - кириллица, старшее поколение владеет русским языком, отмечают исторический союз против Японии в “Великой Отечественной войне” (Вторая мировая война). Иудаизм не признается религией, а Холокост до сих пор практически неизвестен.
Представителем евреев в Монголии является Сумати Лувсандэндэв, социолог, часто сотрудничающий с Гэллапом. Его мать, еврейская беженка из Латвии и отец, профессор монгольского языка в Париже, познакомили Сумати с воздействием Запада и разбудили в нем неконформистский интеллектуальный аппетит. Из-за репатриации семьи он воспитывался в советской системе. В 1989-1991 годах перестройка, падение Берлинской стены, конец Советского Союза и независимость спутников привели к росту западных еврейских организаций и увеличению числа раввинов, ищущих членов еврейского племени, особенно переживших Холокост.
Мой собственный опыт ранее был связан со странами Варшавского договора, Восточной Европой. Я знаю, что в этих странах царил страх перед возрожденным национализмом и реабилитацией антибольшевистских героев, которые оказались нацистскими коллаборационистами.
Монголия тоже подошла к этому рубежу вместе с различными «-станами», где проживают узбеки, таджики, туркмены и т.д.
Сумати пригласили в 2003 году представлять “монгольское еврейство” на Евразийском еврейском конгрессе. Затем пришли Хабад и другие. Он объяснил историю еврейского присутствия в Монголии следующим образом: • Легенды хазар • Маршрут к Кай-Фэн в Китае • Русские евреи во время послевоенной гражданской войны были уничтожены антиреволюционными, антисемитскими белыми • 70 лет, как Монголия, советский спутник, признала существование этнической национальности «еврей». Этот статус сохраняется и сегодня в независимой Монголии.
“Если вы еврей, вы не монгол. Поскольку большинство отправились жить или работать в Израиль, они - израильтяне, даже если вернутся на работу в Монголию”, - подчеркнул он.
Есть, конечно, евреи среди иностранных и дипломатических сообществ. Растет интерес к межконфессиональному контакту, особенно с помощью христиан.
Пять процентов населения Улан-Батора составляют мусульмане-сунниты казахского происхождения. Ислам существует на Западе Монголии, где до границы с Казахстаном всего 36 км. Там отмечался рост репатриаций через границу. Один из источников говорил о страхе перед радикализацией джихада и о появлении статей и историографии буддистско-мусульманского конфликта. К ним относятся спорные утверждения о том, что национальный герой Чингисхан принял все принципы ислама, но хадж, паломничество в Мекку, не совершил.
Несмотря на эту риторику, ясно, что Монголия является новой бизнес-границей. Строительство огромного количества офисных и жилых зданий финансируется главным образом Южной Кореей и, конечно же, китайскими подрядчиками. Рестораны и бары процветают.
Монголы - кочевники, но Советы принесли сюда жесткую социальную модель. Монголы “рвутся на свободу”, они индивидуалисты, выражающие себя в международных видах спорта: борьбе, стрельбе из лука, верховой езде “, - утверждал директор НПО.
Монгольское предпринимательство в стиле Sabra стремится к израильскому хай-теку, и поскольку торговля должна следовать за флагом, посол-нерезидент Израиля был в Улан-Баторе в начале августа.
В стране, где евреев почти нет и о них мало кто слышал, где почти никто не подозревает об антиеврейском движении и бойкоте, по-прежнему существует антисемитская литература из России. Но, поскольку молодое поколение в основном не говорит и не читает по-русски, это мало влияет на ситуацию.
Возвращаясь к “нацистам”, можно добавить, что в Монголии действительно есть определенная группа людей, которые почитают Гитлера, но не интересуются евреями. Их жертвами являются китайские рабочие и монгольские женщины, которые ассоциируются с ними.
Они обычно заявляли о своих нацистских взглядах публично, но в последнее время, после того как власти приняли определенные меры, опасаются и боятся огласки. Продавец фруктовых соков в Тель-Авиве должен чувствовать себя очень счастливым.