"Воры в законе". Как в Монголии функционирует бизнес по "выведению" денег из бюджета
Несколько схем по отмыванию государственных средств.
Пример 1
Для борьбы с лесными вредителями в госбюджет заложено около 700 миллионов тугриков. Есть такие понятия, как лобби и лоббировать. Это значит, что как только министерство финансов представляет черновик единого госбюджета, распорядители бюджетных средств бегут к членам парламента. Они прилагают все усилия, чтобы повысить или сохранить распределённые средства. Борцы с лесными вредителями обращаются к какому-нибудь депутату с просьбой увеличить их бюджет до одного миллиарда. А тот, бегая туда-сюда и брызгая слюной направо-налево, сумел повысить их бюджет аж до трёх миллиардов. Между депутатами во время обсуждения бюджета обычно проводится такая спекуляция: меня поддержишь ты, а я поддержу тебя.
Для тех, кто занимается импортом средств для борьбы с вредителями, это настоящий сюрприз. Депутат, поговорив с представителями 5-6 компаний, которые должны найти и привезти эти средства, успешно уладил и их, и свои дела. А те, в свою очередь, привезли средства вроде сумицидина, дэциса и кинмикса, которые отравляют людей, скот, животных и птиц и которые запрещены во всем мире. Десять лет назад под нажимом международных организаций, такие вещества были законодательно запрещены даже в Китае. Китай является страной, которая развивается, стараясь приблизиться к международным стандартам. А монголы через частные компании ввозят запрещенные средства для борьбы с вредителями, изменив их документацию.
Пока нет возможности рассчитать коэффицент полезного действия, так как неизвестно, за сколько были куплены эти ядовитые вещества. Также не известно, о какой сумме договорились депутаты и частные компании. Для нас стало обычным явлением распылять яд. Также вызывает интерес и то, что в ответ на просьбу повысить сумму с 700 миллионов до одного миллиарда, ее сразу повышают до трёх миллиардов. Но в этом нет ничего загадочного. Такая практика - заложить в бюджет побольше денег, на которые потом совершать мошеннические покупки, - стала очень популярна в Монголии, превратившись в весьма доходный бизнес. Во время правительства М.Энхболда, например, министерство обороны совершало крупные закупки, не имеющие никакого отношения к обороне и вооружению.
То и дело в стране слышны разговоры об отравлении китайскими продуктами, периодически поднимается шум вокруг таких случаев. Но эти продукты, не соответствующие стандартам, незаконным путём ввозят в Монголию сами же монголы. Во время двусторонней встречи на тему продовольственной безопасности таможенное ведомство Китая решительно заявило, что готово нести ответственность за поставки продуктов питания, не соответствующих стандартам. Но те продукты, которыми регулярно травятся граждане Монголии, не имеют никакой документации и не были зарегистрированы ни на одной таможне.
Пример 2
Более 20-ти лет назад Япония построила в социалистической Монголии металлургический завод. Все финансовые вопросы были решены. Но монголы не смогли ввести его в эксплуатацию. Тогда японцы решили помочь, предоставив специалистов и технику. За десять лет стоимость этой помощи достигла 3 миллионов долларов. Правительство Монголии несколько раз получало требования выплатить данную сумму, но так как это дело касалось соглашения, заключённого между хозединицами, министерство финансов отказывало в выплате денежных средств. Японская компания дважды подавала иск в суд, но в обоих случаях суд вынес решение в пользу правительства Монголии. Тогда японская компания села за стол переговоров с монгольским металлургическим заводом, и в результате завод признал, что имеет долг в размере 3 миллионов долларов и обязался погасить его на протяжении 20 лет, выплачивая продукцией.
Японская компания решила продать задешево этот долг, который неизвестно когда будет погашен. Этим предложением заинтересовались несколько монгольских компаний. В результате переговоров было решено продать долг за 250 тысяч долларов группе людей во главе с одним из членов парламента. Но в 2005 году из госбюджета ушли 3 миллиона долларов якобы для погашения долга металлургического завода. Коэффицент полезного действия составил 1200 процентов.
Пример 3
Некий депутат приобрёл на аукционе 51 процент Сэлэнгинского мукомольного завода, вместимость элеваторов которого составляет 85 тысяч тонн. За это он заплатил 600 миллионов тугриков. Но потом часть элеваторов, вместимостью 15 тысяч тонн (менее 20% общей вместимости), он “продал” государству за 1 миллиард тугриков. Этот пример стал заразительным.
Другой депутат купил Дарханский мукомольный завод за 400 миллионов с элеваторами общей вместимостью в 90 тысяч тонн. Затем продал государству “по договорённости” часть элеваторов вместимостью 15 тысяч тонн или 15 процентов за 1 миллиард 300 миллионов.
После этого ещё один член парламента приобрёл Булганский мукомольный завод за 200 миллионов и под предлогом начала кампании “Целина-3” продал обратно государству за 4 миллиарда тугриков, в 20 раз дороже той цены, за которую он приобрёл его. Общий коэффицент полезного действия трёх заводов в денежном эквиваленте составил 1500 процентов. С одной стороны, как бы произошел процесс приватизации. Но с другой стороны, покупка государством у частных лиц заводов и предприятий становится популярным и доходным бизнесом.
Также стало известно, что компания, получившая в результате тендера право на телетрансляцию, хочет продать его государству. Наверное, богатая Монголия купит и его, причем за самую высокую цену. Кажется, опытные депутаты, обсуждающие проект внесения поправок в бюджет, навострили уши.
Пример 4
Отмывание бюджетных денег. В Монголии очень часто неправильно применяют термин “отмывание денег”, особенно СМИ. Под этим термином понимают процесс ввода в оборот денег, заработанных незаконным путём, чтобы сделать их законными. В 30-х годах в США была запрещена продажа и траснпортировка спиртных. Мафия превращала добытые путём нелегальной продажи алкоголя деньги в легально заработанные через прачечные, так как прачечные обслуживали наличными и никто не знал, сколько денег там крутится. По-английски это называют “Money Laundering”. Таким образом, отмывание денег является мошенничеством, отличным от воровства, растраты, коррупции или грабёжа. Но, тем не менее, это все равно преступление. Огромные государственные средства подтверждаются парламентом и через министерство финансов распределяются в остальные министерства, агентства и ведомства. Эти средства госучреждения хранят в одном из банков до тех пор, пока они не поступят в подведомственные организации и победившим в тендере исполнителям. Банки хватаются за эти деньги. Конечно, они обещают конкретное вознаграждние распорядителям бюджетных средств. Это является давним и привычным бизнесом для людей, имеющих право первой подписи. Процентная ставка в месяц - 0,7 процентов, а за год - 10 процентов. Итак, эти бюджетные средства распределяются по банковским счетам родных и близких распорядителей бюджета. И, так как сумма огромная, то за неделю в качестве процентов набегает значительная сумма. Это и есть одна из причин того, что многие стремятся стать министром или начальником ведомства с большим бюджетом. Причина же того, что исполнители министерских и ведомственных заказов не могут месяцами, а иногда даже годами получить деньги за выполненную работу, кроется в том, что эти деньги спокойно лежат в банках, а на эти суммы «набегают» проценты. Годовой бюджет страны составляет примерно 4,5 триллионов. За год в качестве процентов можно получить до 450 миллиардов. И эти 450 миллиардов делят между собой 20 тысяч распорядителей бюджета. Делят в зависимости от ранга. К примеру, директор детсада получит 1-2 миллиона, а министр - несколько миллиардов.
Вышеприведённые примеры не являются ни тайной, ни новшеством, ни совершенно особым явлением. Я просто привёл примеры воровства, прикрытого законом. И воруют узаконенные воры. Скажите, это не воровство? Из многих способов воровства бюджетных денег я привел в качестве примеров лишь четыре, которые входят в моду в последнее время. Об этом хорошо знают в полиции, органах разведки, прокуратуре и антикоррупционном ведомстве. Но они тоже получают свою долю, так что ничего не поделаешь.
Пользуясь случаем, хочу напомнить, что, согласно физике, коэффицент полезного действия никогда не достигает 100. Таков закон природы.