"430 телеканалов". Что значит демократия по-монгольски
Врожденные чувства равноправия и свободы у монголов смешались с такими явлениями, как игнорирование законов и общественных правил.
Советник Чингисхана Елүй Чүцай учил, что “легко завоевать мир, не слезая с коня, но трудно, слезши с коня, построить государство”. Также легко перейти на демократическую систему, но трудно демократическую систему установить. Французы, которые создали в результате революции самую ценную вещь современности – демократическую ситему, потратили почти 80 лет, чтобы перейти на эту систему и созреть для неё. В период 1789-1871 годов друг друга сменили несколько монархов и репрессивных режимов. Они прошли через две революции – 1830 и 1848 годов.
В современном мире существует около 200 национальных государств и большинство из них имеет формальную демократическую систему. По сравнению с тем, что было 150, 100 или даже 50 лет назад, это является большим прогрессом для человеческого общества. С одной стороны, выборная демократия является только одним из элементов демократической системы, а с другой стороны, демократия является общественным процессом и у неё нет идеальной формы. Поэтому установленную демократическую систему в любой стране должны оценивать по глубине самого процесса и по тому, как адаптированы члены общества к ней. Но сразу разделять страны на демократические или недемократические не стоит, ведь и тут есть свои недостатки. На примере истории 20-го века можно видеть, что чем больше диктаторских режимов, тем больше стран в своём официальном названии употребляют слово “демократическая”. До сих пор существуют такие страны, как Демократическая Конго или Демократическая Корея.
Хотя прошло уже около 230 лет, но такие ценности как свобода и равноправие, провозглашённые Французкой революцией, по-прежнему остаются главными идеями демократической системы. За этот долгий период эти ценности в разных местах развивались разными путями и в разных условиях. На их развитие повлияли культура, уровень цивилизации, традиции, история, национальный менталитет и религия стран и народов, перешедших или находящихся на стадии перехода к демократической системе, а как результат - возникли различные формы. Здесь я хочу поделиться своими наблюдениями на примере монголов, которые на протяжении тысячелетий занимались традиционным кочевым скотоводством, на протяжении трёх поколений жили в коммунистической системе, а на границе 20-го и 21-го веков начали переход к демократической системе, который продолжается последние 25 лет.
На протяжении многих веков из-за особенностей территории проживания монголы были лишены возможности заниматься какой-либо иной хозяйственностью, кроме пастбищного кочевого скотоводства. Надо отметить, что условия жизни были довольно суровы: разница между дневной и ночной температурой составляет в среднем 20 градусов, а зимней и летней - 80 градусов. Так как пастбищная нагрузка ограничивала поголовье скота, а поголовье скота, в свою очередь, ограничивало численность населения, на этой обширной территории до 20-го века численность населения никогда не превышала 1 миллиона человек. Поэтому во все времена военные походы и миграции на другие земли и страны никогда не прекращались. И так как все монголы занимались кочевым скотоводством, то в отличие от людей, ведущих оседлый образ жизни, у них не была развита внутренняя торговля и разделение труда. Дефицит в товарах они восполняли за счёт внешней торговли, но в основном отбирали у других в ходе вооружённых налётов. Выросшие в седле и безлюдной степи, монголы были народом своевольным, не признающим законы, проявляющим индивидуальные черты характера. Под влиянием суровых климатических условий они умели адаптироваться к любым условиям, и это качество способствовало их умению адаптироваться к любым общественным условиям. Всё богатство кочевников измерялось поголовьем скота. Частые природные катаклизмы, засуха и бескормица, характерные для Центральной Азии, не щадили никого и уравнивали поголовье скота кочевнических семей. Поэтому не было такого понятия как вечно богатый или вечно бедный. Любой мог стать богатым по меркам кочевников, но мог и в один миг стать бедным. Таким образом, изначально существовало понятие равноправия.
Такое понятие, как свобода, провозглашённое французкой революцией, издревле было присуще монголам, свободно кочевавшим по безлюдным степям. И так как сама природа уравнивала жизнь людей, то у них также имелось понятие о равноправии. Что касается понятия справедливости, которая является третьим основным принципом демократии, то оно комментируется по-разному.
И такой народ, имеющий индивидуальные черты характера, насильно привели к коммунистической системе или коллективному обществу. Чтобы коллективно достичь счастливой жизни, полностью отрицали личное счастье и врождённые индивидуальные черты характера, а тех, кто не соответствовал новой системе, просто уничтожали, отбирали личное имущество и скот, создавали коллективные хозяйства. И через такую систему, которая длилась 70 лет, прошли три поколения монголов. С другой стороны, кочевники впервые столкнулись с такими явлениями, как урбанизация, индустриализация, модернизация и, если считать по уровню развития человеческого общества, за одно столетие монголы перешли из средневековья на средний уровень 20-го века.
И монголы, имеющие богатую историю и прошедшие через такой общественный строй, втянулись в глобальную революцию 1990 года, когда пал коммунистический мир. Была восстановлена свобода вероисповедания, свобода слова и печати, появилось право избирать власть самим. Вслед за этим стало появляться и распространяться множество различных убеждений и взглядов, стали создаваться новые политические партии.
Монголы не только приняли демократическую систему, но и за очень короткий срок смогли адаптироваться к ней. За короткий период времени появилось множество различных спектров. И в них главную роль сыграли индивидуальнгые черты характера монголов. По закону государству запрещено иметь свои СМИ. Но сегодня Монголия лидирует в мире по количеству телеканалов, их уже 430. В министерстве юстиции официально зарегистрировано более 600 газет и журналов, на сегодня в Улан-Баторе выпускаются более 20 ежедневных газет. Плюс работает около 40 FM радиостанций. С экономической точки зрения, в стране, где проживает 3 миллиона человек, иметь столько частных СМИ не имеет никакого смысла и выгоды. Но для кочевников экономическая выгода стоит на втором месте. Для кочевников главными являются престиж и положение в обществе. В почти 160 ВУЗах обучается 180 тыс. студентов, монголы – лидеры по числу студентов на 10 тысяч жителей. В 1990 году издавалось около 50 наименований книг, а сегодня это число достигло 15 тысяч, и подавляющее большинство из них издают частные лица в малых тиражах для себя или для узкого круга людей. В год снимают около 50 художественных фильмов, которые создаются на частные средства. Количество НПО достигло 26 тысяч. Существует около 20 политических партий. Всё это имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Новорождённая монгольская демократия потеряла свой натуральный рост и движется вперёд вместе со своими ошибками и достижениями. Так как монголы имеют врождённые чувства свободы и равноправия, то новое поколение 21-го века никогда и никому не разрешит отобрать у них эти ценности.
Тем не менее, ещё далеко до того момента, когда созреет многостороннее светлое общество демократической системы. С одной стороны, по инерции ещё живо подходящее коммунистическому обществу мышление. При социализме никто не худеет и не жиреет, в таком обществе ответственность несут за него другие. Поэтому в сегодняшнем обществе наблюдаются такие тенденции, когда никто не хочет нести ответственности, но все хотят получать помощь и пособия. И в силу этого граждане от политических партий требуют очень многого, а те в свою очередь, чтобы выполнить свои обещания, часто принимают популистские меры. За последние 7 лет гражданам было роздано 4 млрд. долларов наличными, что равняется годовому бюджету страны. Большинство граждан и общественность сильно сопротивляются приватизации социальной сферы. Поэтому в систему образования и здарвоохранения не проникают рыночные отношения и тем самым их качество всё более ухудшается. Чем дольше будет держаться смесь коммунизма и рыночных отношений, тем ниже будет падать общественная этика, а вопрос коррупции будет становиться все острее, являясь самой актуальной проблемой нашего общества.
Хотя 70 лет монголы прожили в идеологической системе коллективного общества, но из-за врождённых индивидуальных черт характера монголы никак не могут адаптироваться к ответственным общественным отношениям, связанным с урбанизацией и разделением труда. Поэтому такие явления, как игнорирование законов и непонимание правила «жить согласно законам» - не редкость, в монгольском обществе не придерживаются принципа “можно делать всё, что угодно, но нельзя нарушать права и интресы других”.
За 25-летний короткий срок монгольское общество достило многого на пути к демократии. 25 лет – это одно поколение. 25 лет – недостаточный срок для перехода от администативно-командной системы к открытой демократии. Для этого потребуется ещё 25 лет.
В сюжете: Монголиядемократиямонголы