Геополитическая развилка. Вступит ли Монголия в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС)?
В ближайшие 5-10 лет отношения между США и Россией будут только обостряться.
3 января 2018 года во многих ежедневных газетах и на сайте посольства под заголовком “Стремления и желания посла КНР в 2018 году” было опубликовано интервью Чрезвычайного и Полномочного посла КНР в Монголии Шин Хамина. Несколькими днями позже, 8 января, в газете “Үндэсний шуудан” было опубликовано интервью Чрезвычайного и Полномочного посла РФ в Монголии господина И.К.Азизова под названием “В этом году в Монголии не возникнет дефицит топлива”.
В своих интервью послы двух соседних с Монголией стран упомянули, что будут рады принять Монголию в ШОС в качестве полноправного члена. Ранее министры иностранных дел России и Китая также выражали свои позиции по этому вопросу. В середине ноября 2017 года состоялся визит специального представителя Президента РФ по вопросам ШОС Б.М.Хакимова в Монголию. Эта поездка нигде не афишировалась. Во время визита состоялись встречи с высшими должностными лицами и обмен мнениями о сотрудничестве между Монголией и ШОС.
В начале декабря 2017 года некоторые высшие должностные лица Монголии, в частности премьер-министр У.Хүрэлсүх, во время заседания парламента отметили, что “настало время решить вопрос о вступлении Монголии в ШОС”. Министр иностранных дел Д.Цогтбаатар заявил, что Президент Х.Баттулга приглашён на встречу ШОС на высшем уровне и идут подготовительные работы к предстоящему визиту. Встреча лидеров стран-членов ШОС состоится в июне 2018 года в китайском Циньдао.
ШОС была создана в 2001 году 6 странами, сегодня эта организация уже имеет 8 полноправных членов, приняв в свои ряды Индию и Пакистан. Также в неё входят 4 страны-наблюдателя, включая Монголию, и 8 стран-партнёров по диалогу. Со вступлением в июне 2017 года Индии и Пакистана в ШОС, общее количество стран-участниц, налбюдателей и партнёров по диалогу составило 18. Таким образом, общая территория стран, входящих в ШОС, составляет более 34 млн км², то есть 60 % территории Евразии, а население - более 3 миллиардов человек или около половины населения планеты. В настоящее время Монголия, Афганистан, Беларусь и Иран имеют статус стран-наблюдателей, а Турция, Азербайджан, Армения, Камбоджа, Шри Ланка и Непал являются партнёрами по диалогу.
Отношения Монголии и ШОС
После периода холодной войны в начале 1990-х годов страны мира уже перестали делиться на социалистические, капиталистические или страны третьего мира. Они начали сотрудничать по принципу географической близости и экономической взаимовыгодности, преследуя свои интересы, что ускорило процесс региональной интеграции и совместного сотрудничества. Многие из евразийских государств присоединились к таким региональным организациям, как СНГ, ОБСЕ, Организация Договора о коллективной безопасности /ОДКБ/, ШОС и др. Центральная Азия является одним из регионов, где глубокое распространение получили самые крупные религии мира, здесь сконцентрировано множество различных этнических групп, регион находится в центре внимания крупных держав из-за богатых ресурсов нефти и природного газа. Но в то же время в Центральной Азии много проблем и вопросов, связанных с сепаратизмом, терроризмом, экстремизмом, традиционной и нетрадиционной безопасностью. Именно в этом регионе в 2001 году Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан и Казахстан, расширив “Шанхайскую пятёрку”, создали ШОС.
В 1996-1997 годах с подписанием инициированных и разработанных Москвой и Пекином документов, затрагивающих вопросы укрепления доверия в приграничных районах и обеспечения стабильного положения в регионе после распада СССР, была создана структура под названием “Шанхайская пятёрка”, которая явилась фундаментом ШОС. Было принято решение сделать это сотрудничество более институционным и к пятёрке стран присоединился Узбекистан. Итак, в июне 2001 года главы 6 государств во время встречи в Шанхае официально объявили о создании ШОС. В 2002 году были подписаны соответствующие документы. Главными задачами ШОС являются укрепление взаимного доверия, дружественных и добрсоседских отношений между странами-членами, обеспечение мира и безопасности в регионе, совместная борьба с любыми формами терроризма, сепаратизма и экстремизма, с незаконной торговлей наркотиками. ШОС имеет статус наблюдателя ГА ООН и подписала меморандум о сотрудничестве с АСЕАН, СНГ, ОДКБ, ООН. Хотя некоторые эксперты считают ШОС союзом во главе с Россией и Китаем, направленным против США, в уставе организации указано, что она не направлена против третьих стран и страны-члены организации особо акцентируют это.
Если просмотреть историю отношений Монголии с данной организацией, то впервые наша страна приняла участие в статусе наблюдателя в 2004 году во время встречи ШОС на высшем уровне, проходившей в Ташкенте. С тех пор Монголия принимала участие во многих встречах и заседаниях организации, а некоторые отраслевые заседания проводила у себя в стране. За время сотрудничества с ШОС в сфере экономики Монголия придерживалась политики активного участия в таких отраслях, как энергетика, инфраструктура, увеличение транзитных перевозок.
С того момента как Монголия получила статус наблюдателя, она регулярно принимала участие во встречах глав государств - членов ШОС, отраслевых министров и других мероприятиях. К примеру, в 2005, 2006, 2007, 2010 годах во встрече глав государств принимала участие на уровне Президента, 2005, 2008 годах во встрече глав правительств на уровне премьер-министра. Также в 2005 году во встрече министров иностранных дел, в 2009, 2010, 2011 годах во встрече министров культуры принимала участие на уровне министров и вице-министров. Представители Монголии принимали участие во встрече Генеральных прокуроров в 2010 году, в конференции по вопросам Афганистана в 2009 году и других форумах и научных конференциях ШОС. Во встрече министров экономики и некоторых других мероприятиях принимали участие представители посольства Монголии в стране-организаторе.
В 2006 году во время встречи на высшем уровне министр иностранных дел Монголии Н.Энхболд говорил “об инициативе расширения формы участия в ШОС и отношений в сфере экономики”. Также в апреле 2007 года по приглашению министра иностранных дел Н.Энхболда Монголию посетил Генеральный секретарь ШОС Болат Нургалиев. Во время визита он встретился с руководством страны и обменялся мнениями о возможности раширения сотрудничества во многих областях. Это был первый случай, когда Генеральный секретарь ШОС посетил страну-наблюдателя. Болат Нургалиев в своём интервью одной из ежедневных газет говорил: “Вступление Монголии в ШОС не означает, что она не должна быть партнёром США”. В 2009 году в Пекине, во время участия в заседании министров ШОС, глава МИД Сү.Батболд предложил провести очередное заседание Рабочего совета ШОС у себя в стране, и его инициатива нашла поддержку. В 2010 году заседание Рабочего совета ШОС было организовано и проведено в Улан-Баторе, что стало первым случаем проведения заседания данного совета не в стране-члене ШОС, а в стране-наблюдателе.
Начиная с 2013 года, Монголия регулярно принимает участие во встрече глав государств ШОС на уровне Президента и выражает позиции страны. В 2014-2016 годах, во время встречи глав государства ШОС, по инициативе монгольской стороны проводились трёхсторонние встречи лидеров Монголии, РФ и КНР. Во время трёхсторонней встречи на высшем уровне стороны взаимно подтвердили своё стремление к дальнейшему развитию отношений и сотрудничеству в торгово-экономической, инфарструктурной, энергетической, туристической отраслях, а также в сферах транзитных перевозок и приграничного сотрудничества, были сделаны выводы о проделанных работах.
Во время этих встреч стороны подписали программу создания Экономического коридора Монголия-Россия-Китай и другие соответствующие правовые документы и соглашения о трёхстороннем сотрудничестве. В 2016 году, во время встречи на высшем уровне, Банк развития Монголии стал официальным партнёром Межбанковского объединения ШОС.
О вступлении в ШОС, НАТО и ОБСЕ
С 8 странами-членами ШОС у Монголии нет недружественных или враждебных отношений. В эту организацию входят страны со схожими историей и развитием. По данным на 2017 год, Монголия имеет внешнеторговые отношения со 163 странами мира и, согласно статистическим данным последних 10 лет, объём торговли со странами-членами ШОС занимает 72-75 процентов от общего внешнеторгового оборота Монголии. С 2004 года на протяжении 14 лет Монголия участвовала в работе ШОС в статусе наблюдателя, и до сегодняшнего дня не было принято какого-либо решения о вступлении в данную организацию.
Для того, чтобы поддержать западные регионы, свою экономику и стабильное социальное развитие, необходимо углублять и развивать отношения и сотрудничества с ШОС.
С точки зрения географии, Монголия расположена на перекрёстке Центральной и Восточной Азии, на Монгольской возвышенности. Восточный регион нашей страны в отношении истории, культуры и традиций близок к странам-членам ШОС. К примеру, длина наших общих с Китаем границ сосставляет 4710 км, и эта пограничная линия является самой длинной и занимает одну пятую часть общей границы Китая, которая составляет более 22 тыс. км. 3103 км от общих с Китаем границ приходится на АРВМ КНР, а остальные 1600 км - на провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурский автономный район. Три западных аймака Монголии – Говь-Алтай, Ховд и Баян-Өлгий, имеют общие границы с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР протяжённостью в 1500 км. 70 процентов всего внешнеторгового оборота Монголии с Китаем приходится на АРВМ, а оставшаяся часть - на три западных аймака, граничащих с провинцией Ганьсу и Синьцзян-Уйгурским автономным районом.
За последние годы в среднем в год Китай посетили от 1 до 1,4 милииона граждан, и только 10 процентов из них перешли границу через КПП на границе с Синьцзян-Уйгурским автономным районом. Это говорит о том, что Монголия относится к развитию региона и внешнеторговых отношений с другими странами без взаимной сбалансированности. Хотя западные регионы нашей страны богаты природными ресурсами, обладают экономическим потенциалом, имеют свои особенности, но в отношении инфраструктуры этот район страны /до сих пор не связан с Улан-Батором дорогой с твёрдым покрытием, отдалён от моря, не развит механизм поддержки торговли/ развит слабо, по уровню социально-экономического развития отстает от других районов Монголии. Исходя из этих факторов, важным является сотрудничество в сфере науки, образования, культуры, общества, пресечения преступной деятельности на границах со странами Центральной Азии ШОС, Синьцзян-Уйгурским автономным районом и провинцией Ганьсу КНР, Горно-Алтайской республикой и Тувой (РФ), Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и другими близлежащими государствами и районами.
Плюс ко всему, в Азии пока нет такой крупной интеграционной организации, как ЕС, которая бы поддерживала единое региональное многостороннее сотрудничество. Со вступлением в организацию Индии и Пакистана, во время 15-ти летия создания ШОС, население стран-членов организации составило более 40 процентов общего числа жителей планеты, а ВВП – одну четвёртую часть. За прошедшие 30 лет Монголия не смогла присоединиться к какой-либо интеграции, поддерживающей многостороннее сотрудничество, и единственным возможным вариантом успеть на скоростной поезд глобализации является ШОС.
На вступление в ШОС не будет влиять то, сотрудничает ли Монголия с НАТО или ОБСЕ.
С 1990 года Монголия поставила перед собой цель построить новое общество, главными принципами которого являются демократия, права человека, свобода и свободная рыночная экономика. С 2000 года наша страна начала проводить активную внешнеполитическую деятельность, работать в направлении вступления в международные организации и развития сотрудничества. В рамках этого начала активно сотрудничать с НАТО и ОБСЕ, и в ноябре 2012 года стала 57-м полноправным членом ОБСЕ, а в марте 2012 года - миротворческим партнёром НАТО. Большинство из 18 стран–членов, наблюдателей и партнёров по диалогу являются пратнёрами и членами НАТО в миротворческой деятельности (Казахстан, Киргизстан, Таджикстан, Узбекистан, Афганистан, Туркменистан, РФ, Пакистан, Азербайджан, Армения, Монголия, Беларусь, Турция), а также полноправными членами ОБСЕ /5 стран Центральной Азии, Турция, Азербайджан, Армения, Беларусь, РФ, Монголия/. Особенно такие страны, как Пакистан, Афганистан и Турция, являющиеся членами, наблюдателями и пратнёрами по диалогу ШОС, принимают активное участие в военных операциях НАТО, и это говорит о том, что ничто не мешает вступлению Монголии в ШОС. Такая же ситуация и с ОБСЕ, так как страны-члены этой организации тоже являются членами ШОС. Тем не менее, из-за кризиса вокруг Украины и Крыма, напряженной ситуации на Корейском полуострове, в Южно-Китайском море, возникло недопонимание в отношениях РФ с США и Европой, Китая с США, что вероятно негативно повлияет на отношения и реальную поддержку со стороны “третьих соседей” в случае вступления Монголии в ШОС.
Эпилог
С одной стороны, нет каких-либо значимых препятствий, мешающих вступлению Монголии в ШОС. С 8 странами-членами ШОС у нас нет недружественных или враждебных отношений. 75 процентов внешнеторгового оборота Монголии приходится на эти страны. В эту организацию входят страны со схожими с нами историей и развитием. Хотя и прошло более 10 лет с тех пор, как Монголия в 2004 году получила статус наблюдателя в данной организации, до сих пор не было принято какого-либо решения о вступлении в организацию.
В Монголии пока нет единого понятия об этой организации. В таких важных политических документах, как “Концепция Национальной безопасности” от 2010 года и “Концепция внешней политики” 2011 года, развитие отношений с Евразией и регионом Центральной Азии, где расположена ШОС, стоит на втором месте после Азиатско-Тихоокеанского региона /АТР/. За последние 20 лет Монголия не смогла присоединиться к какой-либо многосторонней организации АТР. К примеру, возможности вступления в АПЕК и АСЕАН ограничены, кроме того. Монголия географически отдалена.
Из этого следует, что для Монголии единственной возможной региональной интеграции является ШОС, куда она была приглашена двумя основными странами-членами данной организации – РФ и КНР.
За 20 лет, прошедших после создания ШОС, эта организация стала довольно крупной, на различных уровнях в ней принимают участие 18 стран Евразийского континента. Но продолжают существовать некоторые проблемы, связанные с внутренним управлением, существуют неясности в отношении источников финансирования и бюджета, между некоторыми странами существуют территориальные претензии и споры, а также ограничения в источниках инвестиций для экономических проектов.
Как исследователь, я считаю, что в вопросе о вступлении Монголии в ШОС нужно принять во внимание следующие условия:
- Стабильность в стратегическом плане в отношениях между Россией и Китаем с западными странами во главе с США.
В декабре прошлого года в своей новой “Концепции Национальной безопасности” США назвали Китай и Россию своими главными стратегическими соперниками. В январе этого года в новой “Оборонной стратегии” США эти два государства также были названы главными конкурентами. В то время как со стороны США и некоторых европейских стран из-за кризиса на Корейском полуострове и в Южно-Китайским море были введены в одностороннем порядке санкции в отношении некоторых российских госорганизаций, хозединиц и частных лиц, возникли трудности и недопонимания в торговых отношениях с Китаем. Администрация Трампа начала уделять особое внимание оборонной сфере, резко увеличивать военный бюджет на 2018-2019 годы, проводить обновления в налоговой политике. Согласно прогнозам, в ближайшие 5-10 лет в отношениях между странами Запада (во главе с США) и Россией, а также Китаем сохранятся нестабильность, соперничество и недопонимание.
- Внутреннее управление и бюджетные доходы должны стать понятными.
Пока остается негласной информация о том, из каких источников финансируется организация, как платят свои взносы страны-члены организации, непонятна проводимая деятельность за счёт помощи и пожертвований некоторых членов и процедура принятия решений. Среди исследователей стран-членов организации идут споры вокруг вопроса о праве голоса – правильно ли будет всем иметь равные права на голос или регулировать этот вопрос в зависимости от взносов.
- Вступит ли в ШОС, вслед за Индией и Пакистаном, член НАТО Турция? Иран, Беларусь?
Вступление Индии и Пакистана в ШОС, в которой в основном состояли страны Центральной Азии, ранее входящие в состав СССР, а также Россия и Китай, вызывает много различных догадок о дальнейшем развитии отношений между старыми и новыми членами организации. Хотя ШОС становится всё более мощной организацией, охватывающей всё новые сферы влияния в регионе, под вопросом остаются такие проблемы, как дальнейшее её развитие, спорные территориальные претензии между Индией и Пакистаном, а также Индией и Китаем, льготы в торговле, создание свободного торгового и экономического пространства и т.д.
Также в состоянии неопределённости находятся вопросы, связанные с Ираном /первый раз заявка о вступлении была подана в письменном виде в 2008 году, но из-за санкций со стороны ООН она была отклонена/, Афганистаном /официально подал заявление в 2015 году/, Турцией /вопрос о членстве без официальной заявки/, о вступлении Беларуси, поддерживаемой Россией и Китаем, а также Израиля, Украины и Сирии, приславших свои заявки о членстве или партнёрстве.