Как якутский интернет-бизнесмен опередил Craigslist, Yahoo, Lyft и "Одноклассников"
Это был бы кейс удачливого монополиста на маленьком и закрытом рынке, если бы Томский не сделал несколько нетривиальных шагов, позволивших его бизнесу вырасти за пределы Сети и Якутии.
«Синет» получает сотни миллионов рублей с рекламы и транзакций между интернет-пользователями. Вопрос на миллиард: как провести успешную экспансию на Дальний Восток на базе моделей sharing economy?
Провалявшись два часа в камыше, Арсен Томский решил, что занялся не тем, — чёрт дёрнул ехать на охоту с друзьями-программистами. Товарищи не дождались уток и заобедали, а Томский упёрся, пока не увидел, как на другом конце пруда приземлилась кряква. Нырнула — один, два, три... — и вынырнула на счёт «12».
Томский взял ружьё на плечо и, пока утка была под водой, проломился сквозь камыши и упал среди сухостоя. Утка показалась снова, отряхнулась, изготовилась и опять нырнула. Через пять перебежек Томский подобрался вплотную и пристрелил её, чем поразил друзей, оценивших алгоритмический подход к охоте.
«Я был социофобом и ботаником, — объясняет Томский. — Мало общался, программировал днями и ночами».
Мы болтаем в модном дайнере (банановый смузи — 240 рублей, панкейки — 190 рублей, диаблобургер — 360 рублей), и хозяин главного сайта Якутии Ykt.ru постоянно отвлекается, отвечает на приветствия, жмёт руки. Чтобы добиться успеха в мире экстравертов, в 25 лет он прокачивал коммуникативные навыки — собственно, в этом контексте и возникла утиная охота.
Сейчас холдинг, выросший вокруг Ykt.ru, управляет самыми популярными в Якутии интернет-сервисами и медиа. Население республики — чуть меньше миллиона человек; при этом аудитория всех ресурсов холдинга — 2 млн уникальных посетителей в месяц. Растёт доля мобильного трафика, у якутян теперь по два-три устройства для чтения новостей. К тому же на портал приходит мощный поисковый трафик — спасибо долгой истории и объёму контента.
Статистика рассказывает историю Томского красочнее, чем он сам. Из якутских пользователей 86% посещают сайты его группы компаний. Для сравнения: у Google — 62%, у «Яндекса» — 60%.
Это был бы кейс удачливого монополиста на маленьком и закрытом рынке, если бы Томский не сделал несколько нетривиальных шагов, позволивших его бизнесу вырасти за пределы Сети и Якутии.
Step 1
Серебристая BMW маневрирует между лужами и сворачивает в Глухой переулок, где сбавляет скорость до 10 км/ч. Дороги в Якутске латают каждое лето, но через год асфальт будто тает. «Говорят, это из-за перепада температур амплитудой более 100 градусов. Интересно, как на Аляске решают проблему?» — размышляет, вертя руль, Томский. Другая версия — в ежегодном ремонте дорог виноват не климат, а жадные чиновники.
Редакция Ykt.ru сидит в офисном центре «Портал», название придумал тоже Томский. «Портал» облицован разноцветным кафелем и украшен коваными «средиземноморскими» балкончиками. Трубы тянутся от него по земле, поднимаются вверх, образуют арку над Глухим переулком и упираются в промышленное заскорузлое здание на полутораметровых сваях. Якутск стоит на вечной мерзлоте, поэтому трубы здесь не зарывают, а дома начинают строить с того, что вбивают в землю несколько метров бетона.
«Кто бы мог подумать, что под сваями будет интернет» — так форумчане на Ykt.ru вспоминают 1994 год, когда в городе появилась первая оптоволоконная сеть. Соединение было очень медленным и дорогим, но Томский разглядел перспективу.
Ему было 19, и он с сожалением вернулся в Якутск из Риги, где учился в авиационном институте. Приехал, чтобы помогать безработной маме и бабушке, которые после развала Союза бедствовали, и впал в отчаяние: «Первые дни я просто сидел, обхватив голову руками, и не понимал, где взять деньги на еду». Доучивался на матфаке в ЯГУ, программировал.
Спустя год Томский написал систему анализа финансового состояния банков, чуть позже — программу автоматизации бухучёта по заказу местного минфина и стал гастролировать по Якутии — устанавливать свой продукт. Финансисты платили хорошо, скоро выпускник университета cтал обеспеченным человеком, купил внедорожник Toyota Surf. Томский рассматривал сценарий с эмиграцией, но, во-первых, не был одержим страстью к деньгам, во-вторых, не хотел вновь оставлять семью, к которой прибавились жена-студентка и дочь.
К тому же, у него созрела идея, как обустроить родину.
В Якутск весна приходит стремительно. За неделю сходит снег, школьники скидывают шапки и целый день торчат со скейтами у Ленина. Студентки в пёстрых плащах застряли перед кафе — оттирают глину с лаковых лодочек. Наряжаться в демисезонное можно пару дней, пока на Лене не начнётся ледоход и не задует злой пронизывающий ветер.
Когда летишь над Якутией, огни селений встречаются редко — всё больше сопки, реки и белая тундра. Республика живёт за счёт недр — здесь добывают алмазы, уголь, нефть. Более половины валового регионального продукта формируют доходы от добычи полезных ископаемых. Впрочем, Якутия всё равно остаётся дотационным регионом с дефицитным бюджетом.
Идея Томского совпадает с общероссийской, которую здравомыслящие экономисты повторяют как мантру — когда добыча начнёт падать, спастись можно лишь решительным ростом доли продукции с высокой добавленной интеллектуальной стоимостью. В XXI веке экономика, которая держится на гидроразрыве пласта и трубе на Восток и Запад, — реликт, мамонт из мерзлоты.
Томский решил заработать на экспорте строчек кода.
Концепцию он сочинил ещё в 1995 году и попробовал написать ПО с прицелом на материк — то есть Центральную Россию. В поисках единомышленников сделалсайт и убеждал программистов работать с ним. 20-летнему выпускнику казалось, что якутские кодеры вполне могут соревноваться в знаниях и умениях с московскими, а то и с калифорнийскими. Придумать идею, сделать всё качественно — и завоевать глобальный рынок, сидя на мерзлоте.
На его призыв никто не откликнулся, и не случайно. К 1999 году из 28 банков в Якутии осталось всего два. Кризис подкосил заказчиков. «Тогда главным сайтом в мире был Yahoo.com — одновременно и поисковик, и информационный ресурс, и мультисервисный портал, — вспоминает Томский. — Я решил сделать информационный ресурс для якутян». Идею мирового господства отбраковали.
Ykt.ru запустили в 1999 году — сайт выглядел так. Томский освоил фотошоп и выступал в ролях директора, программиста, дизайнера и сисадмина. В помощники нанял одного человека — веб-мастера. Самыми посещаемыми разделами на сайте стали форум и доска объявлений. Жители города общались, менялись вещами, покупали и продавали квартиры, избавлялись от подержанных автомобилей. Новости и заметки Ykt.ru перепечатывал из местных газет и с сайтов федеральных СМИ.
Рекламу никто пока не давал, но Томский и не стремился её продавать — посещаемость была мизерной, пара сотен заходов в сутки. Это сейчас интернет есть в 60% домохозяйств Якутска и в 30% по республике, а тогда в Сеть могли выйти от силы 5%.
Зато Ykt.ru служил витриной. Его создатели зарабатывали как веб-студия, изготавливали сайты якутским компаниям и газетам. Томский продал внедорожник и периодически не знал, где взять деньги на ужин. Впрочем, он занимался любимым делом, исследовал бизнес-модели в Сети и знал, что его алгоритм хоть выглядит нетривиально (как на утиной охоте), но верен.
Тем временем проникновение интернета в Якутии росло. РБК, Lеnta.ru и Gazeta.ru конкурировать с Томским на его территории не могли. Во-первых, им было нечего сказать якутам о локальных новостях, а во-вторых, заходить на их сайты из Якутска в начале нулевых грозило разорением, в то время как Ykt.ru сообщал примерно то же самое, но на халяву.
Городские провайдеры объединились в бекбон — сделали бесплатным доступ к местным ресурсам. Благодаря бекбону для Ykt.ru наступил переломный момент.
Step 2
«Ты зачем уважаемого человека козлом назвал? Приезжай в девять на дамбу, поговорим», — прорычали в трубку. На стрелке Томского ждала троица в кожанках-бельмондовках. Разбирались долго, позвонили обиженному и наконец выяснили, в чём суть, — модераторы Ykt.ru отправили авторитета в бан, а его подручные сочли это дичайшим оскорблением. Томский пообещал разбанить авторитета, взяв слово соблюдать правила форума.
Федеральная трасса «Лена». Фотография: community.livejournal.com/spb_auto/
Лучшей истории для иллюстрации, чем стал Ykt.ru, не придумаешь. Томский был местной звездой, сайт оброс кучей сервисов и прибамбасов. Например, он гордится, что первым в Рунете запустил соцсеть — раздел «Одноклассники» на его портале появился в 2002 году (15 000 аккаунтов), а Odnoklassniki.ru опоздали на четыре года.
Впрочем, Ykt.ru с его пёстрой тематикой был скорее похож на Mail.ru — на сайте функционировали форум и кибертотализатор с возможностью делать ставки на футбольные матчи, проводился конкурс красоты среди девушек города, который вырос в ежегодную «Мисс Виртуальная Якутия». За порогом в 15 000 уникальных посетителей в сутки на Ykt.ru появилась баннерная реклама.
«Рекламные кампании можно было проводить с меньшими затратами, денежными и интеллектуальными, — комментирует директор по развитию якутских «Поисковых технологий» Олег Овсянников. — В провинции менее искушённый потребитель, поэтому работали простейшие объявления и тизеры».
К середине «нулевых» выручка группы Томского «Синет» доросла до $1 млн, и он нанял журналистов, чтобы создавать свой контент и продавать рекламу дороже.
В конце апреля 2014 года на медиафорум ОНФ в Петербург съехались крупные региональные медиа. Главному редактору Ykt.ru Антону Жондорову поговорить с Путиным во время конференции не дали, поэтому он отловил президента на выходе из зала и спросил: когда достроят онкоцентр, один на всю республику, и разморозят ли возведение моста через Лену. Путин обещал разобраться.
Этот диалог не состоялся бы, если бы Томский и его редакция не вырастили по-настоящему влиятельное медиа. Для начала они отказались от «джинсы», разъедающей мораль и нравственность в региональных СМИ. Свидетельств нечистоплотности Ykt.ru мне не удалось найти даже у соперников Томского — как и вообще какого-либо компромата на него.
Затем журналисты наладили работу с чиновниками и силовиками по модели Life News. Источники в милиции слили редакции видеозапись задержания пьяного министра профобразования, гонявшего на Land Cruiser. Громкая публикация привела к его отставке. Возможно, эта история оказалась на руку кому-то в подковёрной борьбе местных бюрократов, но многим федеральным СМИ остаётся лишь мечтать о таком эффекте от своей работы.
Томскому звонили республиканские шишки и укоряли: «Зачем сломал человеку карьеру». «Я не поил его и не сажал за руль!» — отвечал издатель.
Сейчас посещаемость портала Ykt.ru (включая «Дневники», «Знакомства», «Форум», сервис совместных покупок и другие) — 160 000 пользователей в сутки. Совокупная выручка «Синета» достигла 100 млн рублей (2013); прогноз на 2014 год — 150 млн рублей. Большая часть дохода приходит от рекламы, купонатора, комиссии с совместных покупок.
Бекбона давно не существует, и широкополосный интернет появился в Якутии несколько лет назад, но благодаря форе почти в 10 лет Томский создал портал, за пределы которого для решение насущных задач жителям Якутии выходить незачем.
Step 3
Группа НТВ выбирала натуру в ресторане «Стерх» — волчьи шкуры, щиты, луки, копья? Телевизионщики приехали снимать репортаж о финале «Мисс Виртуальная Якутия — 2007» и хотели проинтервьюировать главного героя в антураже. Шок-журналистов привлёк конфуз — в десятку самых красивых девушек Якутии попал юноша. Он снялся в женском образе и вызывающей позе, представился Анжелой Адамовой и оказался на девятое место по итогам голосования на Ykt.ru.
Над владельцем сайта посмеивались, конкурс с безупречной репутацией оказался в центре скандала. Мужчина в парике претендовал на корону якутского интернета!
Через несколько лет Томский признался, что срежиссировал скандал сам. Нашёл миловидного мальчика, нанял стилиста и подкрутил счётчик, чтобы Анжела попала в десятку. Всё ради привлечения внимания и денег.
«Мы научились максимально извлекать доходы из трафика, полностью выжимая сок из лимона, — говорит Томский. — Мы делаем деньги на всём, от рекламы до купонов, от доставки еды до продажи билетов через афишу. Якутия далеко, у нас сложный климат и масса других особенностей. Глобальный игрок, даже если придёт сюда, не станет номером один».
Исходя из этой идеи, он выбирает классные бизнес-модели и пересаживает их в вечную мерзлоту.
Первым прижился сервис такси InDriver. «Синет» буквально усыновил его два года назад, когда водители Якутска, возмущённые взвинчиванием цен со стороны таксопарков, создали группу «ВКонтакте» «Независимые водители» и начали принимать заказы от горожан. Команда Томского написала для частников приложение и выпустила его на основных платформах.
InDriver установило больше 120 000 человек, и в самые холодные или праздничные дни автомобиль находят более 20 000 человек. Томский получает комиссию с заказа — в среднем 50 рублей с водителя в день.
Убедившись, что модель работает, он вывел InDriver в Южно-Сахалинск, Читу, Иркутск и ещё 10 городов ДФО и Сибири, а до конца года собирается расширить географию до 40 городов. Недавно InDriver заключил соглашение о привлечении инвестиций с ведущим росссийским венчурным фондом. С каким именно, Томский не раскалывается, ссылаясь на условие о неразглашении параметров сделки.
Кстати, прибыль он собирается вкладывать в строительство местного технопарка.
Step 4
В 20 лет Томский мечтал переправлять строчки кода из Якутии на большую землю. Повзрослев, понял: большая земля уже под ногами. Якутия в географическом смысле — пять с половиной Франций, а в аудиторном — приличного размера рынок. В 40 лет он использует свои козыри.
Крупные города Якутии и Дальнего Востока мечтают жить как в Европе — носить тренчи Zara (пусть два дня в году), брать кофе на вынос, вести блог и покупать обновки в интернете. Продукты «Синета» уже стали для якутян локальными аналогами доски объявлений Craigslist, инфохаба Yahoo! и народного такси Lyft.
Ничто не мешает зарабатывать прибыль в других моделях sharing economy. Таксисты и юзеры, поставляющие контент, на которых заработал Томский, — похоже, лишь пробный камень.