Шумак исцеляет и ... наказывает
Парадокс, но жители Бурятии на чудесный Шумак до сих пор наведываются нечасто. Хотя это территория республики. В основном сюда отправляются жители соседней Иркутской области. А так же очень много людей из самых разных регионов России и даже иностранцы. В Бурятии же всего несколько турорганизаций, которые занимаются турами на Шумак. Приходить на Шумак нужно не просто "воздухом подышать", но и очистить душу. Бывалые проводники на Шумак всегда предупреждают новичков о том, что в этом сакральном месте надо вести себя по - человечески. Тех, кто приходит сюда действительно попросить исцеления и жизненных сил это место одаривает сполна. Хотя иногда случается и наоборот...
Шумак – это пока новое для большинста жителей республики направление. Прошлым летом и я смогла осуществить свою давнюю мечту – сходить на Шумак, о чем рассказала в своем блоге. Именно сходить, а не полететь на вертолете или поехать на лошади. Я хотела проверить свои силы и возможности, и, конечно, увидеть одно из самых прекрасных мест Бурятии и уникальное место в мире.
Я “пробиралась” на Шумак в гору 60 километров с рюкзаком в 15 килограмм и благополучно спустилась обратно. А “пробиралась”, потому что поход на Шумак – это и горы, и болото, и лес... За 12 дней похода потеряла в весе пять килограмм, но совершенно не жалею ни о чем.
Перед походом наш туринструктор Туяна много говорила не только о снаряжении, но и том, что к походу надо подготовиться морально. После я поняла, насколько важно было это замечание.
Пешие туры на Шумак – это одновременно паломнический, оздоровительный и экологический туризм, что в условиях нашей пресловутой туристско-рекреационной зоны - просто панацея.
Источники Шумака и его мистико – энергетическая составляющая – это природный целительный комплекс. Уникальное место на планете, где собрано более ста целебных родников. Вода каждого из них избирательно воздействует на тот или иной орган. И это поражает. Конечно, Бурятия богата на места с целебной водой и грязями, но такой природный комплекс – единственный на Земле. Это надо ценить и хоть раз посетить.
Тот самый дикий туризм, который так стремятся искоренить в Бурятии, именно в таких местах, как Шумак, может демонстрировать цивилизованные формы. Люди на Шумак приходят вполне адекватные. Я не видела здесь в стельку пьяных, злобно ругающихся или нарочито мусорящих.
Конечно, случается и тут просто варварский способ заготовки дров для костра. Чтобы развести огонь, кто-то не идет искать сухостой, а рубит местами великолепный стройный кедр. Кедровая древесина отлично горит даже в сыром виде. Особенно заметны следы варварства на границе зоны лесов и альпийских лугов. Но все же такое единично. Большинство людей понимает – какое же это природное сокровище и как это бесценно.
ГУ «Бурприрода», по- моему, до сих пор не в состоянии разобраться со своевременным вывозом мусора Шумака. Естественно, щиты с правилами о том, чего «НЕЛЬЗЯ» стоят как при подступах к месту источников, так и на стоянках тропы.
При этом взимается определенная плата за посещение. В сезон ущелье посещает несколько тысяч человек. В основном люди, находясь на территории особо охраняемой природной территории, складывают мусор в положенных местах, но вот насколько быстро этот мусор вывозится – другой вопрос. Особенно неприглядна куча мусора в зоне «Водопады», «Сухой ручей», по месту следования тропы на Шумак. Эти неприглядные свалки наличествовали как по дороге туда, так и обратно.
Бурхан не пустил
Недавно в Аршане случилось наводнение, погибли люди. Конечно же не обошлось без мнений о сакральном. Шаманы предположили, что люди прогневали духов местности. Саянские горы – место, несмотря на дивную красоту, очень суровое, где каждый камень и дерево охраняются духами местности. Верить или нет в это – дело индивидуальное. Но уважать и чтить местные порядки необходимо.
Ущелье Шумак же в этом отношении – особенное место. Рассказывали, что в прошлом году группа молодых и крепких людей, простояв под перевалом двое суток, вернулась из-за дождя назад. Как посчитали местные жители, их «Бурхан не пустил». Быть может, нашей группе повезло, или мы все от души просили местных духов облегчить наш путь, но почти все 12 дней нам светило солнце, а дождь лишь немного подмочил вещи.
А год назад, буквально перед нашим пешим походом на Шумаке произошел дикий случай с тремя утонувшими женщинами. Три иркутянки решили перейти реку и утонули на глазах у мужа одной из женщин. Опять же все сводилось к тому, что погибшие, как бы это не отдавало мистикой, явно прогневали духов местности. Кто знает…
Погода в районе источников крайне неустойчивая. Даже в июле может выпасть снег. Есть реальная возможность погибнуть от переохлаждения, если человек недостаточно экипирован. Новички не учитывают фактор высоты, когда даже при плюсовой температуре может наступить переохлаждение организма с остановкой сердца.
Очень важно качество спального мешка и туристического коврика, обуви и дождевика.
Несколько лет назад от переохлаждения погибли школьники на Шумакском перевале. Об этом говорит установленная тут мемориальная доска. При этом детей на Шумак идет много. Я, к слову, взять дочку в поход не решилась. Ей еще рано. Для похода на Шумак надо не просто окрепнуть, нужно созреть морально.
Так же Шумак – это не место тусовок и пьянства. Бутылка водки тут вместо твердой валюты и в цене доходит до 1000 рублей. Сюда, как правило, приходят (очень часто на своих двоих) лечиться или набрать жизненной энергии те, кто почувствовал, что она явно на исходе. Поэтому случайных людей тут мало. Нашу группу на тропе обогнал один мужчина из Усть-Илимска. Мы его называли за глаза «Божественный». Он много и взахлеб рассказывал о Шумаке. Приходит на Шумак уже не в первый раз и, как правило, на месяц. Говорит, что вылечился тут от серьезного недуга и его загаданное желание после последнего посещения ущелья, исполнилось. Я встречала его на источниках очень счастливого. Он часто собирал мусор.
Цивилизация или толкучка
Как мне рассказал житель города Шелехова Анатолий Шумилин, бывалый человек на Шумаке, дельцы грубо впихнули сюда несколько лет назад "цивилизацию". Теперь на турбазе, появившейся в заповедном месте, можно купить яблоко за 100 рублей за штуку или булочку за 80, принять душ за 400 рублей или разжиться хлебом за 150. Народ визуально делится на «турбазных» и «диких».
Первые потратили (учитывая доставку на вертолете) за недельный отдых до 45 тысяч на человека. И это, как говорят, слегка развенчивает идею равенства и толерантности Шумака. Впрочем, в какой-то мере жизнь в лагере это облегчило.
По местной легенде, хозяева этих мест – две сестры, которые прожив не очень счастливую жизнь, велят всем на Шумаке радоваться жизни, вбирать силу этой земли и быть терпимей друг к другу. Очень приятно, что на тропе все здороваются и желают хорошего пути, помогают закинуть рюкзак на плечи.
На Шумаке в пик сезона весьма людно. Завсегдатаи посему предпочитают приходить сюда осенью, когда уже нет «толкучки», а в зимовьях можно обнаружить много оставленных в дар вновь пришедшим продуктов. Летом же кому-то часто не достается место в «зимовье».
К примеру, нашу группу «по блату» устроил в зимовье местный житель Базыр, у которого мы арендовали коня для перевозки продуктов. Нести их на себе более трех суток было бы тяжеловато для группы с преобладанием женщин. Впрочем, с нами шел отличный проводник Алексей, который прекрасно справился с возложенной на него миссией.
При этом раньше, как рассказывают, места в бесплатных домиках всем хватало. Читала, что на Шумаке не месте турбазы в 60- е годы, планировали открыть санаторий…
Без ламы в голове
С каким бы хорошим настроем сюда не прибывали люди, а ксенофобическая составляющая тут явно есть. Уже то, что существует разделение на левый и правый берег. Не территориальное, а идейное. На правом поют песни под гитару, и мало кто кого выселяет из зимовьев. На левом берегу, часто в запрещенных для въезда на конях местах, лежат конские «яблоки». Местные жители, которые возят туристов на конях, смотрят на приезжих со всей страны и зарубежья людей как на источник дохода.
Приезжие безоговорочно освобождают домики, если местный требует освободить «его» зимовье. Говорят, коневладелец за сезон может заработать на машину, но многое пропивается, и люди на конях не производят впечатления очень уж радующихся жизни.
Говорят, в связи с засильем цивилизации были разрушены несколько отличных «русских» зимовьев, бурятские домики трогать побоялись. Пока еще гордые «дети гор» на конях, зарабатывающие деньги конным провозом туристов, производят впечатление хозяев. Но уже весьма номинально.
Что касается конной поездки, то она спряжена с опасностями. Все же лошадь - больше степное животное, а ходить по горам его заставляет человек. Иногда кидая в круп животного камни. Лично меня это шокировало. Переход перевала на коне сопряжен с опасностями. Рассказывали, что кони часто срываются с горы. Поэтому пеший ход куда надежнее. Хотя и требует подготовки.
В нашей группе оказались две дамы, которые обратно возвратились, арендовав по лошади. Потому что пеший подъем у одной из них вызвал истерику, которую еле уладил наш молодой проводник Алеша. Вообще, именно такие походы и проверяют людей на выдержку, надежность и крепость не только мышц, но и духа.
Аренда коня стоит нынче от 7 до 9 тысяч рублей в одну сторону на человека. Для сравнения пеший 12- дневный тур с питанием и трансфером из Улан-Удэ к началу тропы обходится в 9 тысяч.
Как я поняла, алкоголизм – это катастрофическая проблема для местных бурят ( и не только). И во многом связано это с тем, что здесь сейчас нет ламы. Вера – колоссальный сдерживающий фактор, но он утрачен. А наставлять людей с весьма своеобразной «горной» ментальностью, которые нашли легкий способ заработка, некому.
При этом люди из самых разных мест сюда явно приходят с верой.
На всей территории лагеря, можно встретить предметы, относящиеся ко многим религиям и учениям. Это буддизм, христианство, шаманизм, язычество. Все это выражается в сделанных из подручных материалов, но с душой поделках, а так же многочисленных досках. Некоторые из этих вещей, оставленные в дар Шумаку благодарными путниками, иногда просто веселят. Особенно громадные фаллосы на месте источника «Мужской силы». Лет десять назад известная питерская художница в благодарность этому месту, где она восстановила зрение, вытесала из дерева прекрасную деревянную скульптуру, олицетворяющую одну из сестер, хранительниц местности.
Говорят, что на перевале Шумакский после гибели трех женщин поставили крест. Он далеко виден снизу и соседствует с буддистской ступой.
В шести километрах от долины источников есть священное место – Столбы. В основном тут бездетные люди просят детей, о чем свидетельствует куча игрушек. Правда, на меня она произвела гнетущее впечатление. Грязные, сломанные игрушки напоминают кладбище. Вероятно, это как-то нужно подчищать, но это явно никто не делает. Но место действительно сильное. Я это почувствовала.
Четыре каменных истукана как бы прошли сквозь гору и нависли над бегущим у подножия Шумаком. Кто-то писал, что это одно из мест на Земле, где есть соприкосновение с параллельной реальностью. Говорят, что если, находясь там, загадать желание, оно обязательно сбудется. У меня оно сбылось...
А это воистину комедийное видео о том, как не стоит ходить на Шумак))) Слава Богу, что с героем видео не случилось ничего.