Женские украшения - красота или символ порабощения?
Тибетская феминистка: Как женщина, я терпеть не могу любое платье или украшение, предназначенное для "увеличения женской красоты".
В поисках данных о Пекар, художнице из города Джедкундо, редакция АРД не отправилась по горным дорогам Тибета, как Николай Цыремпилов. А по сайтам Всемирной Сети, где обнаружила тезку и землячку тибетской художницы, которая является феминисткой.
Скульптор Мангса Пекар написала эссе о том, что отражают символы, представленные в украшениях женщин [их принадлежности]:
Насколько мужчины обеспокоены, настолько они согласны тратить свое время, делая женщин более красивыми, украшая их золотом и серебром, вместо того, чтобы предположить, что у женщин есть свои собственные мысли. На протяжении всей истории, женщины в Тибете считались хранилищем мужской души и экономического благосостояния. После вступления в брак, женщины в Центральном Тибете обязаны носить передники, а те, что в Кхаме - шиньоны из янтаря, а в Амдо - заплетать волосы в косы. Все эти украшения символизируют принадлежность женщин. Женщинам было навязано мнение, что украшения из ювелирных изделий или орнаменты приумножают их красоту, взамен они утрачивают свои духовные качества и энергию. Такие атрибуты стали как железные цепи, кандалы для женщин после вступления в брак".
Я считаю, что это верное наблюдение.
Много лет назад, я посетила город с двумя замужними мусульманскими женщинами ради выполнения некоторой работы. Обе женщины работали в уездном офисе, ориентированного на искусство и культуру. Проведя вместе два месяца и близко общаясь с ними, я обнаружила, что они были весьма критически настроены по поводу отсутствия статуса женщин в обществе и возмущались мусульманским обычаем носить паранджу после вступления в брак. Одна из женщин сказала мне: "Без ведома моего мужа и членов семьи, я снимаю паранджу и полноправно передвигаюсь по китайским улицам. Но перед мужем и при посещении моей семьи, я должна носить паранджу".
Согласно ее словам, этот обычай является источником беспокойства для нее, но, похоже, ей не хватает смелости, чтобы сопротивляться ему. Перед тем, как я их встретила, у меня было представление, что мусульманские женщины уважают брачные обычаи и не сопротивляются ограничениям, установленные согласно их традициям. Теперь я поняла, что это было не так - такие обычаи являются источником страданий для них. А почему нет! В конце концов, женщины имеют другие источники красоты помимо заплетенных кос. Как женщина, я терпеть не могу любое платье или украшение, предназначенное для "увеличения женской красоты".
Видя, как эти две мусульманки наслаждались двумя месяцами праздника искренней радости и покоя - вдали от своей родины - я чувствовала, что даже строгие ограничения в рамках традиции не преуспели в том, чтобы полностью подчинить ум, тело и душу женщины. Мне было интересно, является ли тот факт, что они выглядели, как два существа, сбежавшие из ловушки, результатом многих ограничений, которые обычаи навязывают женщинам в их повседневной жизни.
Вообще, эта тема - личное дело каждого. Поэтому, возможно, мы не должны вникать в это. Но единственное, что я хотела бы донести здесь, заключается в следующем: любой [из нас], кто попытается силой разрушить врожденные особенности или черты человека, явно продемонстрирует, что он или она совсем не осведомлены об истинной природе человека.
Некоторые из приведенных выше примеров ясно показывают, что женщины завуалированно возмущены и сопротивляются обычаям, которые вынуждают их - против их желания - носить определенную одежду ради своих мужей. Человек - это индивидуум, для которого самым важным является его целостность индивидуальности. Женщины не являются исключением.