Как калмыки буддизм принимали
“Еще один замечательный факт по поводу этих волшебников, или бакши как их называют. Я вас уверяю, что когда великий хан сидит в большой зале за своим столом возвышающемся более чем на четыре метра над полом, а чаши полные вина, молока и других напитков – на столе зала в добрых десяти шагах от него, бакши своей магией и своим искусством делают так, что полные чаши поднимаются сами со своих мест и направляются к великому хану без того, чтобы кто-нибудь прикасался к ним. И делают это перед десятью тысячами человек. То, что я говорю вам – чистая правда, без единого слова лжи».
Марко Поло.
Калмыки (ойраты) – западные монголы, прикочевавшие на территорию Нижней Волги в первой половине XYII века в результате династической борьбы ойратских правящих родов за объединение. И вся история калмыков неразрывно связана с историей всех монгольских народов. К сожалению, в наследство от советских времен нам досталась урезанная правда о истории нашего народа. Так официальная историография под давлением контролирующих органов обычно начинала повествование о калмыках с начала XYII века, когда калмыки появились в ореоле влияния Российского государства, а принятие буддизма относили к 1615 году, когда съезд ойратских князей постановил возродить буддизм и отправить на учебу в Тибет большую группу молодежи. О древних кочевых империях возникающих в степях Монголии с III в. до н.э., участии ойратов в создании Великой Монгольской империи (1206-1368), и о общеойратском периоде (кон. XIY-XYI вв.) упоминалось вскользь, из-за недостатка информации и по политическим мотивам. Не избежала этой участи и история принятия буддизма монгольскими народами, и ойратами в частности. Лишь в последние годы в связи с демократизацией и появившимися новыми данными, исследователи открыли красношапочный период истории монгольского и ойрат-калмыцкого буддизма. Наибольший вклад в изучении темы внесли калмыцкие исследователи Б. Китинов, Э.Бакаева и Г.Ш. Дорджиева.
Еще с древних времен предки тюрко-монголоязычных народов – хунну, сяньби, жужани, тюркюты и кидани были знакомы с буддизмом. Более того, кидани – одни из прямых предков ойратов провозгласили буддизм своей государственной религией еще в 916 году.
В начале 13 века в монгольской степи проживало свыше тридцати крупных племен, большинство из которых исповедовало так называемую «черную веру» (калм. хар шаджн). В ее основе лежало поклонение «вечно синему небу», матери-земле и духам предков. Считалось, что мир разделен на три мира: вверху живут добрые тенгрии во главе с Хормустой и Белым Старцем, средний мир это мир людей, животных, птиц, рыб и насекомых, а также низший мир где живут шулмусы. Служители культа – шаманы выполняли различные ритуалы и лечили людей. О том какие сильные были шаманы можно судить по тому факту, что в 1202 году, когда силы монгольской оппозиции сражались с войсками Чингис хана, именно ойратский правитель Худуха-беки вызвал град из камней и попытался обрушить его на головы нукеров Потрясателя Вселенной. Правитель-шаман перестарался - вызванная им буря перебила их собственные войска и битва была проиграна.
С объединения монгольских племен Чингис ханом и начала монгольских завоеваний жители степи получили возможность ознакомиться со всеми учениями и религиями Евразии. Первобытная «черная вера» уже не устраивала отдельных представителей «золотого рода» (рода Чингис хана) и они начали принимать иные религии. Первые буддийские учителя с которыми познакомились Чингис хан и его потомки принадлежали тибетской школе Дрикунг Кагью.
После подчинения государства тангутов в 1207 году, тибетские феодалы признали власть монголов и согласились выплачивать обычную дань - «десятину», но после ухода из жизни Чингис хана (1227), они отказались платить дань, и это вызвало в 1239 году вторжение войск Дорда-дархана. В результате вторжения наиболее влиятельный лама Сакья-пандита встретился в 1247 году с монгольским принцем Годан-ханом и обратил его в буддизм. Как верный ученик Годан-хан представил Сакья-пандиту монгольскому двору, где тот произвел неизгладимое впечатление своей ученостью, проповедью ненасилия и пышными посвящениями в Будда-аспекты которыми так славен тибетский буддизм. Из Тибета были приглашены монахи, врачи, астрологи, художники и мастера изготавливающие ритуальные вещи, для которых Годан построил первый буддийский монастырь в окрестностях Каракорума. Принцы крови начали один за другим принимать буддизм.
В 1251 году Сакья-пандита умер и из Тибета был приглашен его племянник Пагба-лама, который стал наставником Хубилая. Чуть позже в 1255 году, был приглашен знаменитый Карма Бакши (Кармапа II), известный тем, что его предыдущее перерождение оставило письмо с подробными деталями своего будущего перерождения. Карма Бакши, (кстати калмыцкое слово бакша происходит от санскритского слова бхикшу – отшельник), стал наставником великого хана Менке. Оба великих учителя давали многочисленные учения и посвящения, строили монастыри и ступы. Европейские путешественники отмечали большое количество буддийских монахов в то время в столице мира – Каракоруме.
Интерес монгольских принцев к буддизму вызвал протест со стороны шаманов, которые по всей видимости стали использовать свои сверхспособности для того чтобы устранить конкурентов. Также как когда то великий Гуру Падмасамбхава для умиротворения тибетцев, Карма Бакши для утверждения буддизма среди монголов, смог преодолеть противодействие шаманов путем практики йидама Ваджракилайя (Алмазный Кинжал) – активность всех Будд в гневном аспекте. Для этого он совершил уединение для медитации в результате чего подчинил могущественных духов-хранителей монгольских степей, главным среди которых являлся монгольский бог войны Даян Дерхе (тиб. Бегдзе, изображается на тханках в виде могучего воина красного цвета с мечом в руке), и сделал их защитниками Учения.
В 1258 году Хубилай организовал вселенский диспут, на который были приглашены представители всех основных религий. В ходе диспута Карма Бакши магической силой поднял в воздух тысячи пиал с кумысом и вином, которые переместились к Хубилай-хану. В итоге буддисты победили.
В следующем 1259 году великий хан Менке-хан умер. Все представители «золотого рода» были приглашены на курултай в Каракорум, где новым великим ханом по завещанию Менке должен был стать Ариг Буга-хан. Не согласный с таким решением Хубилай воевавший на юге Китая, заключил мир и с верными ему войсками прибыл в Хан-балык (Пекин). Здесь он собрал своих сторонников и весной 1260 года провозгласил себя первым императором новой династии Юань. Буддизм был объявлен государственной религией монгольских народов, а Пагба-лама за возведение Хубилая на престол получил титул «царь веры в трех странах». Также был принят тибетский календарь и с тех пор Цаган Сар стал праздником Нового года (до этого на протяжении многих веков Новым годом являлся праздник Жилин Эзн – день зимнего солнцестояния). По случаю принятия буддизма была отменена практика насильственного уменьшения китайского населения, когда тысячи человек вывозились в море и топились. Также по всей территории империи начались бесплатные раздачи хлеба, риса и скота для нищих и голодающих людей.
Самопровозглашение императора в обход обычая избрания великих ханов на курултае вызвало протест сторонников Ариг Буги-хана, в число которых входили ойратские князья и Карма Бакши. Они провели курултай, избрали великим ханом Ариг Бугу и постановили свергнуть новоявленного императора.
Согласно проведенному исследованию Баатра Китинова ойраты в то время под влиянием проповедей Кармапы приняли и практиковали буддизм школ Кагью и Ньингма, в то время как монголы поддерживали Сакья. В ходе 4-х летней гражданской войны Хубилай разгромил оппозицию и приказал казнить всех активных сторонников своего брата. Также к смерти был приговорен Карма Бакши.
Согласно тибетским источникам Карма Бакши одновременно практиковал школы Кагью и Ньингма, был выдающимся практиком Великого Совершенства (дзогчен) и уже при жизни реализовал радужное тело (неразрушимое тело света Будды). Его много раз пытались разрубить на части, но мечи и топоры проходили сквозь него. Ему давали яд, но тело лишь начинало светиться. Его сбрасывали с огромной скалы, пытались сжечь, утопить, уморить голодом и т.д., но он всегда оказывался жив. Изумленные палачи доложили обо всем Хубилаю, и тот велел остановить нескончаемую казнь. В последующем данные события легли в основу величайшего китайского романа «Сунь Укун – царь обезьян». Помилованный Кармапа после этого жил в почете и уважении.
Таким образом монголы и ойраты приняли буддизм в середине 13 века от красношапочных лам: Сакья-пандиты, Карма Бакши и Пагба-ламы. Наибольшим авторитетом пользовался Пагба-лама даровавший Хубилай-хану посвящение в Хеваджра-тантру и получивший за это власть над Тибетом. В 1268 году он составил так называемое квадратное письмо – первую монгольскую письменность, которой пользовались во все время династии Юань. Источники свидетельствуют, что наибольшей популярностью в то время пользовались практики с применением пхурба (ритуального кинжала используемого для подавления темных сил).
После ухода из жизни Пагба-ламы в 1280 году наставниками монгольских императоров становились Сакья-ламы: Дхармапала, Махаатман, Каицзун Ченпо и лама Дамба. В 1286 году Хубилай собирался отправиться в поход на Индию, где буддизм пришел в упадок, а последние буддийские монастыри были сожжены вторгшимися мусульманами. Но ньингмапинский йог Урген Сенге отговорил императора и поход мести не состоялся. После 1350 года Сакья потеряла ведущую роль в Тибете и при монгольском дворе.
В 1368 году китайцы под руководством шаолиньского монаха Чжу Юаньчжана, объявившего себя Буддой Майтреей, свергли власть монголов в Китае. Последний монгольский император Тогон Темур бежал в Монголию. Падение империи привело к резкой критике буддизма со стороны воинствующих князей и шаманов. Обвинения в том, что буддизм сделал монголов «мягкими и кроткими» сопровождались реставрацией «черной веры». Вновь забил шаманский бубен и запылали костры с жертвоприношениями.
Не имея государственной поддержки буддийские монахи постепенно превратились в обычных домохозяев начитывающих мантры и передающих свое ремесло по наследству. Подобная картина наблюдалась почти по всей монгольской степи, за исключением ойратов. Вплоть до 1452 года ойраты посылали посольства в Китай, которые возглавлялись высокообразованными буддийскими монахами. Лишь с гибелью знаменитого ойратского полководца Эсен-хана, ойраты и их религиозная традиция на 150 лет исчезают со сцены бурных исторических событий. Возрождение буддизма произошло в XYII веке благодаря деятельности главного авторитета ойратов – Зая-пандиты.
В 2009 году отметили 400-летие добровольного вхождения калмыков в состав России. Поскольку во всех странах мира, все народы обычно празднуют даты принятия своей религиозной традиции как национальный и религиозный праздник, то в 2009 году мы могли бы отпраздновать одновременно 750-летие принятия буддизма. Данный вопрос является весьма важным для возрождения Учения Будды в нашей республике.