Левират по-бурятски
Выход замуж за брата умершего мужа – пережиток прошлого или продолжение древней традиции?
Двоюродный дед умер рано, не дожив до пятидесяти лет. Его жена – русская женщина, осталась одна с сыном. И так получилось, что всю оставшуюся жизнь она прожила с дедом, который тоже потерял жену, мою бабушку. Официально они не женились, общих детей у них не было. Тем не менее, факт остается фактом – по сути, жена умершего мужа жила с его братом.
Уже будучи студентом юридического института, я заинтересовался этим фактом. Оказывается, многие правовые обычаи древности дожили до наших дней. В частности, так называемый левират.
Левират – обычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.
В правовых обычаях Монгольской империи данный акт зафиксирован не был, как впрочем, и другие нормы, которые, простите за тавтологию, считались нормой, и следовательно не вошли ни в «Ясу» Чингисхана, ни в Монголо-Ойратское Уложение 1640 года.
Тем не менее, когда началась русская колонизация, новые власти попытались записать практически все имевшиеся правовые обычаи народов Сибири, включая бурят-монголов. Они в свою очередь, фиксировали свои правовые обычаи в ответах на запросы русских властей. Скажем, бракам и разбирательству калымов посвящена пятая глава Общественного приговора балаганских бурят 1818 года и шестая - Сведений балаганских, идинских, кудинских и тункинских бурят 1823 года.
В сведениях этого не указано, но брать жену из своего рода по обычаям запрещалось, даже несмотря на довольно дальнее родство по современным понятиям.
Подобное запрещение было внесено позже в восточно-бурятское “Новое положение жизни и обычаях. Правила, установленные селенгинскими и хоринскими главными и почетными духовными и светскими сайдами в 1841 году”.
Ученый-историк Матвей Хангалов дополнил, что родство принималось в расчет только по мужской линии до 9 колена, родство же по женской линии не служило препятствием для заключения брака. К концу XIX в. правда были случаи, когда женились не придавая значения родству даже в третьем колене по мужской линии, правда такие браки совершались как правило убегом, и сами буряты относились к ним неодобрительно, говоря “мангаджа”- обрусели.
Однако, вернемся к обычаю левирата. По мнению ряда социологов, скажем Джона Мак-Леннана, левират является пережитком патриархально-родового строя, так называемой полиандрии. При которой женщина находится в семейной связи с несколькими мужчинами. Многомужество до сих пор встречается, скажем, в Тибете.
Но это не дает нам ответа на главный вопрос – почему женщина не могла жить одна, либо выйти замуж за какого-нибудь другого мужчину, а не за брата умершего мужа?
Все дело в калыме? По мнению социологов Герберта Спенсера и Эдварда Вестермарка, левират - остаток старого обычая наследования, вместе с имуществом, также и жён умершего — обычая, видоизмененного лишь тем, что, за невозможностью сожительства сына-наследника со своей матерью, последняя переходила к брату умершего, вместе с другими правами, которыми почему-либо (например, по малолетству) не могли воспользоваться сыновья (например, звание, должность).
То есть жена, за которую был уплачен калым, не могла вернуться в свой род. Тем не менее, данная норма больше играла на сторону «потерпевшего», поскольку уплаченный калым должен был быть вернут.
Однако же, такой нормы в обычном праве бурят мы не наблюдаем. Калым, скажем, согласно актам бурят 1818 и 1823 годов, возвращался только в одном случае - ухода жены к родителям от мужа без его согласия. Соответственно, если жена покойного мужа уходила из рода, она забирала калым с собой, и никто не мог ей препятствовать. Но закон есть закон – положено выходить замуж за братьев покойного! Но не всегда, о чем будет далее.
Теперь же рассмотрим, что говорят бурятские законы о калыме. Скажем, у унгинских бурят Балаганского ведомства высший калым был трех родов: 106 голов разного скота и большой верблюд с шерстью, 99 голов разного скота и большой верблюд и 85 голов скота и низенький верблюд, кроме того, в дополнение к скоту выплачивались деньги в размере от 300 до 600 рублей . Родители невесты обязаны были в свою очередь предоставить приданое дочери, в виде одежды, монет на украшение одежды, постели, ящики и прочую утварь, коня с упряжью, несколько голов скота.
Что любопытно, калым считался собственностью жены, и муж не мог распоряжаться им без ее согласия. В то время калым был целым состоянием! Добыть даже одного низенького верблюда у западных бурят считалось целым достижением, так как они их не разводили.
Впрочем, вернемся к закону левирата. Так в Сведениях 1823 года отмечается, что в случае смерти мужа его вдова, не имеет права уйти от своих нынешних родственников, поскольку за неё уплачен калым или же сестра или родственница умершего мужа, поэтому она должна была стать женой брата умершего мужа, либо его иного ближайшего родственника, либо самого свекра. А если она не захочет выйти за кого-то из вышеперечисленных замуж, она может при отсутствии у неё детей от умершего мужа выйти замуж за кого-нибудь другого. Правда, в таком случае её отец или иной родственник, должен в случае получения калыма от её нового мужа обратить данный калым в пользу родственников её умершего мужа.
Здесь довольно замысловато описываются различные правовые ситуации. В любом случае родственники умершего мужа старались удержать вдову. Следом наблюдаем еще несколько интересных норм:
В случае если никто из родственников её умершего мужа не пожелает взять её в жены, она становится свободной и может выйти замуж за кого пожелает.
Если вдова имеет детей –мальчиков и девочек, она при своем отходе от родственников умершего мужа может с их согласия взять с собой только одну последнюю дочь.
В случае наличия у умершего нескольких жен с сыновьями, или сыновей от предыдущего брака, вдова могла выйти замуж за своего пасынка, т.е. сына её покойного мужа от предыдущего брака либо сына другой жены, даже если у пасынка имеется жена или несколько жен.
К концу XIX века положение вдовы несколько изменилось. Матвей Хангалов и Бернгард Петри отмечают: Несмотря на то, что сохранились возможность выхода вдовы замуж за родственника умершего мужа либо её отхода от его рода, если вдова при наличии детей остается в доме умершего мужа, она является полной хозяйкой его имущества. Родственники мужа вправе вмешаться в её деятельность только в том случае, если выяснится, что вдова растрачивает имущество покойного мужа.
Теперь же – откуда взялось само понятие «левират»? Как выясняется, этот обычай был присущ многим народам – скажем, древним евреям, от которых, собственно, и произошел этот термин.
Пятикнижие Моисея:
Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.
В научной литературе также закрепился термин «аменгерство», произошедший от казахского «әмеңгерлік».
Помимо вопросов о калыме, левират преследовал необходимость строго соблюдать родовую линию и сохранения знаний о своем племенном происхождении, ребенок вдовы не должен покидать племя и род своего отца и должен воспитываться в семье близкой к его отцу.
Нечто подобное также зафиксировано в законах Ману – древнеиндийском кодексе: в случае бездетной смерти мужа, принадлежащего к низшему, служащему классу, его вдова обязывается прижить сына с братом или другим родственником мужа, однако, не более чем одного
Так что обычай левирата был присущ не только бурят-монголам. Древние евреи, индусы, народы Дагестана, таджики, туркмены, казахи.
Что же все-таки в настоящее время левират? Когда не платятся никакие калымы (за жену двоюродного деда ничего не платили), когда могут жениться троюродные, и даже двоюродные братья и сестры (о чем буряты не знали лет сто назад).
Существует ли данный обычай и поныне? Мне, к сожалению, об этом не известно. Но если есть какие-то данные, просьба отметиться в комментариях.