Сумеет ли Монголия "отжать" газопровод у Казахстана?
Казахстан может потерять возможность получить дивиденды от транспортировки российского газа в Китай. Так, 21 мая текущего года Россия и Китай подписали договор о поставках газа на 30 лет. Объем поставок составит до 38 млрд куб. м в год с возможным увеличением до 60 млрд куб. м в год. Эти объемы могли бы пойти через территорию Казахстана и принести республике дополнительные средства в бюджет страны. Однако у Казахстана появился конкурент, который предлагает прокачку этих объемов газа через свою территорию. Казахские СМИ предлагают свой взгляд на ситуацию...
Деловой портал Капитал.kz рассматривает возможность того, насколько реальна “угроза” того, что Монголия “отобъет” у Казахстана транспортировку российского газа в Китай.
Как уже сообщалось, Монголия вслед за Казахстаном предлагает «Газпрому» проложить транзитный трубопровод на запад Китая. О предложении Монголии в начале сентября рассказал президент страны Цахиагийн Элбэгдорж после встречи в Улан-Баторе с президентом России Владимиром Путиным. «С нашей стороны были даны конкретные объяснения и преимущества такого решения», – сказал он. Это, по словам президента Монголии, и соображения безопасности, и краткость пути, и то, что эта магистраль будет проходить в степных условиях. Владимир Путин со своей стороны данное заявление комментировать не стал.
Возможность поставок российского газа в Китай непосредственно через Монголию, по мнению Богдана Заруцкого, аналитика международного финансового холдинга FIBO Group, существует. Преимущество этой страны, по словам аналитика, в удачном географическом расположении, позволяющем эффективно проложить газовую трубу в Китай. Кроме того, Монголия имеет благоприятные условия для прокладки газовой инфраструктуры из-за степной местности. При этом Казахстан, как отметил аналитик, также имеет аналогичные географические преимущества. Более того, надо учесть и наличие уже готовой материально-технической базы для реализации этого проекта через южный регион страны. «Поэтому конкурентоспособный перевес пока что играет в пользу Казахстана», – считает Богдан Заруцкий.
Этот вопрос больше в политико-экономическом русле между Россией и потенциальными партнерами в виде Казахстана и Монголии. Кроме того, монгольский рынок является для России интересным в качестве рынка сбыта автомобилей и для будущего расширения железнодорожных магистралей с целью увеличения товарооборота. И если сейчас Россия использует в качестве транзитной территорию Монголии, то ей легче будет выйти на этот рынок с другими товарами. «Такое сотрудничество дает сильный сигнал на долгосрочную перспективу тесных партнерских отношений, где вопрос газовой трубы может быть как никогда актуальным для Монголии», – отметил аналитик FIBO Group.
Однако нельзя забывать о том, что Россия в вопросе поставок газа в Китай может обойтись и без посредников. У РФ и КНР есть собственные протяженные границы. Более того, крупнейший газовый проект между этими странами предполагает строительство газопроводов в КНР по территории Дальнего Востока и Западной Сибири. В этом случае поставку российского газа в западные провинции Китая возможно будет осуществлять по внутрикитайской трубопроводной системе.
Как мы упоминали выше, «Газпром» и CNPC в мае заключили 30-летний контракт на поставку в Китай до 38 млрд куб. м газа в год восточным маршрутом по газопроводу «Сила Сибири» из Иркутской области и Якутии через Благовещенск. Переговоры шли 10 лет, и сначала Россия предлагала Китаю два маршрута поставок одновременно – восточный по «Силе Сибири» и западный по газопроводу «Алтай» с Ямала. Этот газопровод должен был выйти в Китай в районе узкой российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией. Но за время переговоров Китай сумел удовлетворить спрос на газ на западе страны за счет среднеазиатского газа и предложил «Газпрому» сначала договориться о поставах по восточному маршруту в дефицитные регионы. В 2006 году «Газпром» оценивал строительство «Алтая» в 363 млрд рублей, а «Сила Сибири» (тогда Якутия – Хабаровск – Владивосток) в конце 2011 года оценивалась в 333 млрд рублей, а сейчас уже в 770 млрд рублей. Возможно, эти затраты оценят как слишком высокие и тогда у Казахстана появится реальная возможность получить российский газ для транспортировки в Китай.
В конце апреля Узакбай Карабалин, замминистра энергетики РК, предложил территорию Казахстана в качестве транзитной страны для поставок российского газа в КНР. Газопровод предлагается проложить через Астану и выйти в районе Хоргоса или же Алашанькоу на Китай. Представитель «Газпрома» подтвердил, что эта идея обсуждалась, но она находится в «зачаточном состоянии». При этом в первых числах сентября в Якутске был сварен первый стык «Силы Сибири». Российский «Газпром», по информации «Радио «Свобода», 1 сентября приступил к строительству магистрального газопровода «Сила Сибири», предназначенного для поставок сырья в основном на китайский рынок.
Оценить, сколько именно дивидендов может получить Казахстан от транспортировки российского газа в Китай, эксперты пока не решаются. Однако Богдан Заруцкий не думает, что могут возникнуть серьезные потери для Казахстана из-за отсутствия транзита российского газа в Поднебесную. По оценке эксперта, РК следует искать другие рынки сбыта природного газа, где Китай как раз в центре внимания. «Известно, что Казахстан может экспортировать природный газ с Карачаганака в южный регион страны в следующем году», – говорит он. По информации эксперта, планируется реализовать экспортную стоимость казахстанского газа в Китай за не менее $300 за 1 тыс. кубометров, в то время как экспорт в Россию составляет $200 за 1 тыс. кубометров.
Фото: kapital.kz
В сюжете: газГазпромгазопровод в Китай