О дрыщах-всезнайках и «Мистере Олимпия» от буддизма
Автор АРД и блогер, буддист из Беларуси, Глеб Шутов проанализировал градацию веры у европейских буддистов – по аналогии с посетителями тренажерного зала.
Говорили недавно о вере в буддизме. Можно, конечно, начать цитировать сутры и шастры, но это может сделать любой – достаточно погуглить. Тут я поделюсь результатами наблюдений как за собой, так и за "коллегами". Для пущей доступности буду приводить аналогии из тренажерного зала. На мой взгляд, в буддийской среде встречаются такие виды веры:
1. Детская вера.
Характерна в основном для начинающих. Вера в то, что, без накопления заслуг и мудрости, завтра начнешь летать, а через месяц – просветлишься. На этом уровне человек переоценивает свои силы и поэтому часто, что называется, "садится не в свои сани", то есть пытается практиковать те методы, к которым он пока не готов или которые ему не подходят по уровню его способностей – к примеру, способности уровня шравакаяны, а человеку подавай Дзогчен.
Аналогия из тренажерного зала: "подснежники", которые приходят в зал весной, надеясь за два-три месяца "подкачаться" или же сбросить с десяток килограмм жира. Ребята хватаются за те веса, которые им рано поднимать, делают упражнения из арсенала про-атлетов, "забивая" на "базу".
2. Книжная вера.
Часто этот этап следует за этапом детской веры. Буддист, видя, что летать не научился, думает, что ему мало знаний. Тогда он садится за книжки. Такой человек может собирать огромную библиотеку, может участвовать в схоластических онлайн-баталиях. "Книжник" думает, что прочитав еще одну сотню редких книг по Дхарме он будет еще больше превосходить в познании менее ученых собратьев. О своей учености и начитанности он никогда не забывает собратьям напоминать, за что ими тайно или явно нелюбим.
Правда. практиковать он забывает – "зачем тратить часы на медитацию, если можно прочитать еще одну книжку по медитации, а потом на форуме с видом пандита сыпать цитатами из этого трактата, обретая вожделенные лайки"?
Аналогия из тренажерного зала: "дрыщ-всезнайка". Этот субтильный молодой или не молодой человек с руками по 30 см. укажет стокилограммовому дядьке на кучу ошибок при его жиме лежа в 150 кг. Другим новичкам он будет вещать про типы мышечных волокон, "углеводное окно", продвинутые методики циклирования нагрузок и суперсекретные пищевые добавки. В худшем случае – будет продавать "фарш", сам при этом будучи тощим и говорить, что вот, мол, "откатил", но благодаря "фаршу" скоро потеснит с пьедестала Фила Хитта и Кая Грина.
Застать нашего "профессора бодибилдинга" за выполнением упражнений – задача не из легких, чаще всего он стоит возле других и поучает.
3. Обиженная вера.
3.1. Обиженная компенсированная вера. Не добившись быстрых результатов, поленившись читать книжки или разочаровавшись в получении репутации "ходячей Абхидхармы" человек может разочароваться и уйти в другую религию. В таком случае он будет яростно критиковать буддизм и говорить, что только в его новой религии – настоящая Истина. Впрочем, и в новой религии этап "детской веры" сменится этапом "книжности" или этапом веры обиженной.
Аналогия из тренажерного зала: разочаровавшись в "качалке", наш герой уходит заниматься "на турнички" - т.е. новомодным воркаутом, ну или единоборствами. Пребывая на стадии восторженного новичка всячески смеется над "неповоротливыми кочками" и говорит, что он такой хлесткий, резкий и т.д., что с "двойки" уронит любого "качка", ну или "воткнет прогибом", при этом сам герой пока еще не стоял ни раунда в спарринге или не освоил даже забегания на мосту.
3.2. Обиженная некомпенсированная вера. Случай буддийского атеизма. Человек не верит в то, что буддизм – это нечто большее, чем набор психотерапевтических кунштюков. Считает себя "буддийским агностиком", буддизм не считает религией, проповедует "нерелигиозный буддизм, очищенный от поповщины, ритуалов и мистики". На поверку этот "нерелигиозный буддизм" оказывается банальным аутотренингом, смешанным с психотерапией.
Аналогия из тренажерного зала: человек ходит в зал "для себя". Из года в год поднимает те же самые веса и делает те же самые упражнения, внешне он такой же, как и год, и два года назад. То есть некую спортивную форму посетитель зала поддерживает, за абонемент платит исправно, но не верит в то, что сможет набрать еще 10 кг мышечной массы или пожать лежа "сотку".
4. Взрослая вера.
Буддист изучил матчасть своей школы, трезво оценивает свои возможности и ту ситуацию, в которой ему приходится практиковать. На этом этапе у человека есть неопровержимые, объективные подтверждения того, что Дхарма все-таки работает. Есть знаки реализации практик. Они могут быть не такими, как описано в некоторых мануалах: незамерзающая вода в чашах, исчезновение вшей и блох и т.д., но знаки вполне каноничные.
Аналогия из тренажерного зала: по человеку уже заметно, что он занимается с отягощениями. Спортсмен понимает, что "Мистером Олимпия" ему не стать, но вот увеличить при натуральном тренинге руку с 40 до 45 см. он сможет, сможет и увеличить рабочие веса в упражнениях.