Пробуждение новой силы в Бурятии
С появлением в бурятской общественно-культурной риторике термина “Алан-гоа”, в республике образовывается новый бурятский субэтнос - Хори-туматы
Самым важным событием этого месяца в Бурятии безусловно является заявление Аламжи Сыренова о воздвижении монумента легендарной хори-туматской царице Алан-гоа, прародительнице золотого рода Борджигин и Барласов, откуда происходят Чингисхан и Тамерлан соответственно. Реакция на это заявление была мгновенной. Практически сразу инициативу поддержал глава Бурятии Вячеслав Наговицын. С приветствием откликнулся ставший уже брендом Монголии доктор филологии Аким-гуай, а также другие видные деятели Монголии, Калмыкии, Бурятии.
Это событие безусловно можно считать международным географически и символичным по содержанию. Символичным - потому, что с этого момента, возможно, будет меняться вся конструкция бурятской политики. В политическом контенте республики впервые появляется содержательная риторика и она является новым трендом в бурятской политике.
На закате почти векового западно-бурятского владычества все задаются вопросом: кто теперь будет управлять Бурятией? Некоторые считают, что будет хори-семейский формат, базирующийся на географической основе. Другие думают, что будет восстановлена прежняя советская модель на основе западных бурят, лидером которых может стать Вячеслав Мархаев. Есть и другие, маловероятные предположения. Мне представляется, что ни та, ни другая модели не уживутся в современной Бурятии. В краткосрочной перспективе эти сегодняшние политические конструкции исчезнут из политического лексикона и уйдут в историю.
Политика - это всегда баланс. В традиции российской политики региональный внутриэлитный баланс выдерживается, исходя из действующих сил влияния на местах: на Кавказе - это тэйпы, в Калмыкии и Бурятии - субэтнический формат. История бурятской политики ХХ века не отличалась доминированием моральных и идеологических ценностей над личной выгодой. Хотя ими прикрывались все и постоянно. Политика превратилась в функционерство и приспособленчество.
Теперь бессмысленно обсуждать так называемую бурятскую политику. Поскольку она не обладает содержанием. Вся политика складывается примитивно - в подковёрном пространстве. Известен тезис кардинала Ришелье по поводу отличия морали государства от морали людей: “Человек имеет бессмертную душу и будет отвечать на небесах, а государство смертно, и если его не спасти сегодня, то завтра его не будет”. В этом есть важный принцип политики. Политики должны балансировать между двумя этими понятиями. В республике все понимают, что нужны изменения, но ни у кого нет следующих рецептов: как сохранить народ, как развить регион и как избавиться от объектности в политике.
Вместе с тем мы живём в интересное время кризиса. Только во времена кризиса возможны радикальные общественные изменения. Попросту говоря, кризис сегодня - есть обнуление виртуальных “ценностей”. Сегодня обнуляются все механизмы присвоения благ: федеральный и региональный бюджеты сужаются, рентная система бизнеса разрушается и т.д. В общем, изобретённые обществом паразитические инструменты присвоения ресурсов вдруг перестают работать. Вроде как всегда дверь открывалась ключом, а сегодня пришел - не открывается! Одновременно с разрушением механизмов присвоения благ начинают сыпаться более серьёзные вещи: общественно-политические конструкции, исторические толкования, иногда даже политические теории.
Не случайно в период сильных кризисов появляются ряд мыслителей, которые сразу становятся очень влиятельными. Эти люди, как правило, занимаются демонтажом прежде существовавших правил. В глобальном общемировом формате такими были Маркс, Ленин, из современных мыслителей - Самуэль Хантингтон, Джозеф Най. Мысли этих людей становились инструментом для существенных социально-политических изменений.
У бурятского общества сквозь все эти моменты появляется надежда на исходящую сверху мощь, которая будет помогать достижению великолепия народа. В этой связи идея строительства монумента царице Алан-гоа является, как любил говорить Ленин, архиактуальной. В бурятском обществе впервые за несколько веков происходит этногенез.
С появлением Алан-гоа образовывается новый бурятский субэтнос - “Хори-туматы” - который вбирает в себя целые три бурятские этнические группы - хори-буряты, хонгодоры и шошолоки. В этом формате появляется концептуально новая и мощная общественно-политическая конструкция, которая будет задавать новый тренд в бурятской политике. Она независима географически и сильна идеологически. В этой модели присутствует связь с Востоком и глубокие, крепкие отношения с русской цивилизацией. Благодаря этому заданному вектору Бурятия действительно может стать “Восточными воротами России”.
Фото: АРД
В сюжете: Алан-гоахори-туматыпамятник Алан-гоаАламжи СыреновХорихонгодоры