Государственный "Bank of China": готова ли Монголия к официальной финансовой капитуляции?
Монгольский публицист считает отсутствие коррупции одной из самых главных причин прихода главного банка Китая. Готова ли Монголия к открытию филиалов Bank of China?
Все говорят, что бюджет, да и вся банковско-финансовая сфера Монголии, находятся в положении глубокого кризиса. В определённых кругах поговаривают о двух возможных вариантах в этом случае – программа “Стэнд бай” или “Банк оф Чайна”.
Хотя и кажется, что мы отказались от программы “Стэнд бай”, на самом деле без каких-либо договоров принимаем требования МВФ, и уже начали претворять их в свою финансовую политику. Схожую картину можно наблюдать в тех странах, которые как бы официально и не приняли программу “Стэнд бай”, но, боясь гнева ЕС, работали по их указаниям.
По правде говоря, программа “Стэнд бай” хотя и подходит для нашей страны, где финасовая дисциплина «на нуле» и царствует коррупция, но трудность в том, что мы можем ограничить себя в экономической свободе, которой мы добились, прилагая много усилий и времени.
Выбрать “Банк оф Чайна”? Конечно, можно. Хотя и опасно. А другого пути не видно. Нельзя оставить без внимания вопрос – какие подготовительные работы надо сделать в первую очередь, если и придётся открыть филилалы китайского банка? Конечно, надо будет обеспечить всякие технические требования. Но тут надо определить, что надо в первую очередь. Естественно, душевное возбуждение и острый спрос на деньги приводят к тому, что никакие советы не принимаются.
На некоторых сайтах проскочила информация, что 22-го сентября состоялся торжественный приём в честь 67-летия отрытия посольства КНР в Монголии, на котором присутствовали более 20 членов парламента, министров и вице-министров во главе с вице-спикером парламента Ц.Нямдоржем, главы диломатичексих представительств, аккредитованных в Монголии, а также преставители компаний с китайской инвестицией, всего около 400 человек.
На церемонии открытия посол КНР в Монголии Шин Хаймин сказал следующие слова: «Рост экономики Китая достиг 6,7 процента, и мы выполнили стоящую перед нами задачу. В дальнейшем КНР будет ещё больше процветать, и лепта, вносимая Китаем в мировое сообщество, будет ещё большей. КНР будет и в дальнейшем придерживаться политики мирного развития и принципа взаимовыгодности. Будем развивать проект “Один регион – одна дорога” и процветать со взаимным развитием».
Ему ответил вице-спикер парламента Ц.Нямдорж.
«Монголо-китайские отношения непрерывно углубляются и расширяются. В июле этого года Монголия успешно провела у себя форум “Азия-Европа” при особой поддержке с китайской стороны. Плодотворным был и визит премьер-министра Госсовета КНР Ли Кечяна в Монголию, во время которого были определены дальнейшие направления развития сотрудничества во всех сферах”, - сказал он.
Далее вице-спикер Ц.Нямдорж отметил, что новое правительство Монголии работает, прилагая большие усилия для активного претворения в жизнь договорённостей, достигнутых руководством двух стран, укрепления сотрудничество во всех областях, чтобы вывести развитие двусторонних отношений на новый уровень и т.д.
Напомним, что 25-го июля 2016 года “Банк оф Чайна” обратился к новым членам парламента с приглашением “приехать и дать совет”. За всем этим наверняка кроется желание китайского банка исполнить работу по открытию филиалов, за чем они и гнались на протяжении последних трёх лет.
Сегодня, когда положение становится всё более трудным, и не видится другого пути, почти становится ясным, что у нас нет другого выхода, кроме как принять их предложение. Тогда надо, как выше сказано, предварительно быть готовыми к этому. В первую очередь это касается Центрального банка Монголии.
Нам нужен настоящий Центральный банк. Оставим в стороне вопрос его отношений с правительством, внутренний распорядок, профессионализм и т.д. Самое главное, надо дать им понять, а если необходимо – и заключить твёрдый договор о том, что президент, парламент и правительство, эти три “верхушки” Совета национальной безопасности, будут в один голос твёрдо стоять против с коррупции.
Следующая подготовительная работа касается парламента страны. Конечно, трудно будет возложить ответственность на всех 76 членов парламента, поэтому этот вопрос адресован спикеру парламента. Он должен инициировать и разработать программу реформы Центрального банка. Главное – поднять репутацию, улучшить знания и навыки “инженеров” сферы экономики. В крайнем случае, они должны научиться работать за зарплату, выдаваемую государством.
Надо также разобраться с ситуацией, когда выходец из простой семьи работает в Центральном банке, то его подозревают, что он не чист на руку – а если работает другой, кто не вызывает подозрений, то, пренебрегая его знаниями и умениями, копаются в его биографии. Это приводит к тому, что из-за прошлого или настоящего одного из родителей человек теряет право работать. Вот такая практика играет на руку негативной политике за границей. Думаете, что в “Банк оф Чайна” не знают, дети каких родителей и на какие должности приходят в Центральный банк?
Говорят, что их берут на работу за хорошее знание иностранных языков и хорошее образование. Конечно, трудно без знания иностранного языка. Особенно китайцы, хотя и знают и анлийский и русский языки, научились работать, не показывая этого. Они боятся взяточничества, хотя и оплата у них такая же небольшая – и потихоньку завидуют монголам, умеющим брать взятки.
Также необходимо внести изменения в закон «О Центральном банке» – чтобы президент банка избирался на шестилетний срок, а не “подавая в отставку по собственному желанию” каждые четыре года, как бы подстраиваясь под очередные парламентские выборы.
Ещё один важный вопрос – это научиться принимать удар на себя. Как руководству Центрального банка, так и министерству финансов.
Может быть, они и смогут принять удар, но они так же научились с ловкостью уворачиваться от него и вешать всю вину на других. Всё чаще прикрываются падением цен на уголь, медь – «вешают» на соседей и весь мир. Разве не возмущает то, что там работает целая команда, которая не может всё это предвидеть?
Нельзя скрыть, что остается сожалеть о таких парламентских посткомитетах, как посткомитет государственного устройства и посткомитет по экономике. Дело в том, что должности председателей данных посткомитетов, имеющих особое влияние на вынесение решений, стоящие у власти партии раздают как вознаграждение. Они молчали, когда , нельзя было начинать с Банком развития, не решив организационные вопросы внутренней банковской сферы. Не они могут противиться проекту Закона о едином бюджете страны. Это можно сравнить с перекрёстком, на котором не работают светофоры и нет регулировщика. Хотя их и называют главными регулирующими посткомитетами.
Истина в том, что на протяжении последних 20 лет они просто играли с налоговой политикой, распугивая инвесторов. И вправду – не найти такого парламента, который бы не занимался законами, касающимися налогов.
Когда теперь директора Банка развития – который запустили вопреки желанию большинства – проверяют правохранительные органы, желаю нам хорошо подготовиться к открытию филиалов “Банк оф Чайна”. Мы уже начали пожинать плоды того, что сделали место директора Банка развития – вознаграждением. Вдобавок к этому, мы поручили ему вместить 3 литра воды в сосуд вместимостью 1 литр. Атлета, которого готовили для дистанции в 60 метров, проверили на 100 метрах, недооценив свои силы и возможности, слишком поторопились, чем совершили слишком много ошибок.
Сегодня повторяются промахи и ошибки предыдущих лет, когда все силы были брошены на тушение пожара, устроенного политическими партиями и правительствами.