Кто такие харчины
АРД продолжает серию публикаций о монгольских народностях.
В провинции Ляонин или “Энх-Амгалан Кидан” есть два городских округа монголов. Один из них - Монголжин аймаг или Хуучин Зостын Чуулган Зүүн Түмэд, другой - Харчин Зүүн Хошуу. В провинции Ляонин живут 669 972 монголов, большинство из них харчин-монголы.
Харчин-монголы - это народ, проживающий возле Великой китайской стены недалеко от города Калган. Князья харчинов были уриянхайцы, но в течение несколько сотен лет жили на самой границе между монголами и китайцами.
Кроме того, харчин-монголы, хотя и в небольшом количестве, распространились по всей Монголии.
Во времена Империи Хубилай Хана Юань “харчины” получили свое название благодаря своему роду занятий. Их мужчины были табунщиками, а женщины – доярками табуна Хубилай Хана. Почти все животные в табуне были вороной масти или «хара», особенно кобылы. Поэтому этих людей и стали называть “харчин” или табунщики черных кобыл. Слово “хар” означает “черный”, а “- ч” или “-чин” это суффикс монгольского языка, используемый для обозначения профессий.
Так, киданей часто называют кара (хара)-киданями, они также относятся к потомкам киданей династии Ляо, состоящей из киданей-аборигенов.
Сам Хубилай Хан любил пить айраг “кумыс”, приготовленный именно из молока вороной кобылы. Такой айраг считался очень вкусным, полезным и обладающим лечебными свойствами, кроме того, у этого айрага очень приятный аромат. До сих пор монголы любят такой кумыс.
Племя Харчин во времена Империи Юань проживало на территории современного Ховд аймака Монголии, а в конце XVI века перекочевало на юг Гоби обосновалось позади Сюаньфу, на юго-запади реки Шанд и присоединилось к племени Юншээбү түмэн.
Племя харчинов состоит из трех частей, то есть родов. Дети, принцы, внуки и тайджи ханов называютя шарнууд харчин; сыновья, внуки чиновников и министров – борнууд харчин, а слуги и простые люди из разных уголков Монгольской империи, в том числе и несколько поглощнных этнических групп, таких как чжурчжэни и китайцы-хань, называются харнууд харчин. Шарнууд харчины - предки зүүн түмэтов и харчинов, проживающих сегодня в провинции Ляонин.
Во время правления маньчжурцев, некоторые семьи харчинов по приказу императора Маньчжурии переселились от Чуулалт хаалгана до Улиастай (центр нынешнего Завхан аймака).
Сейчас большинство харчин-монголов живут в городе Тунляо (Автономный район Внутренняя Монголия (КНР). После Второй мировой войны на этих землях развернулась борьба между коммунистами и гоминьдановцами. Когда в 1949 году была образована Китайская народная республика и аймак вошёл в состав новообразованного Автономного района Внутренняя Монголия, то в аймак входило два уезда (Тунляо и Кайлу) и 5 хошунов (Джаруд, Харчин-Цзоичжунци, Харчин-Цзоихоуци, Хурэ и Найман). В Тунляо живут около 1 373 470 монголов, то есть 45,35% населения. Они – вторые по численности после ханьцев, которых насчитывается 1 548 721 чел. или 51,14% населения города.
В начале ХХ века в Народном освободительном движении Богдо-ханской Монголии от маньчжурских захватчиков активно участвовали от Внутренней Монголии харчины, цахары и баргуты.
Самым известным представителем харчин-монголов начала ХХ века был Шударгабаатар Бавуужав или Харчин-гүн Бавуужав (1875—10 августа 1916 гг.) военный и политический деятель периода Богдо-ханской Монголии, панмонголист.
Он родился в Восточно-Тумэтском хошуне Монголжин сейма Зост во Внутренней Монголии. Во время русско-японской войны служил в японской армии. В момент национальной революции во Внешней Монголии был местным чиновником; приехал в Нийслэл-Хурэ, где получил титул гүна, батора (Шударгабаатар — “прямодушный герой”) и был назначен одним из командующих монгольской армии. В 1913 году сыграл особую роль в боевых действиях в районе озера Долоннур.
Несмотря на то, что в следующем году основные силы были отозваны с китайской границы, Бавуужав, недовольный ходом трёхсторонних переговоров в Кяхте, остался на Шилин-Голе с сотней солдат. Он заявил о собственном намерении сражаться за единую Монголию, и призвал монгольскую делегацию выразить протест против оставления Внутренней Монголии во владении Китая. От китайского правительства Бавуужав потребовал ввести особое правление в регионе, в котором он находился, и освободить его от налогов. Получив отрицательный ответ, он начал вербовать сторонников и вскоре располагал армией уже из нескольких тысяч добровольцев. В ноябре 1914 года китайские войска под командрованием Ми Чэнбао разбили основные силы Бавуужава, а сам он укрылся в монастыре Егүзэр-хутагты Галсандаша.
Правительство Богдо-хана объявило, что случай Бавуужава — внутреннее дело Монголии, и призвало китайцев прекратить его преследование, однако чрезвычайный представитель Китайской республики в Нийслэл-Хүрээ Чэнь Лу, обвинив Бавуужава в нападениях на китайские войска, перекрытие торгового пути между Внутренней Монголией и Халхой и грабежах, а также намереваясь продемонстрировать силу Китая, настоял на продолжении операции. Китайцы перешли границу и разорили монастырь Егуузэр-хутухты, уничтожив тысячу его соратников и арестовав самого хутагту Галсандаша, однако Бавуужав успел скрытся. Первый министр Намнансүрэн и глава МИД Цэрэндорж выразили Чэнь Лу протест по этому поводу, призвав вывести войска из Монголии, освободить хутагту и компенсировать ущерб монастырю. Необходимость выполнения этих требований подтвердил и российский посол в Пекине В.И. Крупенский.
20 ноября китайцы остановили наступление, однако монгольское правительство взяло на себя обязательство сдать Бавуужава или выслать его из страны. К нему с просьбой распустить ополчение были отправлены Манлай-Баатар Дамдинсүрэн и глава ополчения Сэцэн-ханского аймака Доржцэрэн. Бавуужав выехал в Маньчжурию и вскоре скончался.
В последующие годы баргутское войско, собранное Бавуужавом, превратилось в отряды обыкновенных грабителей. В 1918 году они были ликвидированы Хатан-Баатаром Максаржавом; в этой операции отличился и командир пулемётной роты Сүхбаатар.