Новости Бурятии, Монголии и Калмыкии — Asia Russia Daily
Новости Статьи Персоны Буддизм Блоги Медиа
31 марта 2014 11285

За что бурятских невест ценят «иноземные» женихи? Часть 1

За что бурятских невест ценят «иноземные» женихи? Часть 1

Автор: Жанна Идымова

О судьбе дочерей Степи, строящих свое личное и семейное счастье среди представителей похожих, но все-таки других культур, рассуждает колумнист ARD Жанна Идымова.

Реклама

В прошлые годы бурятская пресса не раз указывала на определенный демографический «перекос» в составе населения республики. В частности, немалый резонанс, как правило, каждый раз влечет за собой статистика о «переизбытке женщин» относительно количества мужчин. А при недостаточном, по оценкам специалистов-демографов, приросте населения титульной нации Бурятии такое положение выглядит достаточно плачевным. Ещё бы! Многоженство у нас не принято. Столько женщин детородного возраста «без дела простаивает»! Казалось бы...


Гендерное равновесие кочевников как предпосылка

Вспомним, что бурят-монгольские женщины всегда были относительно самостоятельными (в сравнении с дочерьми других азиатских народов традиционно не менее патриархального уклада) в выборе спутников жизни. Скажем так, неофициально. Кроме того, равноправие полов диктовали условия военно-кочевой жизни в суровых климатических условиях. К примеру, имеющиеся сегодня документы указывают, что та же Яса Чингисхана прямо предписывает выполнять любую, даже самую грязную, работу вне зависимости от пола, если это необходимо в походных условиях.
В былые времена хозяин гэра годами мог пропадать, к примеру, на той же войне или в поиске новых пастбищ. Посему жён и матерей высоко ценили в обществе как хранительниц очага и мудрых советчиц, «прикрывающих тыл». А порой и в качестве соратниц в бою... Но дела давно минувших дней даже отчасти не объясняют «самодостаточность» нынешних буряток.
Это, скажем, лишь присказка с намеком на то, что «доброкачественность» наших невест складывалась веками. И вряд ли может быть причиной сегодняшней «неприкаянности» не самой худшей их части.

По доброй ли воле они становятся «независимыми»? Немалый вклад в раскрепощение российской восточной женщины внесла и во всем «цивилизованном мире» отшумевшая в прошедшие десятилетия феминизация. Насколько она сумела пошатнуть матримониальные основы в сознании буряток — вопрос довольно спорный. И является ли именно пренебрежение патриархальными устоями (да и есть ли таковое пренебрежение?) причиной всё прибывающего количества «непристроенных невест»?

Вскользь отметим и негативные демографические последствия Второй Мировой Войны для населения России. Ряд политологов указывает, что именно она до сих пор аукается «нации победителей», все народы в составе которой потеряли огромное количество мужчин. Сюда же можно отнести аналогичные потери и в «лихие 90-е», и утрату дееспособных мужчин вследствие массовой алкоголизации народа, начиная с гораздо раннего периода истории...

Возможно, дело действительно всего лишь в неумолимой статистике? По данным, озвученным в прессе в последнее пятилетие, «лишних женщин» в одном только Улан-Удэ около 40 тысяч... Но в чем бы ни была причина столь вопиющей демографической несправедливости, многие ли из них покоряются судьбе и согласны до седых волос сидеть в девках? Самостоятельным буряткам уже не привыкать самим устраивать свою судьбу.

И тут мы лишь можем констатировать, что довольно явная тенденция «оттока» бурятских невест за пределы республики сколь очевидна, столь и естественна... Наши девушки и женщины, хоть здесь и родились, но пригодились уже совсем в иных землях. Чаще всего они там счастливы. Как правило, их там ценят по достоинству...

«Достояние нации» на экспорт

Более того, похоже, есть тенденция, что вскоре бурятки и вовсе будут нарасхват! Почему именно? Вот лишь несколько историй и мнений — мужских и женских. На вопрос «что особенного и ценного находят в бурятках?» отвечают и те, кто уже замужем, и «счастливые обладатели» бурятских жен. А также претенденты на подобное сокровище.

Начнем с «ближнего круга» - земель, которые так же как и Бурятию, населяют потомки кочевников. Правда, так уж получилось, что здесь есть известная разница в религиозных традициях. Но препятствие ли это к семейному счастью для истинно мудрых женщин?

Бурятка в мусульманской семье Аюна, 38 лет, несколько лет назад вышла замуж в одну из южных республик СНГ, двое детей:

—Здесь интересуются Монголией, Чингисханом, и я со временем стала понимать, что знаю об этом только в пределах «официальной истории»... Здесь есть останки монгольских воинов, сохранилась географическая топонимика... Иногда всё же приходится слышать и не очень лестные высказывания о монголах... Например, о том, что мужчины пьют... Но я всегда говорю, что я монголка и стараюсь достойно представлять здесь свой народ. Однако мне, как женщине, всё же пришлось вначале привыкать в новой семье к тому, что понятие о чистоте в доме, например, у нас с ними разное! Вкратце сказать: мы привыкли - раз в неделю уборка, и раз в месяц – генеральная. У них – каждый день генеральная уборка! Помешаны на этом! Но при том, если в доме у них чистота, то на улице — очень грязно везде! Понятие экологичности отсутствует напрочь. А вообще семья здесь – «патриархальный рай»: женщины, в основном, дома сидят, детей воспитывают, мужей ждут. Иногда думаю, вот если бы в Бурятии мы могли позволить себе сидеть дома — были бы плодовитее! Нас тоже было бы много... Но, к сожалению, буряты уже живут по западным стандартам... Мы, буряты, даже свою землю толком заселить не можем. И замуж выйти за своих – тоже сейчас проблема... Чаще всего бурятские мужчины максимум, на что способны – гражданский брак. Но я так не хотела!

И время показало, что я сделала правильно. Мои подруги в Бурятии сделали карьеру, но мужчин не дождались. У меня есть дети. 35-40 летних женщин наших валом — без мужей и детей сидят. А мужчинам на словах вроде как не наплевать, а на деле – хамаугы. Здесь же мужчины выполняют свою природную функцию, женщины – свою. Мужчины здесь ответственно к семье относятся. Детей не бросают. Потому у них детей и много... И ещё здесь девушкам не дают выйти за чужих. Только свои – «договорные» браки.

У меня тут «битва» идет, чтобы я дома сидела и детей рожала. Уже под таким «соусом»: «теперь мы должны отдать долг бурятскому народу». А я уже и сомневаюсь, смогу ли? А муж говорит, следующего сына назовем в честь дедушки-бурята. Лишь бы родила! ...А каждое лето мы с детьми в Бурятию приезжаем - здесь жарко очень становится. Мужу моему и Монголия очень нравится...


«Благородный нацизм» и религиозная терпимость

Любопытно, что именно в тюркских странах, не смотря на преимущество в них ислама — бурятки и монголки сейчас очень популярны. Как ни странно, это можно назвать следствием активизации там национального движения и пантюркистской тенденции объединения и поиска опоры нации в «корнях». Выясняется, что почему-то некоторые «пантюркисты» считают необходимым привлечь на свою сторону и бурят-монгольские гены.

Полат, 39 лет, военный, Измир (Турция):

– Я хочу жениться на монголке. Разве бурятки не той же крови? Эти женщины — благородные потомки Волка, как и тюрки. Я бы относился к моей монгольской жене как к Госпоже — называл бы её Хатан. У моей матери были монгольские предки. И я люблю кумыс и конину. Я хочу «обновить кровь», взяв в жены наследницу рода Борте-Чино...
И всё же пока такого рода «нацизм» – скорее исключение, чем правило для «южан», обретших бурятскую жену. Возможно, причина любви мужей вовсе не в «голубой монгольской крови», а в близости культур? Или просто в умении именно этих женщин сохранить свое национальное и человеческое достоинство, оставаясь при этом преданными семейным ценностям?

Нарана, 40 лет, журналист, двое детей, Дагестан:

– Мы с мужем – из поколения последних советских детей, которые были когда-то октябрятами, пионерами и немножко комсомольцами. Его родители работали в партийной советской номенклатуре, и их дети воспитывались в атмосфере, где людей оценивали не по национальному или конфессиональному признаку, а по личностным качествам человека. После посещения Бурятии в первый раз муж отметил, что кавказцы и буряты по своим обычаям и традициям схожи друг с другом. Такое же почтительное отношение к старшим и к мужчинам своего рода, которое он встретил в моей семье, есть и у кавказских народов. Ему очень нравится слушать мои рассказы о том, как в детстве в меня хугшэн-эжы (бабушка) тапком «вбивала» почтительное отношение к своим младшим братьям, что, несомненно, меня очень расстраивало. Это уже потом, сформировавшись, я осознала мудрость подобных установок. Есть ли надобность говорить, что это ему нравится?

Меня поразило на Кавказе отношение к Матери - именно так, с большой буквы! Я вижу часто, как седовласые мужчины мгновенно становятся смиреннейшими мужчинами на свете, когда видят свою маму. Меня это восхищает. Этому отношению я учусь у них. Мне теперь кажется, что я недостаточно часто выражаю любовь к своей маме.

По поводу того, повезло ли ему, что его жена бурятка – однозначно ответить вряд ли получится. Потому что межнациональный, межконфессиональный брак - это скорее все-таки исключение, чем правило. В обыденной жизни нам это не мешает. Скорее, это мешает людям, которые впервые видят нас вместе, поскольку это необычно. Вопрос о моих национальных особенностях меня смутил. Очевидные, на мой взгляд — это расовые и межконфессиональные особенности. По поводу расовых отличий – нет никаких затруднений, скорее мужу это нравится.

Мысль Нараны продолжает 33-летняя Саяна, также очень образованная девушка, сумевшая сохранить свою религиозную идентичность замужем за кавказцем:

—Межконфессиональные отличия - это большая проблема сейчас, когда религиозный фактор в обыденной жизни стал играть главенствующую роль. Он мусульманин, я — буддистка. Как оказалось, в стране, где нет объединяющей духовной скрепы, люди заполняют этот вакуум религией. Смысл религиозных догматов каждый интерпретирует по-своему.

У подавляющего большинства последователей авраамических религий нет понимания о системе координат других мировых религий! Исходя из своей системы координат мусульмане считают буддистов многобожниками или безбожниками, а радикально настроенные люди навязывают свои установки весьма спорными методами.

Что касается отношения мужа к этому вопросу, то я бы выразилась так. Он хотел бы, чтобы я стала мусульманкой, но знает, что это невозможно, так как я верю в перерождение. Как здравомыслящий человек он относится с уважением к моим религиозным убеждениям.

Различия в быту? Я могу заметить, что буряты по своей степной или кочевой ментальности не склонны свой быт отягощать «помпезными» (это моя терминология) вещами или еще чем-то. Мой вкус склонен к минимализму, его вкус несет отпечаток его ментальности – он любит интерьеры ближе к классике, позолоте, обилию лепнины. Наш дом сейчас - причудливое смешение простого минимализма и очень сдержанной классики. Наш интерьер отражает смешение Востока и Запада, в сущности - отражает нас. Мой муж нашел изюминку и в этом... так как это потребовало от него минимальных затрат))) Он во мне видит прежде всего особь женского пола, потом - человека, и лишь где-то на периферии - бурятку. Я сама по себе человек эмоциональный, а он - сдержан.

Зачастую он мне говорит: будь буддисткой, придерживайся срединного пути в жизни, тогда как я с пеной у рта доказываю людям что-то свое. Частенько приводит в пример мою сестру, маму, их сдержанность, молчаливость, но я - увы, не такая... Он образованнейший человек и, конечно же, аргумент будь буддисткой он использует как последний призыв к моему разуму. Он внутри совсем не тот стереотип кавказца, который нам навязывают СМИ.

Справка

Об авторе: Когда-то, в конце 90-х, была почти абсолютная иллюзия «свободы слова». И было сильное желание «глаголом жечь сердца людей»... Азарт был! Вот тогда я и начинала свои журналистские опыты в печатных СМИ. И довольно успешно провела за этим занятием, странное дело — больше 10 лет... Почему странное? Возможно, потому что увлеченный и продолжительный «поиск себя» так и не стал профессией в полной мере... По разным причинам. Например, писать всегда хотелось только о том, что лично интересно и нравится... Фамилия, правда, у меня тогда была другая. Как впрочем, и жизнь — совсем иная. А теперь вот в Интернете можно почти всё. Но я здесь не поэтому. Интересны стали темы и подача их на этом вот самом портале. Надеюсь, читателей и зрителей АРД это влечет так же, как и меня... Тема культурно-исторического единства «триады Монголия-Бурятия-Калмыкия» всегда как-то мало была обсуждаема в нашей стране. По-моему, налицо этакий несправедливый дисбаланс. А хочется гармонии во всем. И сколько открытий еще впереди! Зову с собой. Тех, кто тоже жаждет узнать, насколько особенным может быть этот путь.

В сюжете: видеоблоги AsiaRussia.ru

Агрегатор новостей 24СМИ
Вконтакте
Facebook
Twitter

Похожие материалы

2 декабря 2014 2763

Булат Шагжин представляет: Почему мало пишут и читают на бурятском языке

Автор проекта - Булат Шагжин. Видеоблог "Буряад соёл" на АРД. Литературные встречи онлайн. Ещё одна беседа с Баиром Дугаровым.

15 ноября 2014 14592

Буряты угарают!

Гэр-2, отжиг за рулем и песенный фольклор четких бурятских пацанов. О категориях бурятского юмора во всём его своеобразии.

4 июля 2014 3541

Сирота из Внутренней Монголии заставил плакать Китай - известная всем монголам мира песня, посвящается Маме, которая уже на Небесах...

14 апреля 2014 8554

Наша Таня громко плачет - обозвали узкоглазой!

Колумнист ARD Лариса Харахинова размышляет о бытовом расизме.

Первая полоса

13 февраля 1076

Южная Корея будет инвестировать в российский Дальний Восток

Сегодня 1

Варварский ритуал. В Бурятии сожгли 5 верблюдов. ВИДЕО 18+

В Сети появился ролик под названием "Самый мистический обряд шаманов" о том, как в Ангарске провели массовый обряд с жертвоприношением верблюдов.

Блоги
Сегодня 372

Как выглядит Россия в глазах корейцев

Самые популярные заблуждения, с которыми россияне сталкиваются в Корее.

Реклама
Сегодня 161

Алексей Цыденов будет курировать в Госсовете России экологическую реабилитацию водных объектов

Глава Бурятии назначен руководителем подгруппы «Экологическая реабилитация водных объектов» Госсовета России.

Сегодня 206

Международная конференция по монголоведению прошла в Вашингтоне

Участники конференции ознакомились с редчайшими книгами и трудами, связанными с историей Монголии.

Реклама

Популярное

  • 15 февраля 2174

    "Действовал через АРД". Как, по мнению некоторых, Петр Носков удерживал власть

  • 15 февраля 1590

    42 неожиданных факта о Южной Корее

  • 15 февраля 1039

    Экс-депутат Народного Хурала занялся гламуром

  • Вчера 993

    "Средневековая" Корея на старых фотографиях

  • 14 февраля 927

    Почему Корея - это Корея?

  • 14 февраля 908

    Ученые рассказали о залежах нефти на Байкале

  • 14 февраля 874

    Южная Корея. От отсталой аграрной страны до мирового лидера в сфере ИКТ

  • 15 февраля 830

    Монгольское письмо стало доступным в киберпространстве

Сегодня 150

Сеул готов подтолкнуть Северную Корею к денуклеаризации

Мун Чжэ Ин призвал Дональда Трампа дать Южной Корее принять участие в мерах по стимулированию денуклеаризации Севера.

Статьи
Сегодня 170

Почему мост сломался?

Известный публицист Д.Жаргалсайхан об эффекте домино и о том, как кризис в политических партиях, которым следует быть мостом между государством и людьми, приводит к упадку в политике, экономике и обществе.

Сегодня 273

Сеул заявил о начале коммерческого использования 5G

Южная Корея станет первой страной в мире, которая в марте 2019 года начнет коммерческое использование мобильной связи пятого поколения.

Блоги
Сегодня 170

Фотоистория знаменитого парка Тапгол

Парк, возникший вокруг пагоды XV века, на протяжении многих лет преобразовывался, став популярной достопримечательностью Сеула.

Видео дня: Монголы поздравляют с Цагаан сар - праздником, который нас объединяет!

"Цагаан сар" - монгольская народная песня в исполнении очаровательной певицы Долгормаа. Счастья и радости в новом году!

Персоны
Сегодня 780

Агинские иркутяне или агинско-иркутский роман

Агинский журналист Юрий Мануев о земляках-иркутянах, связавших свою судьбу с Агинским Бурятским округом Забайкальского края.

Персоны
Вчера 531

Величайший корейский охотник на тигров - русский

Корея уже давно славится своими охотниками на тигров, но одним из величайших из них в истории Кореи был отнюдь не кореец.

Самое важное

Статьи
7 февраля 1946

Алан гоа, Тангун, береза, лебедь... Как связаны фундаментальные тотемы и главные персоналии корейцев и бурят

Об этнонимах хори и корейцев.

Статьи
6 февраля 3395

Исторический факт. Почему буряты и корейцы - тысячелетние братья

Кори и хори - общность бурятского и корейского языков исследователи отмечали давно.

Статьи
4 февраля 1583

Долина царей Монголии

АРД продолжает публиковать статьи исследователя Александра Клементьева об истории Великих ханов монгольской империи и о месте захоронения представителей сакральной династии.

31 января 2098

1200 монгольских электроавтобусов появятся на улицах Улан-Батора

Использование экологически чистого общественного транспорта позволит снизить уровень загрязнения воздуха в столице Монголии.

Наверх

2013 — 2019 © ARD: портал деловой информации
Свидетельство о регистрации СМИ ИА Эл. № ФС77-54407. Выдано Роскомнадзором 17.06.2013 г.
При цитировании и публикации материалов прямая активная ссылка на asiarussia.ru обязательна.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

  • Контакты
  • О проекте
  • Рекламодателям
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Разработка и поддержка сайта
Realist