Монголия может стать Эмиратами
Колумнист АРД Бато Очиров начинает цикл заметок о Монголии. Такой, какой он видит ее в своих деловых ( и не только) поездках. Монголия - это уже давно заграница для россиян, а жизнь в соседней стране меняется. И во многом - в лучшую сторону. Вероятно, поэтому многие буряты стали с любопытством поглядывать на Монголию. Может быть, исполняется предсказание великого бурятского пророка Барнашки - не зря же он когда-то сказал о том, что буряты должны однажды вернуться на землю Монголии. Впрочем, может... это просто естественная тяга к перемене мест.
Нередко бываю в Монголии, и в моих поездках самые разные мысли возникают при виде того, как меняется жизнь в степной стране. Первое, что приходит, когда ты проезжаешь пропускной пункт Кяхта - Алтан-Булаг, - необычайное ощущение свободы, потом чувствуешь силу огромной степи. Сэлэнгинский аймак, Дархан и, наконец, столица страны - Улан-Батор. Город переживает строительный бум. В каждый мой приезд обязательно что – то новое построено и начинают строиться другие объекты. Помню, что раньше подобное было в Агинском округе… Столица Монголии очень сильно изменилась в последние годы. Если раньше царила антисанитария, и над городом летали огромные стаи воронья, то нынче - центр чистый и респектабельный. Хотя, конечно, по окраинам прежняя картина. Цены на все низкие, и иногда думаешь: сколько же получают работники? В России за такую цену никто вообще не станет трудиться. А монголы работают спокойно. Монголы - вообще народ спокойный. В этом убеждаешься, когда стоишь в пробке, которые постоянно возникают на дорогах Улан-Батора. Спокойствие у монголов очевидно от номадийской культуры: кочевники никогда не знают, что будет завтра. Я сам себя ловлю на мысли, что к этому постепенно прихожу. Любой человек живет событийно, и невозможно точно просчитать следующий этап. Когда говорят, что миром управляют какие - то тайные силы, и все предопределено, то лучше не верить в это. В Монголию нужно ездить в “Ээж хада”: считается, что она обязательно дарует то, что ты просишь. Только просить нужно что-то наиболее важное… Монголия всегда как-то связана с Россией. Как суверенная страна МНР образовался благодаря Коминтерну Ленина. Если смотреть географию “завоеваний” Советского Союза, то он воссоздал территорию империи Чингисхана. Это были Восточная Европа, Китай, Северная Корея, Вьетнам, страны Ближнего Востока… Некогда тут царила жесткая рука Кремля. Посему к России монголы до сих пор относятся с неким уважением. Странно, что из Монголии ушли все российские информационные агентства при этом. Если с российскими массмедиа в степной стране не очень, то со строительством новых железных дорог явно начнется новый качественный виток российско - монгольских отношений. Слышал, что 26% акций на тендере выиграл фонд “Евразия Финанс” Кирсана Илюмжинова. А еще известно, что в Монголии постоянно проживает и ведет работу в этом же направлении наш земляк и бывший директор Бурятмясопрома и МОТОМа - Виталий Морозов. Он находится при этом в ранге советника президента ОАО РЖД Владимира Якунина. Строительство железной дороги - это все - таки фундаментальное,стратегическое направление и носит естественно политический характер. Уже несколько лет этот вопрос пока не двигается с мертвой точки - явно тут много вопросов и с той, и с другой стороны. Новая Монголия теперь ведет политику “третьего соседа”, сближаясь с западным миром и в то же время - не отдаляясь от двух своих “старших братьев”. С развалом СССР, страна оказалась один на один со своими проблемами, ведь экономически она была полностью привязана Советскому Союзу, ей нужно было находить выходы. Такую политику ведет любая политическая сила в стране. Многие годы у власти была Монгольская народно-революционная партия (Монглын Ардын Хувьсгалт Нам, МАХН) во главе с бывшим Президентом страны Намбрын Энхбаяром. После раскола этой самой крупной партии (аналог КПСС) в 2011 году на две части к власти пришла Демократическая партия (Ардчилсан Нам) во главе с нынешним Президентом страны Цахиагийн Элбэгдорж. Заметьте, что Энхбаяр является этническим бурятом, а Элбэгдорж – ойратом, то есть калмыком. Сейчас, когда Монголия находится на подъеме, многие буряты здесь работают, а кто-то уже переехал с семьей. И неплохо там устроился. Практически монополистами по поставке мороженного в Улан-Батор являются, к примеру, две компании. И обе они - из Бурятии. А один мой друг из Улан-Удэ выкупил один из четырех карьеров песчано-гравийной смеси рядом с Улан-Батором, узнав, что ПГС при строительстве - самый ликвидный товар. Ребята из Еравны построили завод по производству евроокон и собираются с этого года войти на внутренний рынок страны. В общем, работы в Монголии много, но многих наших бизнесменов смущает низкая прибыль. К примеру, при строительстве автомобильной дороги расценки уступают российским примерно в три раза. В ресторанном бизнесе такая же картина: поток посетителей большой, но цены на блюда невысокие, и это сказывается на общем прибытке. А еще известно, что большинство наших звезд шоу-бизнеса обучаются этому ремеслу в Монголии. Шоу - бизнес в стране очень развит. Несмотря на то, что население небольшое, монголы очень любят ходить на концерты. Да и сами обожают петь. Караоке там в каждом углу, и по вечерам невозможно найти свободных кабинок. Вообще, мне кажется, что у монголов большое будущее. С огромными запасами коксующегося бурого угля, меди, золота, месторождений нефти Монголия, как бы это смело не звучало, вполне может повторить… опыт тех же Объединенных Арабских Эмиратов, где, как мы знаем, самый высокий уровень жизни.