Ода бурятской балерине
18 января 2015 года на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета прошел спектакль «Лебединое озеро» - символ классического балета. Спектакль был необычен тем, что в нем дебютировала в партии Одетты и Одиллии народная артистка Республики Бурятия Вероника Миронова. Для меня этот спектакль был тоже важен, т.к. Вероника Миронова – моя однокурсница.
Меня волновало и радовало, что моя однокурсница поднимается на еще одну вершину балетного творчества. В состоянии, захваченном эмоциями, еще не посмотрев спектакль, я пообещала поделиться своим впечатлением с широкой аудиторией, а обещание нужно выполнять. Впрочем, я сама дебютирую в роли человека, который делится собственными впечатлениями с широкой аудиторией. Обычно я оставляла при себе свои впечатления, либо делилась с ближним окружением.
Позже меня стало пугать - смогу ли я испытать новые эмоциональные впечатления от балета, который видела не один раз, либретто которого мне известно с глубокого детства? Я видела «Лебединое озеро» в различных постановках и исполнениях, даже сама выходила на сцену в испанском танце «Лебединого озера» и знала хореографию балета изнутри. «Лебединое озеро» наиболее популярный балет, именно этот факт сделал его символом балетного академического искусства.
Первая постановка балета в версии Юлиуса Венцеля Рейзингера состоялась 20 февраля (4 марта по ст. ст.) 1877 года в Большом театре. Спектакль в версии Мариуса Петипа - Льва Иванова, премьера которого состоялась 15 января 1895 года в Мариинском театре, стал классическим, лег в основу большинства последующих версий балета. На сцене нашего театра в разные годы спектакль имел разные интерпретации. Свободный пересмотр либретто и столь же свободная перекомпоновка партитуры с пополнением её фрагментами небалетной музыки П.И. Чайковского прочно вошли в театральный обиход мировой сцены. Спектакль «Лебединое озеро» не сходит с театральных сцен 138 лет.
Огромная популярность балета привела еще и к тому, что «Лебединое озеро» стало символом ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению), путча 18-21 августа 1991 года, тогда с телеэфира были сняты все передачи и по телевизору показывали только «Лебединое озеро». Популярность балета вдохновила представителей других направлений искусства на творческие интерпретации. На основе балета был снят фильм «Лебединое озеро» (аниме) 1981 года, диснеевский мультипликационный фильм «Принцесса-лебедь» 1994 года, который имеет 4 сиквела. В Китае поставлено акробатическое шоу «Лебединое озеро» на музыку П.И. Чайковского. В 2010 году на экраны вышел психологический триллер «Черный лебедь» в главной роли с Натали Портман, повествующий о внутренней борьбе с самим собой на пути к совершенству. Партия Одетты - Одиллии представляет собой пик красоты и сложности в балетном искусстве, она требует безупречного владения всеми элементами, составляющими искусство классического танца. Партия очень трудна не только в техническом отношении, но и просто физически.
Балерине необходимо достичь высшей ступени виртуозности в технике танца, когда само исполнение его становится легким, непринужденным, свободным, когда балерина, подчинившая себе технику, может сосредоточиться на создании образа. Эта сложная партия требует не только технически совершенного исполнения, но и глубокой драматической выразительности: зачарованная, трогательная и поэтическая девушка - то лебедь, то человек - Одетта первого акта; коварная, обольстительная соблазнительница Одиллия, лишь внешний двойник Одетты; наконец, Одетта, познавшая страдание. Самим П.И. Чайковским в балет вложена беспокоящая его тема о двойственности человеческой души, сочетания темного и светлого в одном облике. Партию Одетты-Одиллии танцевали выдающиеся балерины: …Анна Павлова, Марина Семенова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Лариса Сахьянова, Ульяна Лопаткина, Сильвия Гилем… Список расширяется в обе стороны, стремясь в бесконечность, что неудивительно для столь длительной жизни балета.
Раскрывая глубины гениальной партитуры и хореографии, артисты раскрыли свои таланты, достигнув величия. Имея столь глубокую историю, балет становится испытанием для исполнителей - трудно даже просто соответствовать величию произведения, еще труднее раскрыть что-то новое. И причины моего беспокойства получить новые впечатления от балета понятны, я считала себя достаточно искушенным зрителем.
Мое беспокойство оказалось беспочвенным. Оказалось, я очень давно не была в нашем театре оперы и балета. Я давно не смотрела живые спектакли, ведь при записи спектакль теряет часть своей магии. Я давно не слушала живое исполнение оркестром музыки Чайковского. Артистам театра, оркестру, Вячеславу Намжилону (Ротбарт – злой гений) и дуэту Вероники Мироновой и Булыта Раднаева (принц Зигфрид) в повествовании истории идеальной, возвышенной любви, невольного предательства, раскаяния, прощения, противоборства злым силам и победы над ними затронули и расшевелили мою душу.
В какой-то момент действия я забыла о собственной искушенности, отключилась от некоторых возникавших погрешностей, я перестала следить за техникой танца, я превратилась в обычного зрителя проникнувшегося сочувствием и сопереживанием. После этого сенсорного опыта мне показалось, что артисты нашего времени незаслуженно обделены вниманием. Часто слышны сожаления о былом величии нашего театра оперы и балета. На сегодняшний день, находясь далеко от театральной жизни, вне театральной среды, считаю невозможным судить о процессах, которые происходят в театральном мире. Однако, при посещении спектакля «Лебединое озеро» я увидела в артистах профессионалов, любящих свое дело, раскрывающих себя, свой талант, на мой взгляд, в более суровых условиях, чем их великие предшественники. Бытует мнение, что Совершенства и Величия люди достигают либо после завершения карьеры, либо после смерти, а такого никому не желают.
Я помню Веронику Миронову маленькой девочкой, которая будучи ребенком, глубоко стремилась прочувствовать музыку, проникнуть в суть хореографии небольших номеров репертуара хореографического училища. Я запомнила ее такой потому, что меня даже тогда поражали ее размышления о том, как нужно танцевать один из номеров, с которым ей предстояло выйти на сцену. С тех пор прошло много времени, Вероника Миронова теперь народная артистка республики Бурятия, и после дебюта в «Лебедином озере» она поднялась на еще одну вершину собственного творчества, на которой теперь необходимо освоиться.
Я желаю тебе, Вероника, чтобы твоя Одетта и Одиллия раскрылись новыми гранями и украсились новыми красками, которые ты найдешь в своей душе.