"Левиафан", китайский маленький человек или нелегко войти в мир дьявола
Автор АРД и блогер Глеб Шутов сравнивает героя "Левиафана" с китайским маленьким человеком.
Корень демонов - наш собственный ум"
Мачик Лабдрон
"Если мысль о демонах
Никогда не возникает в твоем уме –
Ты можешь не бояться этих полчищ демонов вокруг тебя"
Песня пяти демониц йогину Миларепе
Не соглашусь с теми, кто называет "Левиафана" Андрея Звягинцева фильмом антироссийским на том основании, что режиссер выставляет напоказ проблемы коррупции и пьянства. Ведь тогда надо назвать антироссийскими и книги таких писателей как Салтыков-Щедрин, Чехов, Достоевский, Лесков. Также не соглашусь с теми кто называет фильм антирелигиозным-например, образ аморального московского адвоката Дмитрия, который дважды в ответ на вопрос о своей вере, говорит, что не верит ни во что кроме фактов, имхо, мог бы стать одним из удачных элементов антиатеистической пропаганды. Смысл фильма, как я понимаю, не в том, чтобы показать зрителю "как плохо и безысходно жить в России", а в чем-то большем, в том, что лежит за рамками границ государств.
Неворошиловский стрелок Николай
На первый взгляд, картина Андрея Звягинцева напоминает фильм "Прикосновение греха" китайского режиссера Цзя Чжанкэ: и там, и там, мы видим казалось бы вечную тему конфликта "маленького человека" с неким "мини-Сердюковым", чиновником, совмещающим в одном лице должность мэра и "смотрящего" по городу. Но, если шахтер Дахай, китайский "маленький человек", идет, как он выражается, "охотиться на зверей" и расстреливает из охотничьего ружья представителей местной власти,
то герои Звягинцева тоже стреляют...в портреты бывших руководителей страны. "Маленький человек" надсмехающийся над былыми властителями, в силу этого становится еще меньше.
Конфликт главного героя с окружающим миром в фильме Звягинцева выходит за рамки лубочного образа "маленького человека и борца за справедливость против произвола власть имущих" а-ля "Ворошиловский стрелок" Говорухина.
Оказывается, что "плохой"- не только "мэр в законе", но и лучшей друг и боевой товарищ Николая Дмитрий, и вторая жена Николая Лилия, и сын Николая Роман, и соседи, да и сам Николай, в общем, далеко не ангел.
Три шага от Левифана
Наверное, внутренний мир Николая можно было бы описать словами песни Виктора Цоя: "и я чувствую, закрывая глаза, весь мир идет на меня войной". В этом противостоянии героя с судьбой есть что-то от античных трагических образов, например, Эдипа. Но действительно ли можно провести водораздел между "мной" и враждебным. хмурым и холодным, как Баренцево море, миром? Можно ли сказать, что Звягинцев перерассказал историю библейского Иова, ведь не зря скелет кита на морском берегу часто появляется в "Левиафане"?
Сам Звягинцев сказал так:
"... мы в непосредственной близости к Богу. Т.е. не в нашем тварном состоянии и в этом мировом зле пребывая, находимся в непосредственной близости – мы должны прорваться через это, потому что мы действительно близки, а не в такой трансцендентной дали один от другого – я имею в виду человек и Бог – который нам предлагает та или иная конфессия, или утверждение, создавая неимоверную дистанцию между Богом и человеком."
Если говорить о параллелях, то, после этого интервью, хочется сравнить "Левиафана" с "Антихристом" Ларса фон Триера. "Левиафан" показывает нам, что в каждом есть бог, "Антихрист" фон Триера показывает, что в каждом есть дьявол.
Такое осознание- первый шаг. Второй шаг- осознать, что в нас есть и бог, и дьявол, которые не спорят друг с другом как в книге Иова, а являются двумя лицами нашей природы, как орел и решка монеты. В связи с этим хочется привести фрагмент из Нобелевской речи Ясунари Кавабаты:
"Храм Дайтокудзи в Мурасакино, в Киото, и теперь излюбленное место чайных церемоний. Какэмоно, что висят в нише чайной комнаты, – образцы каллиграфии Иккю, привлекают сюда посетителей. У меня тоже есть два образца.
На одном надпись: «Легко войти в мир Будды, нелегко войти в мир дьявола». Эти слова меня преследуют. Я их тоже нередко надписываю. Эти слова можно понимать по-разному.
Пожалуй, их смысл безграничен. Но когда вслед за словами: «Легко войти в мир Будды» – читаю: «нелегко войти в мир дьявола», Иккю входит в мою душу своей дзэнской сущностью. В конечном счете и для людей искусства, ищущих истину, добро и красоту, желание, скрытое в словах «нелегко войти в мир дьявола», в страхе ли, в молитвах, в скрытой или явной форме, но присутствуют неизбежно, как судьба. Без «мира дьявола» нет «мира Будды». Войти в «мир дьявола» труднее. Слабым духом это не под силу."
Третий шаг- осознание того, что и бог, и дьявол- это всего лишь продукт нашего ума, который влияет на нашу жизнь ровно настолько, насколько мы верим в их независимое существование.
Тяжело сделать третий шаг, но, пока он еще не сделан, надо не только "ставить богу свечку", но и не забывать кормить своего Левиафана.
Источник: ЖЖ Глеба Шутова
В сюжете: Левиафанмаленький человек