"Рэкетир - 2" - это "Рэкетир" для девочек*
Казахстанский блогер о сиквеле знаменитого "Рэкетира".
Выходящий на этой неделе сиквел культовой криминальный драмы "Рэкетир" в масштабах отечественного кино – не просто художественный фильм. Это явление, которое должно ответить на многие вопросы. Например, какова максимальная сумма, которую может собрать казахстанский фильм в прокате? Ведь мало кто сомневается, что "Рэкетир 2" будет хитом, который побьет рекорд, поставленный предыдущей картиной Акана Сатаева "Жаужурек Мын бала". Или насколько перспективно плодить сиквелы в казахстанском кино? Опять же, сиквелов у нас было раз-два и обчелся, ведь отечественное кино все больше мыслит гигантскими формами и понятиями, такими как киноэпопея. Каковы максимальные территориальные и кассовые перспективы казахстанского фильма в международном прокате? Ведь у нас каждый второй продюсер при запуске проекта бравурно сообщает о том, что хочет выпустить свое детище на территории соседних стран и все это заканчивается, максимум, прокатом в Кыргызстане.
На все эти масштабные и в какой-то мере судьбоносные для казахстанского кинематографа вопросы фильм ответит через определенное время. Должно пройти как минимум две недели проката. Но есть ряд вопросов, на которые можно ответить сейчас, главный из которых – а нужно ли Казахстану кино с названием "Рэкетир 2" в 2015 году?
Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, чем был первый "Рэкетир". А был он, по факту, большой авантюрой под названием "продюсерское кино в Казахстане". Дебютант Сатаев в последний момент запрыгнул в уходящий поезд моды на романтику бандитских 90-х и сделал не столько кино, сколько эпитафию по короткой, но лихой эпохе.
Но самое главное, что "Рэкетир" был фильмом для пацанов, в отличие от "Рэкетира 2". Осознанно или нет, но Акан Сатаев создал свой первый фильм, который в большей степени зацепит женскую аудиторию, нежели мужскую. Не случайно, что в открывающей фильм сцене мы знакомимся не с главным героем, а с главной героиней фильма Альбиной в исполнении Аружан Джазильбековой. И по ходу картины именно ее линия окажется наиболее проработанной, честной, интересной и доступной зрителю.
Дальше идет завязка. Зритель узнает, что с момента гибели Руслана прошло десять лет, и его повзрослевший братишка Була ищет способы отомстить убийцам. Саян – главный герой первого фильма - здесь выступает чеховским ружьем, которое обязано выстрелить в конце.
На благородном пути мести Булу поддерживают верные друзья Туча и Саня, а целью становится отец Альбины – бизнесмен Жан, заказавший убийство Руслана.
Итак, почему же "Рэкетир 2" больше ориентирован на женскую аудиторию? Если вспомнить первую картину, то в ней персонаж Асель Сагатовой был вспомогательным. Законы коммерческого кино диктовали, что нужна любовная линия - и она появилась. Во втором же "Рэкетире" женский образ - не просто не вспомогательный, а фактически основной. Героиня Аружан Джазильбековой - один из центральных элементов всей истории, отличающийся от остальных крепким внутренним стержнем, внятной мотивацией поступков и слов и, в конце концов, понятными человеческими проблемами. Стоит отметить, что Джазильбекова с поставленной задачей справилась, если не брать в расчет пару сцен, где актрисе немного не хватило актерского опыта.
На ее фоне довольно слабо смотрится Дастен Шакиров, сыгравший роль Булы. Перед молодым актером была поставлена нелегкая задача – стать локомотивом во всей истории. Увы, Шакирову не хватило ни мастерства, ни таланта перетащить зрительское внимание на своего героя. Да и сам персонаж еще на стадии сценария был прописан слабее, чем того хотелось бы.
Вообще, самое крутое в "Рэкетире 2" - это отсутствие рэкетиров как таковых. Булат и его друзья – грабители, члены ОПГ, районовские пацаны. В общем, кто угодно, но не рэкетиры. Кроме того, возвращаясь к теме женской аудитории картины, здесь довольно интересные кастинговые решения.
Если, опять же, вспомнить первого "Рэкетира", то там центральными персонажами были взрослые мужики с суровыми лицами, широкими плечами в неизменных кожаных куртках при любой погоде. И даже не стоит пытаться сравнивать Саята Исембаева и Мурата Бисенбина с Дастеном Шакировым, Максимом Акбаровым (Саня) и Аяном Отепбергеном (Туча). Гипотетически, если Булу и его друзей переодеть, то из них бы получился отличный бойз-бэнд, покоряющий сердца девочек-подростков не с киноэкранов, а со сцены концертных залов.
За брутальность же в картине отвечает Азамат Сатыбалды, исполнивший роль эдакого современного самурая по имени Касым. Надо отдать должное актеру, который не только блестяще справился с ролью, но еще и стал самой сильной и профессиональной составляющей всего актерского ансамбля.
Чего не скажешь о перекочевавших героях первого фильма. Асель Сагатова просто присутствовала в кадре в качестве приглашенной звезды, никак не влияя на сюжет, Саят Исембаев не столько играл, сколько произносил текст, но хуже всех смотрелся Жан Байжанбаев в роли пародии на собственного героя из первого фильма.
Вообще, с актерским составом здесь интересная штука получается. Ровно половина актеров в нем смотрится слабо, но это полностью компенсирует вторая половина. Шакиров слабо смотрится, но сильна Джазильбекова. Акбаров немного переигрывает, но это выравнивается благодаря Аяну Отепбергену, разочаровывает Исембаев, но Азамат Сатыбалды отыгрывает за двоих. Нельзя не отметить и отличного персонажа Маке в исполнении Фархада Абдраимова и талантливого юного актера Сануржана Сулейменова в эпизодической роли. Явно лишними здесь выглядят лишь Асель Сагатова и Жанар Дугалова.
Несмотря на все перечисленные недостатки фильма, "Рэкетир 2" - кино, которому хочется больше сказать "да", чем "нет". Это, пожалуй, самая многослойная картина в фильмографии Сатаева. В ней хватает экшна, есть харизматичные герои, захватывающий сюжет, неожиданные сюжетные твисты и шокирующий многих (хотя достаточно характерный для Сатаева) финал. Ну и, пожалуй, главное, что есть в картине – это крепкая режиссура Акана Сатаева, которая не только не дает истории развалиться на части, но очень аккуратно и продуманно настраивает зрителя на третью часть.
Единственное и главное "но", которое необходимо учесть перед просмотром "Рэкетира 2": времена рэкетиров прошли. Это знает зритель и это прекрасно знают режиссер и сценарист, поэтому не стоит ждать продолжения той самой истории в той же самой стилистике. Это совершенно новый продукт под новым брэндом. "Рэкетир" образца 2015 года - это уже не "Бригада" или "Бумер", а в большей степени актуализированные "Ромео и Джульетта", где темы семьи и любви важнее бандитских разборок.
P.S. Кстати, о брэндах. "Рэкетир 2" - это самый упакованный в плане продакт-плэйсмента фильм в истории отечественного кино. Едва ли кто-то в принципе сможет посчитать количество брэндов, засвеченных в фильме. Все можно понять, конечно, но когда в каждой второй сцене героям приходится что-нибудь есть и пить в новом кафе или ресторане – это прямо перебор…