Три клетки, ограничивающие нашу свободу
1. ПРИВЯЗАННОСТЬ ИЛИ ЛОЖНАЯ ЛЮБОВЬ
Идея непривязанности порой встречает некоторое недопонимание в современном обществе.
Если человек не испытываешь привязанности, это не означает, что у него нет сильных чувств,или - что человек не делит вещи на хорошие и плохие, или у него отсутствуют желания.
Желания и любовь можно разделить на два разных вида.
Первый - это когда кто-то действует по привычке, под воздействием своего омраченного ума. От этих эмоций утрачивается способность адекватного восприятия реальности. То, что человек видит в таком случае, это лишь проекция его ума. Получается, что степень негативных или позитивных качеств объекта желания преувеличена, например враг на все сто процентов отрицательный, хороших качеств у него как будто не имеется, и в результате возникает отвращение. Или если это объект любви, который скорее всего обладает какими-то положительными свойствами, но под воздействием эмоций он воспринимается положительным на все сто процентов. И тогда возникает очень сильное желание близости, обладания этой вещью. Будь то новый айфон или новый друг. Но ведь, на самом деле, объект желаний не является таким уж замечательным. Но под воздействие эмоций ум говорит, что этот объект самый лучший. Такие "любовь" и "ненависть", "отвращение" - результат привязанности, результат восприятия омраченного ума. От привязанностей такого рода желательно избавляться.
Второй вид любви - любовь непредвзятая. Любовь не только к своим друзьям, но и ко всем остальным. Они тоже люди, у них есть чувства, эмоции. Они тоже не хотят страдать, хотят быть счастливыми. Забота вне зависимости от того друг это или враг, знакомый или незнакомый человек - вот основа подлинного сострадания, основанного на адекватном восприятии действительности.
Наша обычная забота, которая распространяется только на наших близких и друзей, основана на предвзятости. Мы думаем так:он - мой друг. Наша ментальная проекция делает его полностью хорошим. А этот друг вполне может иметь недостатки, может быть плохим человеком. Но ослепленный привязанностью человек думает, что друг идеальный. А завтра вдруг можно случайно увидеть друга плохим. Результатом будет гнев, ссора. Поэтому нужно отличать привязанность от любви, стараться осознавать свои привязанности и избавляться от них. Желание и любовь, основанные на адекватном восприятии (непредвзятом), нужно приумножать.
Особенно плодотворно можно использовать для духовного роста времена кризисов. И экономических в том числе. Задумайтесь, знаете ли вы кого-нибудь, кто удовлетворен тем, что у него есть? С большинством людей это не так: они хотели бы иметь больше денег, лучше проводить отпуск, покупать больше вещей для своего дома и носить более привлекательную одежду. Некоторые становятся несчастными, когда не могут позволить себе то, чего хотят, и даже если у них это есть, они беспокоятся о том, чтобы оплатить счета к концу месяца. В течение дня наше внимание обычно устремлено вовне. Целый день мы желаем видеть красоту, слышать приятные новости и находиться рядом с приятными людьми.
Определенные фундаментальные заблуждения питают нашу привязанность. Они в том, что мы считаем, будто вещи, люди и взаимоотношения:
– идеальны;
– не меняются;
– это всё, чего мы можем достигнуть;
– могут принести нам долговременное счастье.
Именно во время экономических трудностей мы можем заметить, как мы привязаны к вещам или деньгам. Хотя мы уже понимаем, что они не приносят полной удовлетворенности.
Наша миссия заключена в работе над собственным сознанием, ведь духовная практика и заключается в изменении своего сознания. Изменение собственного сознания возвышает человека над материальными ценностями. Люди, к сожалению, устроены так, что им постоянно чего-то не хватает, чего-то мало: купил одну машину, нужна вторая, вторая не понравилась – надо третью. Все религии призывают человека выбирать некий серединный путь между крайностями.
Наше социалистическое прошлое сделало из нас безвольное стадо, рыскающее в поисках пастуха, а еще лучше волка, который будет тиранить и уничтожать нас. Связало нас ложными идеями и концепциями. Желаю, чтобы люди ничего не боялись и добивались своих целей. Только слабый человек боится всего. Желаю и вам быть свободными и сильными!
2. ГНЕВ, ЗАВИСТЬ И НЕНУЖНЫЕ ЭМОЦИИ
Как контролировать свое восприятие и откуда у нас возникает гнев?
Спонтанный гнев может возникнуть, когда кто-то говорит нам о наших ошибках, и мы испытываем неприятные болезненные ощущения. Хотя если мы услышим эти же слова в адрес другого человека, то уже не почувствуем этой боли.
Мы часто сердимся, когда случается то, чего нам не хочется. Но какой толк от этого гнева? Если можешь изменить ситуацию, так вперед, делай это. Нет никакой нужды гневаться, а также завидовать другим. Полезно думать так, сталкиваясь с экономическими проблемами и социальной несправедливостью.
Получается, что наша зависть не дает нам достичь счастья. Иногда наша зависть так сильна, что мы даже не можем заснуть ночью или сосредоточиться на работе. Зависть толкает нас говорить или делать то, что разрушает чужое благополучие и счастье. Она делает нас подлыми и нечестными. Средство против этого — взглянуть на ситуацию с более открытым разумом, принимая во внимание не только свои, но и чужие счастье, выгоду и утраты.
Когда кому-то другому достается что-то хорошее, то почему бы не порадоваться? Мы часто говорим, что как было бы замечательно, если бы другие были счастливы. Теперь же один человек счастлив, даже без нашей помощи, так почему же искренне не порадоваться за него! Нет смысла становиться несчастными из-за зависти или других беспокоящих эмоций.
Отсюда следует вопрос: «Как же узнавать ненужные эмоции?».
Чтобы распознать беспокоящие эмоции, когда они окольными путями проникают в наш ум, нужны внимательность и бдительное самонаблюдение. Как только мы решили действовать, говорить и думать с пользой, внимательность предохранит нас от отвлечения. Бдительное самонаблюдение позволяет нам осознать, что мы делаем, говорим и думаем, и, замечая беспокоящую эмоцию, извещает нас об опасности.
Есть хорошая поговорка:
Сидишь одиноко — следи за умом,
На людях — следи за словами.
Беспокоящие эмоции, такие, как гнев, зависть и самомнение, опираются на ошибочное основание, ложные проекции, а потому могут быть устранены. Положительные качества, такие, как терпение, любовь и сострадание, имеют прочную основу. Поэтому такие эмоции никогда не могут быть удалены из нашего потока мысли. Скорее, их необходимо развивать беспредельно.
Жизнь без проблем – это и есть покой. Состояние покоя, в котором беспокоящие эмоции, действия и порождаемые ими проблемы прекращаются, называется освобождением. Если же мы двинемся еще дальше и разовьем все свои достоинства, то достигнем состояния абсолютного счастья.
3. ЖЕЛАНИЕ СТРАДАТЬ ИЛИ С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ СЧАСТЬЕ?
Наша общая беда в том, что мы привыкли страдать и считаем это неизбежностью. Мы настолько привыкли жить с протянутой рукой, якобы должны довольствоваться мирным небом над головой, лишь бы не было войны. Дело в том, что мы никому ничего не должны. Мы сами вправе сделать себя счастливыми! У нас под носом убивают природу, высасывают из нашей собственной земли все полезные ископаемые и вместо них там со временем оказываются кладбища токсичных отходов. Устраивают целые облавы на редких животных, занесенных в Красную книгу. И мы считаем, что так и должно быть. Может, настало время изменить ход этих беспорядочных действий.
Причина страданий большинства людей кроется в чрезмерной озабоченности собой. То есть бессознательной привязанности этих людей к их «хрупкому» материальному миру. Почему «хрупкому»? Потому что материальный мир легко разрушаем. Все, что было рождено или создано, когда-то обязательно разрушиться. Материальные ценности это всего лишь иллюзии, которые с одной стороны делают человека материально обеспеченным, но с другой - отдаляют его от истинного счастья. Человек в погоне за собственным материальным благом забывает про ближнего, наступает на горло собственным принципам, а в результате такой человек не находит того что искал или сталкивается с разными препятствиями на своем пути. Если человек строит особняк, думая лишь о своём материальном благе и не учитывает при этом окружающую среду, экологию, интересы соседей, то он не найдёт счастья в этом доме. Самый большой враг человека – это человеческие страдания. Человек с привязанностями никогда не может быть абсолютно счастливым. Нужно расширять свой опыт за счет тех культур, которые смогли решить эти проблемы, построить общество, в котором есть благополучие и ценен каждый человек. Нужно стремиться к счастью вечному и внимательно исследовать пути к нему.
Как причина страданий может иметь отношение к счастью?
Дело в том, что причину страданий всегда можно отсечь. Когда у тебя отсекаются причины страданий, ты уже не страдаешь и постоянно пребываешь в счастье, не выходя из этого состояния. А отсутствие страдания – это уже есть счастье. Надо контролировать каждое сказанное слово, следить за ходом своих мыслей и действий. Поскольку мыслями и поступками настоящего мы закладываем фундамент на свое будущее и создаём тем самым причины либо счастья, либо несчастья. Нужно жить здесь и сейчас, если в данный момент, то есть сейчас, вы прибываете в состоянии спокойствия, умиротворения, гармонии, и счастья, то и в следующую минуту будет также и так далее. Все зависит от настоящего момента.
В любом страдании есть первопричина. Это неправильные действия на уровне сознания, физические действия и негативный языковой посыл. У человека может возникнуть множество неправильных эмоций – ненависть, ревность, зависть, привязанность. Почему неправильные, потому что эти эмоции нарушают внутренний покой человека.
Как же научиться удовлетворенности?
Так вот, привязанность закладывает основу для неудовлетворенности, ведь неважно, сколько радующих нас материальных объектов у нас есть, сколько денег мы зарабатываем. Нам всегда хочется большего и лучшего. Хорошие бизнесмены использует эту жадность и неудовлетворенность, и говорят нам, что мода прошлого года уже устарела, а прошлогодние новинки техники – первобытный век. Это постоянно выбивает опору из-под наших ног. Мы привязаны к идее, какими мы должны быть.
Наши амбициозные желания постепенно разрушают нашу удовлетворенность. Мы считаем, что нас не ценят, и мы должны занимать более высокие посты. Мы больше желаем быть любимыми, чем любить. Нам скорее хочется, чтобы другие нас понимали, чем самим понять их. Отсюда и душевные переживания, и тревога. Как следствие – портится здоровье, и наши волосы уже начинают седеть. Это, в свою очередь, также может вызывать у нас бурю гнева.
Эти душевные тревоги происходят от неведения и эгоизма, омрачающих разум. Мы можем развить уверенность в себе путем осознания своих скрытых возможностей и стать полноценной, удовлетворенной и любящей личностью. Затем мы будем стремиться к тому, чтобы усилить свои любовь, сострадание, щедрость, терпение, сосредоточенность и мудрость.
У каждого человека есть свои собственные критерии счастья. Сегодня для людей материальные ценности становятся более доступными. Если одних людей, стремящихся к материальным благам, может вполне удовлетворить и «осчастливить» поход в магазин или покупка новой машины. То есть и другая категория людей, которая воспринимает это, как несущественную данность и обычный порядок вещей. Вторая категория людей, о которых я говорю, будет уже стремиться к постижению более высоких истин в жизни. Желательно, чтобы каждый оценил и осознал свою миссию в этом мире и почувствовал себя полноценным человеком и жил в гармонии со своим внутренним «я».
Разве абсолютное счастье — это не скучно? Разве нам не нужно страдание, чтобы узнать, что такое счастье?
Нет. Скука есть проявление неведения и привязанности, а поскольку они были устранены при достижении освобождения, мы более не скучаем. Кроме того, мы уже испытывали страдание и не нуждаемся в его продолжении, чтобы понять, что такое счастье.
В состоянии счастья наш ум спокоен, сосредоточен и мудр. Люди, достигшие счастья, не заморожены и не бездеятельны. Они, наоборот, обладают огромными внутренними ресурсами и излучают чувства свободы и любви.
Мы живем в мире, где живут и другие люди. У всех есть проблемы и беспокоящие эмоции. У каждого есть одно глубоко укорененное желание быть только счастливым и избегать трудностей. Рассуждая взвешенно, мы увидим, что есть только один я, тогда как других — бессчетное число. Когда мы сравним счастье одного человека со счастьем всех, то озабоченность исключительно собственным благополучием не будет более казаться такой уж справедливой. Мы не можем следовать по духовному пути, стремясь лишь к собственному счастью. Мы должны помогать и другим обрести его.
Трудно помогать другим, когда наш ум пристрастен. Мы любим одних больше, чем других. Мы можем пожертвовать чем-то, чтобы помочь тем, кто нам нравится, но недобры к тем, кого не любим, считаем несносными. Пока мы воспринимаем и разделяем людей на друзей, врагов и незнакомцев и, соответственно, порождаем в отношении к ним привязанность, отвращение и вялое безразличие, нам будет трудно им помочь. Сначала мы должны испытать ко всем не делающие предпочтения любовь и сострадание.
Любить — значит желать другим счастья, а сострадать — желать им избавиться от страданий. Любовь и сострадание могут стать беспристрастными и распространиться на всех, если устранить привязанность к друзьям, ненависть к врагам и безразличие к незнакомцам. Когда мы осознаем доброту других и будем уважать их желание быть счастливыми и избегать проблем, наша любовь станет безграничной, безусловной. Если вам кажется сложным полюбить человека искренне, чем-то он вам не нравится, поблагодарите его за то, что он показывает вам, над чем вам еще нужно работать, что еще нужно научиться принимать во всех людях с любовью и благодарностью.
Я желаю вам ЛЮБВИ, МУДРОСТИ И ДУШЕВНОГО ПОКОЯ! Вас ждут великие дела! Дайте шанс себе, дайте шанс всем, кто казалось, бы уже не достоин! Все будет хорошо! Все трудности мы переживем, у тяжелого времени всегда есть один существенный плюс – оно когда-то заканчивается! Мы же, извлекая его уроки, становимся мудрее. Нет ничего сильнее ЛЮБВИ И МУДРОСТИ!