Балбар-лама и собака
Когда человек отказывается от своих страстей, усмиряет свое Я, он становится властелином самого себя. Своего я.
Будда Шакьямуни
Есть у бурятского народа свой лекарь тибетской медицины — Балбар лама — да еще какой лекарь! Всю жизнь он учился сложной науке врачевания. К тому же он — буддийский монах, бикшу или гелонг – принявший 253 обета, в том числе и обет безбрачия.
Когда красные комиссары нагрянули в Сибирь с репрессиями и стали арестовывать, ссылать и расстреливать священнослужителей и просто несогласных с ними людей, пришлось Балбар-ламе податься в соседний Китай. Там он продолжал лечить людей и соблюдал свои обеты в строгости.
Наступило время, когда и в Китае к власти пришли коммунисты, бежать стало некуда. Новая власть объявила все религии ложью, а их служителей – «врагами трудового народа».А все для того, чтобы простой народ верил в коммунистических вождей с той же силой и любовью, с которой раньше обращался к религии.
Построил Балбар-лама себе отдельный дом и стал в нем жить, проводя время в молитвах. Чтобы не привлекать к себе внимания, алтарь он спрятал, а молитвы и без того знал наизусть.
Как-то пришли к нему китайские коммунисты и потребовали доказать, что он не исповедует «враждебную религию».
- Почему это ты живешь один? Ты продолжаешь соблюдать обет безбрачия? – с ухмылкой спросил китайский коммунист.
- Нет. Хотел жениться, да лицом, наверное не вышел, ни одна местная девушка не хочет со мной жить, – отвечает Балбар-лама.
- Смотри, даем тебе срок – месяц, чтобы ты обзавелся семьей, иначе стоять тебе у стенки! – грозно предупредили его.
Задумался Балбар-лама. Принимая монашеский сан, он поклялся не обзаводиться семьей и служить всем людям одинаково, а не только интересам своей семьи, как неизбежно приходится поступать отцу семейства.
В раздумьях пошел он к своему родственнику, у которого было много детей.
- Скажи мне, брат! У тебя столько детворы, наверное, тяжело в это лютое время всех содержать?
- Да уж! Было у нас 70 коров, так всех коммунисты отобрали. Сказали, что живу богаче других, а беднякам есть нечего. А сами наверняка армии мою скотину скормили.
Оставили нам самую негодную корову, а она даже молока не дает. Как я теперь детей кормить буду? Смотри, как отощали, одни глаза остались, – поделился брат.
- Есть у меня к тебе просьба. Отдай мне одного пацана. Знаешь, своих детей у меня нет, одного я и прокормить, и обучить смогу.
- Бери-бери, как никак одна семья, – согласился брат.
Балбар-лама собрал всех детей вместе и стал себе выбирать пасынка – ученика. Остановился он не на самом сильном, а на том, у которого были самые горящие глаза. Его звали Жимба, что означает «даяние». Для верности решил он проверить его на смекалку.
- Дети, отгадайте загадку: «В одной семье к трем сестрам посватался один жених и предложил им сварить чай в абсолютно одинаковых чанах с одинаковыми крышками и равным количеством воды. Кто первая вскипятит, та и станет моей невестой. Кто сварила чай первая: старшая, средняя или младшая? И почему?
Дети стали гадать, только Жимба сразу ответил:
- Младшая.
- Почему?
- Потому что старшая все время заглядывала в чан и открывала крышку, средняя только два раза заглянула, а младшая не хотела старшим мешать и ничего не делала. От открывания пар испарялся и вода нагревалась дольше.
Так стал Жимба жить у Балбар-ламы.
Пришли через месяц проверяющие.
- Как ты идешь в ногу с культурной революцией? Смотри, нашего великого Мао никто еще не обманывал, – грозились пришедшие.
- Да, да. Я вот послушался вашего совета и решил семейным стать, жену не нашел, зато сына уже имею, – и показал маленького Жимбу.
Посмотрели китайцы на него и поверили. А может, просто не до него было. Нужно было еще много вещей у народа конфисковать в пользу государства. Да и на очереди стояли бывшие богачи, учителя и священнослужители.
В итоге Балбар-лама прожил всю жизнь в строгости, лечил людей травами и настоями, помогал страждущим.
А когда стали в родной Бурятии восстанавливать буддийские церкви – дацаны – понял Балбар-лама, что жизни его на Родине угрозы больше нет, и вернулся.
Однажды пригласили его и нескольких именитых тибетских лам на молебен в одну зажиточную семью. Договорились, что ламы сами подойдут в назначенное время.
Пришли они, а по двору собака злая бегает, лает, зубами клацает, слюной брызжет. Остановились именитые тибетские учителя, никто не решается войти во двор. Тут Балбар-лама подошел, посмотрел на лам, открыл калитку и последовал в дом. Собака как увидела его, так и сразу присмирела, притихла. «Дорога свободна», – подумал народ, да не тут-то было. Только-только вошли люди во двор, опять собака кидаться на них начала, пока не выбежала хозяйка и не усмирила животное.
Удивились гости Балбар-ламе — поняли, какую силу обретает человек, проживший всю жизнь в святости. А пасынок Жимба благодаря этому случаю получил образование в России, а затем перенял премудрости траволечения у Балбар-ламы и сейчас лечит людей.