Кармапа Ургьен Тринлей: новая надежда Тибета. Часть I
История линии кармап берет свое начало в XII веке, за 200 лет до рождения первого из далай-лам.
Часть I
Первый в истории признанный перерожденец
История линии кармап берет свое начало в XII веке, за 200 лет до рождения первого из далай-лам. Собственно, последователи традиции карма-кагью, которую формально возглавляет кармапа, и ввели в практику прослеживаемую реинкарнацию как способ наследования религиозной власти.
Уже первый кармапа был крупным религиозным лидером в Тибете. Второй кармапа – Карма-бакши, пользовался большим уважением при дворе монгольских ханов в Пекине. Это о нем и его учениках с восхищением и опаской писал знаменитый Марко Поло: «Сидит великий хан в своем главном покое, за столом; стол тот повыше осьми локтей, а чаши расставлены в покое, по полу, шагах в десяти от стола; разливают по ним вино, молоко и другие хорошие питья. По наговорам да по колдовству этих ловких знахарей-бакши полные чаши сами собою поднимаются с полу, где они стояли, и несутся к великому хану...».
Кармапа чудотворящий
Его Святейшество Кармапа XVI
По силе своего влияния традиция карма-кагью довольно жестко конкурировала с гелукпой. Кармапам так и не суждено было затмить авторитет далай-лам, хотя они также признаются в Тибете воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. Впрочем, у Авалокитешвары может быть сколько угодно перевоплощений.
Кармапа XVI Ригпе Ранджунг Дордже был особенно харизматичной личностью. Из тибетских учителей он одним из первых начал активную прозелитскую миссию на Западе. Когда в 1981 году Ранджунг Дордже умер в Иллинойсе (США), врачи клиники фиксировали повышенную температуру в районе его сердца в течение 3-х дней после его клинической смерти.
Незадолго до своей кончины кармапа написал свое завещание, как это часто делают перерожденцы. В нем он дал подробные описания места своего будущего рождения. Это завещание он вложил в амулет, который передал своему ближайшему ученику Тай Ситу-ринпоче.
Истинное перерождение установят в суде?
Кармапа в возрасте 6 лет в Тибете
Несмотря на это, после смерти шестнадцатого кармапы вспыхнул спор вокруг его истинного перерождения. В соответствии с предсказанием предыдущего кармапы в Тибете был найден мальчик, которого признали авторитетные учителя карма-кагью и Далай-лама XIV.
Однако другой влиятельный представитель традиции Шамар-ринпоче внезапно объявил, что нашел истинное воплощение кармапы. Это привело к кризису внутри традиции карма-кагью. Конфликт до сих пор не разрешен, и официальная резиденция кармап в сиккимском городе Румтеке находится в запечатанном состоянии до судебного решения.
Но какой суд сможет разобраться в том, что вне рационального понимания? Компромиссно настроенные учителя традиции призывают считать обоих кармап истинными. Это не ново для Тибета. В его истории были случаи, когда одновременно существовало трое далай-лам. И все же подавляющее большинство тибетцев признает настоящим Кармапу Ургьен Тринлея.
Кармапа Ургьен Тринлей
Кармапа Ургьен Тринлей
О жизни этого молодого человека, которому нет еще 30, уже можно ставить фильмы. Он родился в обычной семье тибетских кочевников. Делегация лам традиции карма-кагью обнаружила его в убогом жилище из шкур яков. В силу того, что место и обстоятельства обнаружения мальчика совпадали с предсказаниями Ранджунг Дордже, его сразу же признали и правительство КНР, и Далай-лама XIV.
Китайские власти с особым энтузиазмом отнеслись к новому религиозному лидеру, так как надеялись в будущем использовать его в качестве противовеса Далай-ламе. Они ограничили его передвижения, установили круглосуточный контроль за его жизнью.
Однако в 1999 году неожиданно для них Ургьен Тринлей бежал из своей резиденции. Побег стал возможным благодаря тому, что в течение нескольких дней помощники маленького кармапы с помощью магнитофонных записей создавали полное ощущение его присутствия в резиденции.
(Продолжение следует)
В сюжете: перерождениеКармапа ТринлейТибет