Буддизм - это не одна школа и традиция
Двенадцать лет спустя в Туву, выполняя обещание, данное своему Учителю Богдо-Гэгэну IX-му, прибыл Лама Йонтан Гиалтсо.
Сегодня в тувинской столице завершились лекции, дарованые буддистам Тувы известным практиком и наставником Калачакры-тантры Йонтен Гиалтсо Лама.
Впервые высокочтимый монах был в Туве в 2003 году вместе со своим Учителем Богдо-Гэгэном IX-м для проведения исторического по значимости события – после 80-летнего периода репрессий против буддийского духовенства в российском регионе проводилось Посвящение Калачакры. Как сообщали тогда в федеральных СМИ “... Богдо-Гэгэн Джецун Ринпоче IX проведет уникальный буддийский обряд, приносящий гармонию и очищение людям, пространству и всему живому. Считается, что Посвящение Калачакры является щитом от стихийных бедствий и катастроф, а жители Монголии, к примеру, уверены, что после проведения в 1995 году этой церемонии, в их стране наладилась экономика. Основной деталью Посвящения Калачакры является Мандала - буддистская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Кульминацией обряда станет разрушение Мандалы”.
Досточтимый Лама Йонтен Гиалтсо помимо дарования религиозных практик, индивидуальных консультаций по традиции Джонанг, провел молебен о перерождении Богдо-Гэгэна IX-го, считающегося духовным лидером монгольских буддистов и особо почитаемого в Туве. Лама пожелал тувинским буддистам активнее заниматься практикой, потому что человеческая жизнь, к сожалению, очень коротка и не всегда отвечает нашим планам. Кроме того, он выразил пожелание, чтобы возрождение духовной жизни не ограничивалось рамками одной школы или учения, “если в Туве будут представлены все школы тибетского буддизма, в этом нет никакого противоречия, напротив, тем больше возможностей у каждого выбирать себе путь наиболее отвечающий устремлениям и способностям”.
Посвящение Калачакры 2003 года, как и сама личность высокого Учителя Богдо-Гэгэна IX, оставили неизгладимый след у очевидцев и участников событий, как и визит Его Святейшества Далай-ламы XIV-го. Сегодня, имея более глубокие знания по существу Учения, буддисты делились своими воспоминаниями о том, как мало понимали, но с искренной и сильной верой принимали все происходившее. Тувинские буддисты так же помнят, что 12 лет назад публично было дано обещание от имени тувинского народа о возведении в республике резиденции для Богдо-Гэгэна IX-го, сегодня к этим планам добавилось решение, в память об Учителе открыть при резиденции и Центр изучения Калачакры. Учение настолько объемно и глубоко, что необходимость в таком Центре очевидна. Ведь даже текущие, ежедневные практики у многих вызывают затруднения, в силу отсутствия прочных знаний – признались сами буддисты.
В интервью 12-летней давности, на вопрос о том, как надо осмысливать происходящее, монахи давали следующие разъяснения: “ Посвящение Калачакры в основном ориентировано на оздоровление нации, на решение многих очень серьезных проблем — очищение экологии, создание благотворной атмосферы, устранение негативных последствий воздействия на внешнюю среду, кроме того будут созданы благоприятные условия для предотвращения серьезных природных событий – наводнений, пожаров, катастроф, эпидемий, то есть всех событий, носящих массовый характер. В целом можно сказать, что для нации это будет хороший период расцвета всех возможностей, как духовных, так и материальных.Вы заметите это сами. Можно сказать, что после посвящения Калачакры культура Тувы будет как бы выгравирована в железе, для того, чтобы ее лучшие традиции были переданы следующим поколениям. Если раньше, к началу 80-х годов, культуру Тувы можно было бы сравнить с написанием знаков на воде — они, как круги, постепенно исчезают, — то затем, после возрождения буддизма, восстановления буддийских традиций, ее можно было сравнить с выгравированной на дереве, теперь мы говорим о том, что сегодня, после обретения важных практик и посвящений, культура Тувы, ее духовная сердцевина, выгравирована в железе и никогда не исчезнет. У вас уйдут многие препятствия, в сознании останется ясный отпечаток благородных помыслов и устремлений”.
Положенные по канонам ритуальные гадания по окончании возведения Мандалы, 12 лет назад предсказали для женщин Тувы (рукой первой леди - Сары Ооржак) "мягкое будущее", а мужскому населению республики, от имени которых гадание было осуществлено рукой председателя Канцелярии правительства – "гневное будущее", такая же участь выпала повторно, при гадании на будущее самой республики. Монашеству и буддийской сангхе Тувы, Монголии и Бурятии выпали благоприятствующие развитию Учения, знамения.
В толковании, данном самим Богдо-Гэгэном, было сказано о том, что: “Это неплохие знаки, свидетельствующие о государственной власти и силе”. Было бы гораздо хуже, если бы гадательные "палочки" упали за пределы Мандалы. Не случилось и чуда - вертикального попадания гадательных атрибутов в центр Мандалы, говорящих о невиданном расцвете.13 сентября священный песок после разрушения Мандалы был развеян самим Богдо-Гэгэном над озерами Тувы, согласно религиозным канонам.
Проведя в Туве по просьбе буддийских общесвтенных организаций завершающий Цог, Лама Йонтен Гиалтсо в начале следующего месяца направится в Бурятию, а затем в Монголию.