Быть феминисткой в Бурятии сегодня непросто
Улан-удэнка о своем пути к феминизму, целях и трудностях, с которыми пришлось столкнуться.
В начале 2016 года в социальных сетях появился паблик под названием «Я - свобода», где девушки обсуждают наболевшие темы и ищут единомышленниц.
Два дня назад интернет-издание «FurFur» опубликовало истории активисток из семи регионов России, которые ведут паблики в «ВК» с численностью от сотни до нескольких тысяч подписчиц и подписчиков. «Ситуация в Улан-Удэ, Уфе или Томске отличается от столичной: в большинстве случаев среда значительно агрессивнее сопротивляется тем, кто отстаивает свои права», - отмечает портал.
Историю феминистки из Бурятии, одной из основательниц группы «Я - свобода» «Байкал-Daily» приводит полностью.
- Это наверное, самая откровенная история о нас и здорово, что нас выделили в заголовок, - прокомментировала девушка после публикации статьи.
Ася, 25 лет, г. Улан-Удэ:
«Республика Бурятия — национальная республика, здесь всё строится на традиционных устоях и семейных ценностях. Я из этнически бурятской семьи, у нас всегда были важны буддийские ценности, оба родителя – верующие, поэтому моё детство было религиозным. Воспитание было исключительно патриархальным, папа говорил «принеси-подай-приготовь», были чётко разделены функции. Отец — добытчик, возвращался с работы и отдыхал, а мама приходила после двух смен в школе и готовила-стирала-убирала, я вместе с ней.
Распределение обязанностей тогда казалось нормальным, а сейчас выглядит несправедливо.
Осознание пришло достаточно поздно, я уже стала студенткой и только тогда подумала: возможно, что-то неправильно. Хотя конечно, первой весточкой была смена в детском лагере на Дальнем Востоке. Помню, как впервые увидела, насколько отличаются от меня остальные дети, как по-другому они мыслят даже ребята из моего отряда.
Последнее время у нас, и в российском обществе в целом, наблюдаются «пропаганда «традиционных ценностей», возникают дискуссии о возобновлении традиции многоженства.
Мэру Улан-Удэ когда-то задали вопрос: «Какие три вещи вы возьмёте на необитаемый остров?» Ответ был следующим: «Женщину, хоть это и не предмет, а также воду и радиоприёмник». Пандито Хамбо-лама, наш буддийский лидер, говорит: «Как определить женщину? Есть умные и есть дуры. Умные всегда замужем». И другая цитата. «При всём уважении к женщинам, они не в состоянии постичь буддийскую философию».
Эти высказывания лишь помогли мне утвердиться, что религия — всего лишь инструмент влияния.
Когда мы только-только появились, в местных СМИ стали предполагать, что мы финансируемся Госдепом США — мол, откуда у нас деньги, чтобы создать паблик в ВК? Тогда в январе буквально за одну неделю появилось сразу три материала (для Улан-Удэ это буквально информационный бум) с вопросом: «Кто же они, эти загадочные феминистки?» Комментарии к новостям были реально мизогинными: эти феминистки наверняка страшные, у них мужиков нет, где ваше женское начало, вы все лесбиянки. Представляете, если бы мы выступили публично, сколько личного негатива было бы пролито на нас и на членов нашей семьи?
Мы создавали паблик как интерсекциональные феминистки. Каждая админка пришла к феминизму благодаря своему персональному опыту: у кого-то что-то в семье, кто-то на работе столкнулся с несправедливостью, со стеклянным потолком. Мы выбрали несколько тем, которые хочется развивать — свобода репродуктивного выбора, трудовое равноправие, борьба с насилием в семье.
Мы выкладываем в паблике наши интервью с девушками про-фем взглядов. Одна из наших героинь решила создать кризисный центр для помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, столкнувшихся с насилием. С такими центрами в регионе беда — их практически нет. Мы прозвонили все организации, которые удалось найти в интернете, и оказалось, что у большинства не работают телефоны, кроме одной полуправославной организации. Ею оказалась общага, куда можно попасть, добыв кучу справок — не каждая может обратиться за помощью. Кроме того, у этой организации есть центр в сельской местности, где женщины живут с детьми и работают за еду: ведут огород, ухаживают за скотиной. При этом у этого центра налажены связи с журналистами, они часто устраивают пресс-туры, возят в эту деревню представителей СМИ и показывают какие они молодцы, какие довольные девушки там сидят.
Сейчас у нас чуть больше 600 подписчиц, большая часть — не местные. Мы ищем сторонниц из Улан-Удэ, из Бурятии, из соседних регионов, чтобы объединяться и работать вместе.
Пока мы мыслим себя только виртуальном пространстве, но, конечно, есть планы и мечты, связанные с оффлайн-фемпроектами. Мы хотим популяризировать сущность феминизма для широкой публики в нашем регионе.
Источник: baikal-daily.ru