Миеэгомбын Энхболд: "Я вижу Монголию как страну, интегрированную в мировую экономику"
Интервью с председателем Великого Государственного Хурала и кандидатом в президенты Монголии.
- Господин Энхболд, в разное время Вы занимали различные высшие государственные посты в Монголии и сейчас, являясь спикером парламента, Вы баллотируетесь в президенты страны. Как Вы оцениваете российско-монгольские отношения сегодня?
- Взаимоотношения с Россией имеют для нас огромное значение.
Конечно, мы помним, что Советский Союз в своё время оказал неоценимую помощь в становлении монгольской государственности, индустриализации, подготовке квалифицированных национальных кадров во всех отраслях. Вместе с тем, говоря о российско-монгольских экономических отношениях, приходится констатировать, что они находятся на уровне, который далеко не соответствует потенциалу наших стран и стратегической значимости связей России и Монголии в современном мире. В 2009 году была принята "Декларация о развитии стратегического партнерства между Российской Федерацией и Монголией". Кстати, Россия стала для Монголии первой страной, с которой был подписан документ о стратегическом партнерстве. Это очень хороший базовый документ для того, чтобы придать новый, качественный импульс нашему сотрудничеству. Необходимо подчеркнуть, что на политическом уровне взаимоотношения вполне хорошие, но необходимо подтянуть наше экономическое сотрудничество.
- Каковы, по Вашему мнению, причины того, что российско-монгольские экономические отношения не находятся на должном уровне?
-Я думаю, здесь много причин. Во-первых, раньше при социализме все важные проекты решались на государственном уровне. Это, естественно, значительно облегчало процесс принятия решений и осуществления больших проектов. Сейчас времена изменились, и многие вопросы необходимо решать на уровне представителей бизнеса.
Во-вторых, визовый режим между нашими странами был отменен только в 2014 году. Он просуществовал больше 20 лет. За это время разрушились в какой-то степени и хозяйственные связи, и связи на простом, человеческом уровне.
Посмотрите, за эти 3 года после отмены визового режима значительно увеличился поток туристов, товарооборот между нашими странами. В Улан-Баторе открылся российский супермаркет. Стало много товаров, привычных нам с детства. И вообще, я думаю, что взаимоотношения между народами являются солидной базой для укрепления сотрудничества.
Я сторонник того, чтобы государство создавало условия для инвестиций, осуществления совместных проектов, а хозяйственные единицы осуществляли бы эти проекты.
- Вы упомянули, что увеличивается обмен туристами. Мы это чувствуем в Улан-Удэ. Очень много монгольских туристов отдыхает на озере Байкал. Хотел бы спросить о Вашем отношении к плану строительства ГЭС на Эгийн-гол.
- Вы знаете, в условиях глобализации человечество осознало, что наша планета, на которой все мы живем, очень маленькая. И всё на этой планете взаимосвязано. Что касается проекта строительства ГЭС на Эгийн-гол, то очевиден экономический эффект от её строительства. Но, кроме экономической составляющей, мы должны просчитать и экологические последствия от строительства и эксплуатации данной ГЭС не только для Монголии, но и для озера Байкал. В этом мире все взаимосвязано и поэтому мы должны прислушаться к нашим ученым, просчитать все возможные последствия и подойти очень взвешенно к этому проекту.
- Тем не менее, у современной Монголии существует ряд нерешенных проблем с Россией. В первую очередь, это касается достаточно запутанной истории Росатома и правительства Монголии по освоению урана в приграничном Дорноде. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
- Я думаю, что нерешимых задач не бывает. Касательно эксплуатации урановых месторождений, у меня положительное отношение. Добыча урановой руды шла в Мардае Восточного аймака во времена социализма. И даже существовала железнодорожная ветка к этому месторождению. Самые главные критерии в этой области - это экономическая целесообразность и экологическая безопасность.
- Сегодня, после передачи российских акций в Эрдэнэтском ГОКе и "Монросцветмете”, АО “УБЖД” осталось единственным совместным предприятием. Что Вы думаете по поводу развития АО “УБЖД” и развития железных дорог Монголии?
- Мне думается, что Улан-Баторская железная дорога является очень важной частью транспортного коридора между Европой и Азией. Именно главный ход этой дороги, как мы еще ее называем - Трансмонгольской железной дороги, является самым коротким путем из центрального Китая в Россию и далее в Европу. Сейчас уже очевидно, что нам необходимо привести инфраструктуру АО “УБЖД” в техническом отношении до уровня современных железных дорог, сделать монгольский транзит конкурентоспособным. И надо помнить, что Трансмонгольская железная дорога является составной частью Транссибирской магистрали. Развитие железной дороги в Монголии очень хорошо отражено в трехстороннем проекте “Экономический коридор”. Я думаю, что приоритетными шагами в этом направлении будут электрификация железной дороги и строительство второго пути.
- Раз Вы упомянули о трехстороннем сотрудничестве, каким Вы видите место Монголии в современном мире?
- Я вижу Монголию страной, интегрированной в мировую экономику, страной благоприятными условиями для инвестиций, с интегрированной в мировую сеть инфраструктурой.